Элективное занятие по обществознанию в 11 классе " Политический конфликт".
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Разработка элективного занятия по обществознанию .Содержит материал о типах политических конфликтов, стратегии взаимодействия людей в конфликтах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_politicheskiy_konflikt.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  обществознания в 11 классе в профильной группе по теме

« Политический конфликт»

Учитель Попова О.Н.

 Цель-углубление знаний о социальном конфликте на основе изучения одного из его типов - политического конфликта.

Задачи-

- раскрыть взаимосвязь политического и социального конфликта

- дать определение понятия «политический конфликт»

- ознакомиться с типологией политических конфликтов

- ознакомиться со стратегиями взаимодействия личности в конфликте

- научить использовать приобретенную информацию при решении заданий ЕГЭ (составление развернутого плана, иллюстрация теоретических положений примерами из жизни общества)

- определить роль стратегий взаимодействия в конфликте при разрешении межличностных конфликтов

- развивать умения группового взаимодействия- общения для  совместного решения проблем, оценки работы в группе.

- развитие метапредметных умений-  поиск информации и ее анализ, составление плана ответа, оценка и самооценка.

- развитие межпредметных связей- с историей, социологией.

Используемая технология- технология групповой работы.

Способ формирования групп - определяет учитель.

Тип урока - изучение нового материала.

Используемые средства обучения - раздаточный материал, рабочие тетради, лист А4, маркеры, магниты.

План урока:

1.Орг момент.-1 мин

2.Мотивация и целеполагание-3 мин.

3.Актуализация знаний-6мин.

4.Изучение нового материала. Информационный блок-10мин.

5.Изучение нового материала. Аналитический блок.-12 мин.

6.Закрепление-5мин.

7.Рефлексия- 3 мин.

Ход урока.

1 этап.

Приветствие, уточнение состава групп.

2 этап.

 Диалог с учащимися по вопросам:

А) вставьте пропущенное слово в предложение, записанное на доске- « В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показан…….двух поколений.»( конфликт)

Б) Исходя из тематики повторяемого нами раздела, уточните, о каком конфликте пойдет речь ( о политическом)

В) сформулируйте самостоятельно и запишите в тетради 2-3вопроса, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке .( несколько учащихся озвучивают свои вопросы)

Г) Для чего нужны вам эти знания? (применить на ЕГЭ в первую очередь).

Д) Но ЕГЭ – это не вся жизнь, где еще могут они пригодиться? (в дальнейшей жизни)

В результате диалога учащиеся формулируют триединую цель урока:

- приобрести определенные знания о политическом конфликте;

-потренироваться в решении заданий ЕГЭ по теме;

- выяснить, как приобретенные знания могут пригодиться в дальнейшей жизни.

3 этап.

Диалог с учащимися:

А)Мы изучали социальный конфликт в10 классе. Как связаны эти понятия?( политический конфликт-один из типов социального конфликта)

Б) Можем ли мы охарактеризовать политический конфликт по такому же плану, что и социальный конфликт? ( можем)

В) Озвучьте этот план .( учащиеся называют план изучения темы « Политический конфликт» на основе имеющегося плана по теме  «Социальный конфликт»).

4 этап.

1)Политический конфликт имеет и свою специфику. Политические конфликты бывают разных типов .Выполните в группах задания 1 и 2.( см.Приложение 1)

2) Люди в конфликтах, в том числе и политических, ведут себя по-разному. Выполните в группах задание3(см.Приложение 1),прикрепите листы с записями к доске магнитами.

5 этап.

А)Выслушайте ответы групп и выполните задание4.(см.Приложение 1)

После выполнения задания учитель задает вопрос всем учащимся- В современном мире в эпоху гуманизации человеческих отношений какие стратегии нужно использовать?( сотрудничество, компромисс)

Б) скорректируйте план раскрытия темы с учетом приобретенной новой информации.Озвучьте его.

6 этап.

