Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание».
тест по обществознанию (10 класс) на тему

Опалихина Татьяна Геннадьевна

Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание» в 2 вариантах с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1_0.docx46.01 КБ
Файл variant_2_0.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание».

Вариант 1

  1. В отличие от других видав познания в процессе научного познания обязательно происходит
  1. отражение внешних признаков познаваемого объекта;
  2. теоретическое обобщение результатов наблюдений;
  3. формулировка возможных ответов на возникающие вопросы;
  4. построение предложений, основанных на опыте.

  1. И ученый, и школьник познают окружающий мир. Отличие познавательной деятельности ученого состоит в том, что он
  1. использует экспериментальные методы;
  2. использует теоретические методы;
  3. творчески решает поставленные задачи;
  4. добывает знание новое для всего человечества.

  1. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.

Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в

 языке.

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.

Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об истинном знании?

А.   Истинное знание  - то, которое разделяется большинством людей.

Б.  Истинное знание – то, которое соответствует познаваемому субъекту.

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1. Относительная истина – это знание
  1. непроверенное
  2. неполное
  3. недостоверное
  4. необоснованное

  1. Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, стремлениях в процессе
  1. самопознания;          3) самоконтроля;
  2. самолюбия;               4) самоуправства.

  1.  Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?

А.  Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б.  Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложиться на него.

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1.  Установите соответствие между уровнями научного познания  и иллюстрирующими их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                          УРОВНИ

Ответ запишите в виде порядка цифр.

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

     

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. данные
  2. ошибка
  3. психика
  4. выводы
  5. науки
  6. контакты
  7. возврат
  8. история
  9. ученые

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

  1.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»?  Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном познании: одно предложение об отличиях научного познания от житейского и одно предложение с характеристикой любого из методов научного познания.

  1.  В   обществоведческих науках существуют положения, которые вызывают споры ученых. Ниже приведено одно из таких положений.

«. Наука есть  не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует»

Используя обществоведческие знания, приведите два положения в защиту данной точки зрения и два положения, опровергающих данное мнение.

13.Прочитайте текст и выполните задания к нему
Наукой принято называть теоретическое систематизированное   представление о мире, воспроизводящее его существенные   стороны в абстрактно-логической форме и основанное на   данных научных исследований Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему   знаний и вид духовного производства.  Как вид духовного производства наука включает в себя     специфическую деятельность человека по приращению    существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих   в совокупности научную картину мира Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей     развития научного знания. Согласно первой модели –    эволюционной – наука представляет собой особый вид   «социальной памяти человечества». Согласно второй модели революционной – наука периодически переживает коренную    смену господствующих в ней представлений Термин «наука» употребляется также для обозначения    отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли  науки формировались в соответствии с теми сторонами   действительности, которые были вовлечены в процесс   познания. В современной науке новые области знания  возникают в связи с выдвижением определённых теоретических   или практических проблем. Проблемный характер развития   

современной науки привёл к появлению междисциплинарных и   комплексных исследований, проводимых средствами нескольких   различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным   институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной   жизни. Наука превращается в непосредственную   производительную силу общества, становится массовым видом  деятельности 
                    (И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

1)        Укажите любые три из приводимых в тексте определений       науки.

2)        Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую  причину этих изменений они указали?

3)        Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные и  проблемы, которые являются предметом междисциплинарных   исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

4)        Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом  
   современного общества. Приведите три примера влияния   современной науки на общество.



Предварительный просмотр:

Контрольное тестирование в рамках для 10 класса (профильный уровень) по теме: «Сознание и познание».

Вариант 2

  1. Только в процессе научного познания происходит
  1. объяснение объективно действующих законов;
  2. применение знаний на практике;
  3. отрицание предыдущих достижений познавательного процесса;
  4. формирование целостного образа мира.

  1. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию:
  1. использование понятий;
  2. логическое выведение умозаключений;
  3. экспериментальное подтверждение результатов;
  4. открытость рациональной критике любого положения.

  1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?

А.  Выводы,  сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.

Б.  Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А.  Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий.

