олимпиада по обществознанию 10-11 класс
олимпиадные задания по обществознанию (10 класс) на тему

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

олимпиада по обществознанию 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_etap_olimpiady_po_obshchestvoznaniyu_10-11_klass.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап  олимпиады по обществознанию 10-11 класс

ФИО___________________________________________________________                                                                           Класс____________

1.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (5 б.)

1.1. Вексель, облигация, акция, чек___________________________________________________________

1.2. Гипотеза, Диспозиция, Санкция___________________________________________________________

1.3. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия, деспотия_____________________________________________

1.4. Субъект, объект; цель, средства, результаты, действия___________________________________________

  1. Ощущение, восприятие, представление_______________________________________________________

2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово (выражение) выпишите и объясните, почему вы так решили. (3 б.)

2.1. Аграрное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, постиндустриальное общество____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Национально - государственное устройство, форма правления, политический режим, тоталитарный режим________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Понятие, ощущение, суждение, умозаключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. (2 б.)

1) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

2)анализ состояния предмета

3) установление взаимосвязи различных понятий

4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

5) получение новых суждений на основе уже имеющихся

6) сохранение в памяти целостного образа предмета

Ответ _____________________.

4.Верны ли следующие суждения? В таблице , напишите «да», если суждение верно и «нет», если суждение не верно (10 б.):

1.Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении

2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения

3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества

4.Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.        

5. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.

6.Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках        

7.Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.        

8.Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

9.Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Выпишите, какие из перечисленных документов относятся к подзаконным нормативным актам: (3 б.)

1) Трудовой кодекс РФ

2) Указ Президента РФ

3) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

4) Инструкция по заполнению заявления о государственной регистрации юридического лица по ф.11001

5) Положение о порядке замещения государственной гражданской должности

      6) Закон РФ «О недрах»                                                                                                    Ответ ____________

6.Соотнесите  исторический  тип общества с фрагментами, его характеризующими. (8 б.)

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1.  Аграрное общество

2. Индустриальное общество

3.Информационное общество

А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает  информационное агентство Росбалт

Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».  

В. WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

- Экономия времени и денежных средств.

- Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно-  двухнедельного заработка.

Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности. 

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А.де Токвиль)

                       1

                         2

                        3

7. Какой отраслью права регулируются приведенные ниже ситуации?  По одному баллу за каждое правильное соответствие.

1.Орган опеки и попечительства отказал родителям несовершеннолетнего ребенка, пожелавшим изменить его имя________________________________________________________________

2. Милиционер составил постановление о возбуждении уголовного дела._______________________________

3.Фирма «Стол-е» отказалась от требования  выплатить неустойку _____________________________________

4. Директор в период кризиса на 3 месяца задержал выплату заработной платы административным работникам_______________________________________________________________________________________

5. .Группа граждан, протестовавших против прокладки железной дороги по сельскохозяйственным угодьям, организовала пикет и перекрыла движение по магистрали______________________________________________

8. Вставьте обществоведческие термины, которые соответствуют  каждой из следующих ситуаций (10 б.):

  1. Рынок компьютеров в стране Р. Контролирует одна крупная фирма. ________________________________
  2. Для поддержки отечественных производителей государство Р. Установило высокие таможенные пошлины на ряд товаров.____________________________________
  3. Предприниматель К. затратил на приобретение сырья, аренду помещения, закупку оборудования, выплату заработной платы сумму в 100 тысяч рублей. ___________________
  4. Гражданин Ф. после продажи квартиры внес обязательный платеж на счет государства_____________________
  5. Повышение цен на мировом рынке на сырье, которое экспортирует страна Д.,  привело к тому, что доходы страны оказались выше ее расходов. ___________________

9.Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. (9 б.)

А) Группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм  и ценностных ориентаций может быть реальная и идеальная.

___________________________________________________________________________________

Б) Как правило, индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур испытывают большое психологическое напряжение, связанное с кризисом самосознания и утратой социальной идентичности.

____________________________________________________________________________________

В) В Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным признакам, умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение этих групп, как за преступление против мира и безопасности человечества.

______________________________________________________________________________________

10. Укажите единственно правильный ответ. (2 б.)

10.1. Какая из  перечисленных ниже  наук дает наиболее общие знания об обществе и человеке?   

 1)экология  2) философия 3) правоведение  4) политология

10.2. Формирование способности каждого человека к творчеству, его восприимчивости к лучшим художественным произведениям – это одна из задач

1)элитарной культуры   2) поп-культуры 3)массовой культуры 4) духовной культуры

10.3. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе

 1)искусства  2) науки   3)производства   4) образования

10.4. К социальным относятся потребности человека в

1)отдыхе   2)пище   3) воде   4) общении

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.  (всего 2 б.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «факторы производства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о труде как факторе производства, и одно предложение, объясняющее ограниченность труда как фактора производства. (всего 2 б.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Прочитайте приведенный ниже текст, вставьте слова в пропуски из предлагаемого ниже списка. (6 б.)

«Потребности человека могут быть удовлетворены с помощью благ. Воздух, солнечный свет, родниковую воду, энергию ветра и др. называют_______________(А): они доступны всем, кто в них нуждается. Большинство благ (пищевые продукты, одежда, жилье, мебель и пр.) являются ограниченными, платными, это - ____________________(Б). Люди потребляют их в виде товаров и _______________(В).

Для создания экономических благ необходимы__________________(Г): трудовые, природные, материальные. Экономисты объединяют их в четыре группы так называемых__________________(Д). Это труд, земля, предпринимательские способности и _____________(Е)».

Список терминов:

  1. Факторные доходы           2) услуги              3) издержки производства         4) даровые блага           5) факторы производства          6) природные источники                 7) экономические блага                  8) ресурсы             9) капитал

А

Б

В

Г

Д

Е

14. Замените определения понятием (3 б.)