Диалог с учащимися:

А) ответы на какие из поставленных вами  вопросов  вы получили на уроке? (определение, типология, способы разрешения политических конфликтов)

Б)при решении каких типов задание ЕГЭ тренировались применять полученные знании?( составление плана, использование примеров для иллюстрации теоретических положений)

В) какую информацию, приобретенную на уроке, можно использовать в  дальнейшей жизни?( стратегии взаимодействия при разрешении межличностных конфликтов).

Г) в процессе работы в группах возникали ли у вас конфликтные ситуации? Какие стратегии вы использовали? ( ответы учащихся)

7 этап.

Оцените свою работу  и работу каждого в группе в листах оценки(см.Приложение 2).

(Критерии оценки разработаны с учащимися ранее ,еще в 10 классе, и используются во время групповой работы и на других уроках).

Благодарю за работу!

Приложение1.

1 группа

Задание1.Ознакомьтесь с типологий конфликтов.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или – или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши – не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

Задание2.Соотнесите приведенный ниже пример с типом конфликта, аргументируйте.

Холодная война между СССРи США явилась противостоянием  ценностей тоталитаризма и демократии, капитализма и социализма.

Задание 3.Существуют 5 стратегий поведения людей в конфликте.Ознакомьтесь с одной из них, выберите, к какой стратегии относится данное описание. Запишите ее на листе и выберите правило поведения, подходящее к данной стратегии:

Стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

………..-ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Такое поведение  может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.

Правила поведения:

1.«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

2.«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

3.«Чтобы ты проиграл, проиграю и я»

4«Чтобы выиграл я, ты должен проиграть»

5.«Чтобы каждый из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Задание4.Выслушайте объяснения других групп и определите , какую стратегию использовали люди в приведенном ниже примере. Объясните свой выбор.

После троекратного отклонения Гос. Думой  кандидатуры Председателя правительства, предложенной президентом, президент объявил о роспуске Гос.Думы и проведении новых выборов в Гос.Думу.


2 группа

Задание1.Ознакомьтесь с типологий конфликтов.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или – или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши – не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

Задание2.Соотнесите приведенный ниже пример с типом конфликта, аргументируйте.

Религиозные войны католиков и протестантов во Франции.

Задание 3.Существуют 5 стратегий поведения людей в конфликте.Ознакомьтесь с одной из них, выберите, к какой стратегии относится данное описание. Запишите ее на листе и выберите правило поведения, подходящее к данной стратегии:

Стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

…….- одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Взаимодействие протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В этой ситуации  обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Такой тип взаимодействия является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях,

Правила поведения:

1.«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»  2.«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

3.«Чтобы ты проиграл, проиграю и я»  4.«Чтобы выиграл я, ты должен проиграть»

5.«Чтобы каждый из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Задание4.Выслушайте объяснения других групп и определите , какую стратегию использовали люди в приведенном  ниже примере. Объясните свой выбор.

        После победы в  русско- турецкой войне 1877-1878гг. и подписания выгодного для России Сан-Стефанского мира с Турцией, Россия была вынуждена согласиться на пересмотр его условий в интересах великих европейских держав( Англии, Франции, Германии), чтобы избежать большой войны с ними.


                                                         
3 группа

Задание1.Ознакомьтесь с типологий конфликтов.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или – или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши – не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

Задание2.Соотнесите приведенный ниже пример с типом конфликта, аргументируйте.

Борьба внутри партии большевиков о судьбе НЭПа-свертывание его и возвращение к командной экономике или продолжение его и развитие рыночной экономики.

Задание 3.Существуют 5 стратегий поведения людей в конфликте.Ознакомьтесь с одной из них, выберите, к какой стратегии относится данное описание. Запишите ее на листе и выберите правило поведения, подходящее к данной стратегии:

Стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

…….—половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Это взаимодействие  затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.
Чаще всего такой способ продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.
Правила поведения:

1.«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» 

 2.«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

3.«Чтобы ты проиграл, проиграю и я» 

 4.«Чтобы выиграл я, ты должен проиграть»

5.«Чтобы каждый из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Задание4.Выслушайте объяснения других групп и определит , какую стратегию использовали люди в приведенном ниже примере. Объясните свой выбор.