Б.  Ложное знание может быть следствием недобросовестности исследователя.

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1. Верны ли следующие суждения об истине?

А.  Истина – это соответствие знания интересам познающего субъекта.

Б.  Истина – это соответствие знания представлениям большинства людей.

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1. Абсолютная истина в отличие от относительной  истины – это
  1. выводы, полученные научным путем;
  2. экспериментально установленные факты;
  3. знание, которое никогда не будет опровергнуто;
  4. суждения,  лишенные субъективных оценок.

  1. Самооценка человека не включает в себя:
  1. отношение к собственной внешности;
  2. стремление добиться успеха в обществе;
  3. отношение человека к себе и другим;
  4. смена человеком места жительства.

  1. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А.  Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира.

Б.  Самопознание – это переход от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я».

1) верно только А;               3) верны оба суждения;

2) верно только Б;               4) оба суждения неверны.

  1. Установите соответствие между положениями и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛОЖЕНИЯ                                                                 ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

   

       

   

   Ответ запишите в виде порядка цифр.

А

Б

В

Г

Д

Е

  1.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. потребность                                        6) результат
  2. истина                                                 7)  идеальные образы
  3. познавательный инстинкт                 8)  объективность
  4. процесс                                                9) субъект
  5. деятельность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

  1.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»?  Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине: одно предложение об объективности истины и одно предложение, раскрывающее связь относительной и абсолютной истины.

  1.  В обществоведческих науках существуют положения, которые вызывают споры ученых. Ниже приведено одно из таких положений.

«Бытие является первичным по отношению к сознанию. Именно оно и формирует последнее».

Используя обществоведческие знания, приведите два положения в защиту данной точки зрения и два положения, опровергающих данное мнение.

13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
    Истина сама по себе... – соответствие между нашей мыслью и  действительностью... Ложь – в отличие от заблуждения и  ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно   предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от    этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма    лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле  объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя     бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот,    который делается с намерением обмануть других, тогда как   ложным выводом может быть и такой, который делается по      ошибке, вводя в обман самого ошибающегося...

    Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не    есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя  ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то,   что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид    вещей, когда объясняет их... Чтобы ум признал факт ясным,  прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он  перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким   образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть   предмет и цель ума... Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего   было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек  снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже  владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для  человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного   покоя божества. (Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря  Ф.Брокгауза – И.Ефрона)

1)Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение    отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши   знания об этих фактах истинны»?

2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем    оно?

3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной    (умственной) деятельности человека, направленной на     постижение мира? Соответствуют ли эти положения  современным взглядам на роль рационального мышления в       познании? Свой вывод обоснуйте.
4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания?  Какие методы помогают науке добывать истинное знание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обществознание. ЕГЭ. Вводная контрольная работа для учащихся 11 класса (профильный уровень)

Вводная контрольная работа составлена с целью проверки знаний, полученных в 10 классе. Проверяются знания по следующим темам: Общество и общественные отношения, Человек и его деятельность, Познание, П...

Урок истории России в 11 классе (профильный уровень) на тему « СССР накануне войны»

Цели урока:раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;- развивать познавательные умения: самостоятельно п...

Итоговая контрольная работа по экономике 10 класс (профильный уровень).

Итоговая контрольная работа по экономике 10 класс (профильный уровень).  В работе 2 варианта. Работа помогает выяснить знания учащихся по изученным темам: "Предмет и метод экономической науки", "...

контрольная работа"Логические уравнения" 11 класс (профильный уровень)

данная контрольная работа охватывает многообразие видов логических уравнений и систем, а соответственно способов решения данных уравнений....

Рубежная контрольная работа по обществознанию, 10 класс/ профильный уровень

Рубежная контрольная работа по обществознанию, 10 класс/ профильный уровень...

Итоговая контрольная работа по химии 10 класс (профильный уровень)

Данная итоговая контрольная работа использовалась мною в качестве переводног экзамена в 10 классе профильного изучения химии. Работа расчитана на 90 минут, включает в себя задания разного уровня сложн...