  1. Исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире - _________________________________
  2. Периодически повторяющиеся спады и подъемы в экономике - ______________________________________
  3. Сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителем данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом_________________________________________________________

Ответы

Олимпиада по обществознанию для 10-11 классов.  Школьный этап 2011/2012 учебный год. Ответник.

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (10 баллов  ) По 2 балла за каждый верный ответ.

  1. ценные бумаги 1.2.глобальные проблемы   1.3.признаки государства    1.4.ресурсы (источники) власти

1.5. политические идеологии

10

Заполните пропуск в ряду. (10 баллов ) По 2 балла за каждый верно заполненный пропуск.

2.1. феодальная   2.2. Будда (Гаутама)   2.3.Элитарная  2.4. Тотемизм  2.5. Диспозиция

10

1, 6  

2 балла за полный верный ответ, 1 балл за неполный верный ответ, 0 баллов при сочетании верного выбора с неверным.

2

Верны ли следующие суждения?10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

10

Впишите правильно буквы вместо пропусков в обществоведческие термины.(30 баллов. 1 за каждый верно заполненный пропуск

  1. Тоталитаризм
  2. Менталитет
  3. Экзистенциализм
  4. Антисемитизм
  5. Дискриминация
  6. Мораторий
  7. Агностицизм
  8. Конвертируемость
  9. Идеология
  10. Либерализация

30

в,г

2 балла за полный верный ответ, 1 балл за неполный верный ответ, 0 баллов при сочетании верного выбора с неверным

2

Отметьте, какие из перечисленных документов относятся к подзаконным нормативным актам:  (3 балла)    2,4,5

1 или 2 балла за неполный верный ответ. 0 баллов при сочетании верных ответов с неверными.

3

По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего 8 баллов.

                      1

                   2

                    3

Г,Е

Б,Д,З

А,В,Ж

8

Установите  соответствие между обществоведческими терминами и  их  дословным переводом. Вставьте пропущенные слова (13 баллов):

По 1 баллу за каждое верное соответствие, по 1 баллу за каждое вставленное слово.  

Ответ:

термин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

перевод

Е

И

А

Ж

З (место, которого нет)

Б

Г

Л

В

д

К

президент

13

5 баллов по 1 за каждое верное соответствие. Запишите к каждой букве, относящиеся в ней цифры вариантов ответов:

1

2

3

4

5

В

Г

Д

А

Б

5

Какой отраслью права регулируются приведенные ниже ситуации? (5 баллов).  По 1 баллу за каждый правильный ответ

  1. Семейное
  2. .Уголовно-процессуальное
  3. Гражданское
  4. Уголовное
  5. Административное

5

3 балла за правильный ответ

Необходимая оборона

3

Вставьте обществоведческие термины, которые соответствуют  каждой из следующих ситуаций (10 баллов):

10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ

1.монополия (монополизм)

2.протекционизм

3.издержки производства

4.налог

5.профицит бюджета

10

(3 балла):

Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит. (Джон Локк)

3

Она – налоговый инспектор. (3 балла) 

В Швеции, как известно, очень высокие налоги, и экономные любители домашних животных не желают платить собачий налог. Приходится идти на хитрости. Эльфрида лает на лестницах и прислушивается, не откликаются ли на ее зов незарегистрированные собаки. (2 балла)

 

5

По 2 балла за каждый верный ответ

А) равенство

Б)революция

В)философия

6

По 2 балла за каждое верное понятие

А)искусство

Б)наука

В)демократия

Г)бизнес

8

9 баллов, по 3 балла за каждый верный термин

А)Референтная группа

Б)Маргиналы

В)Геноцид

9

А)Жан Жак Руссо

Б)Н.А.Бердяев

6 баллов. По 3 балла за каждый верный ответ.

6

Решите кроссворд: 33 балла по 1 баллу за каждый верный ответ

1К

е

й

н

2С

  0

О

3Г

Е

Р

Ц

Е

  Н

4Ц

И

Н

И

З

5М

  Р

  С

И

И

 А

  Е

А

Ф

Ж

  Н

Л

О

Д

  С

И

Л

А

  У

С

О

Н

6С

о

в

Е

Т

Г

И

И

7к

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

8И

Н

Ф

Л

Я

Ц

И

9Я

А

З

Н

Ы

10Т

Р

11А

Д

И

Ц

И

Я

12З

А

П

А

13Д

Н

И

К

Н

Е

А

14С

Е

Н

А

15Т

М

Р

Т

Е

О

Х

Р

Х

К

И

У

Н

Р

З

К

О

И

16М

А

Г

Н

А

Т

17К

Р

Е

Д

И

Т

У

Р

Р

А

18А

С

К

Е

Т

33

Всего баллов

181


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по обществознанию 8-9 класс

Олимпиада по обществознанию 8-9 класс...

Задания олимпиады по обществознанию для 7 класса

Задания олимпиады по обществознанию для 7 класса...

Задания олимпиады по обществознанию для 8 класса

Задания олимпиады по обществознанию для 8 класса...

Школьный этап олимпиады по обществознанию 6-11 класс

Материалы включают задания для школьного этапа олимпиады по обществознанию; содержат тесты, задачи и источники для 6-11 классов.Все задания соответствуют требованиям стандарта, федеральным программам ...

Олимпиада по обществознанию для 8 класса

Олимпиадные задания для 8 класса - на выбор правильного ответа, задание на установление соответствия, работа с текстом....

Задания школьной олимпиады по обществознанию 10-11 классы

Этот материал может быть использован для работы с наиболее мотивированными  к изучению обществознания учениками...