Министерство обороны настоятельно требовало увеличения расходов на оборону, а Министерство образование и Министерство здравоохранения требовало роста расходов на образование и медицину. Какой же бюджет страны утвердит Государственная Дума?

                                                          4 группа

Задание1.Ознакомьтесь с типологий конфликтов.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или – или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши – не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

Задание2.Соотнесите приведенный ниже пример с типом конфликта, аргументируйте.

Конфликт законодательной и  исполнительной власти  РФ в октябре 1993г.по поводу разграничения их полномочий.

Задание 3.Существуют 5 стратегий поведения людей в конфликте.Ознакомьтесь с одной из них, выберите, к какой стратегии относится данное описание. Запишите ее на листе и выберите правило поведения, подходящее к данной стратегии:

Стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

…-.как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений.  Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.
Правила поведения:

1.«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» 

 2.«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

3.«Чтобы ты проиграл, проиграю и я» 

 4.«Чтобы выиграл я, ты должен проиграть»

5.«Чтобы каждый из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Задание4.Выслушайте объяснения других групп и определите , какую стратегию использовали люди в приведенном ниже примере . Объясните свой выбор.

США, Россия , Германия , Франция , Украина разработали меры по урегулированию конфликта в Украине.

                                                         

                                                                  5 группа

Задание1.Ознакомьтесь с типологий конфликтов.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, величиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). Такие конфликты относительно легче других поддаются регулированию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о базовых ценностях и политических идеалах («конфликт ценностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы демократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или – или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возникнуть по разделительной линии «наши – не наши», что становится преградой на пути общенационального объединения. Это порождает особые трудности для его разрешения.

Задание2.Соотнесите приведенный ниже пример с типом конфликта, аргументируйте.

Противостояние 1Ггосударственной Думы и Николая 2 по аграрному вопросу  в годы 1 российской революции.

Задание 3.Существуют 5 стратегий поведения людей в конфликте.Ознакомьтесь с одной из них, выберите, к какой стратегии относится данное описание. Запишите ее на листе и выберите правило поведения, подходящее к данной стратегии:

Стратегии: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

…… —это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего такую стратегию. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.
Такая стратегия целесообразна в тех случаях, когда для одного участника конфликта  его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее

Правила поведения:

1.«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»  2.«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

3.«Чтобы ты проиграл, проиграю и я»  4.«Чтобы выиграл я, ты должен проиграть»

5.«Чтобы каждый из нас выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Задание4.Выслушайте объяснения других групп и определите , какую стратегию использовали люди в приведенном ниже примере . Объясните свой выбор.

В начале 90-хгг 20 в возник конфликт между республикой Татарстан и РФ.Он был урегулирован после того как  руководство РФ согласилось передать республике Татарстан значительную часть властных полномочий и прав собственности на республиканское имущество. В ответ Татарстан согласился остаться в составе РФ и подписал Федеративный договор.

Приложение 2.

Оценка работы в группе:

 «3»- самый активный участник группы, больше всего предложил верных идей

«2»- активность поменьше, верные идеи были, но немного

«1»- активность наименьшая, верных идей очень мало

«0»- не проявлял никакой активности, ничего не предлагал или неверные идеи

Фамилия , имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по обществознанию 11 класс "Избирательное право"

Курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 11 классов ивключает в себя теоретические и практические заня­тия   Задачи курса: развитие интереса к изучению истории избирательно...

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Тест по обществознанию 10 класс политическая сфера

Проверочный тест по обществознанию 10 класс на тему политическая сфера...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Политические режимы"

рассмотрение политических режимов , согласно учебнику Кравченко "Обществознание "9 класс...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"

Конспект  урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические партии"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические партии"...

Проверочная работа по Обществознанию. 9 класс. Политическая сфера.

Проверочная работа для учащихся 9 класса коррекционной щколы по теме "Политическая сфера жизни общества"...