Урок-фрейм на тему « Отклоняющееся поведение»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала;

  по способу организации: урок - фрейм.

Цель урока: создание условий для формирования  учебной мотивации  и  активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы.

Задачи:

•         ввести понятия «социальные нормы», «отклоняющееся поведение »;

•         формировать познавательные потребности учащихся;

•         продолжить  формирование  ключевых компетенций:   умений анализировать,  сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи, работать в группах, получать информацию из источников разного вида;

развивать навыки социального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_avtosohranennyy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурака

Чапчын Солангы Сергеевна

учитель истории и обществознания

Урок-фрейм на тему

« Отклоняющееся поведение»

Ак-Довурак-2014

Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала;

  по способу организации: урок - фрейм.

Цель урока: создание условий для формирования  учебной мотивации  и  активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы.

Задачи:

  • ввести понятия «социальные нормы», «отклоняющееся поведение »;
  • формировать познавательные потребности учащихся;
  • продолжить  формирование  ключевых компетенций:   умений анализировать,  сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи, работать в группах, получать информацию из источников разного вида;
  • развивать навыки социального поведения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, планшетные компьютеры, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал для работы индивидуально и в группах, учебники.

Литература и информационные ресурсы:

Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2009.

Достоевский ФМ. Преступление и наказание. – диалог Раскольникова и Сони.

Закон о курении //www.spravkoved.ru/home/103-zakon-o-kurenii 

Изменения в быту в эпоху Петра I //http://www.costumehistory.ru/view_post.phpid=95

Милосердова Л.А. Урок-фрейм по теме «Производная» //festival.1september.ru/articles/508742/

Ход урока:

1. Организационный момент.

Озвучивается эпиграф к занятию: «Великая цель образования – не знания, а действия» (Герберт Спенсер)

2. Восстановление общего для всех уровня знаний – базовой «рамки» - фрейм (англ.)

  • Данный тип урока позволяет учащимся оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
  • Фрейм  означает консолидацию разнородной информации, имеющей центром то или иное реальное явление, действие, событие, ситуацию, воспринятую психикой в ограниченных рамках пространства и времени.
  • Урок-фрейм охватывает все информационное окружение данного понятия.  Фреймовое представление знаний имеет ту особенность, что в нем поневоле участвуют как все процессоры мозга, так и наблюдения, опыты, эмоции, аналогии и гипотезы, доказанное и предполагаемое, готовое и составляемое.

Для того, чтобы повторить пройденный материал, используем интерактивную технологию:

Учитель: у вас на столах лежат карточки, возьмите любой из них, прочитайте, у вас там что-то написано, подумайте и попытайтесь найти какой-то принцип объединения и создайте группы, это сделайте здесь.( у доски). Разговаривайте между собой не только в вашей группе, но и в других группах. (должно получиться три группы)

  1. Функции социальных норм 4 (регулируют общий ход социализации, интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество, контролируют отклоняющееся поведение, служат образцами, эталонами поведения)
  2. Социальные санкции 5 (правительственная награда Ф+, дружеская похвала Н+, смертная казнь Ф-, наказания не предусмотренные официальными инстанциями Н-, УЛЫБКА Н+)
  3. Социальный контроль 5 (способ саморегуляции системы, упорядоченное воздействие посредством нормативного регулирования, особый механизм социальной регуляции поведения, поддержание общественного порядка, элементы: нормы и санкции)

ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ОБЩЕПРИЗНАНЫХ НОРМ

 

Ученики: размышляют между собой, находят друзей по смыслу и объединяются в группы, садятся по желанию на любой стол.

УЧИТЕЛЬ: ИТАК ТЕМА НАШЕГО УРОКА «ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ»

Отклоняющееся поведение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество. К сожалению мы все чаще и чаще видим, становимся свидетелями его проявления в человеческом обществе. Отклоняющееся поведение

2.  Учитель: Вы все творческие группы. Давайте рассмотрим причины отклоняющегося поведения

Работа в группах.

Основной вопрос для всех: как главная мысль вашего фрагмента соотносится с понятием «О.П»?

1 группа: филологи.  

Анализ  фрагмента  произведения «Преступление и наказание».

 Вывод – есть нормы непреходящие, ценные в любое время и в любом обществе – жизнь. Убийство  - поведение, нарушающее социальные нормы во все времена.

2 группа: правоведы.

Работа с интернет-ресурсами на планшетах с целью анализа  проблемы курения в свете последних законодательных инициатив.

Вывод:  в настоящее время власть реагирует на потребности общества, создавая одни из важнейших социальных норм  – правовые нормы, запрет на курение в общественных местах, но пока это скорее идеал поведения, чем норма.

3 группа: биологов причины возникновения

 

Общий вывод:  социальные нормы различаются по важности для государства и общества, во многом зависят от конкретно исторических условий.

После презентации работы каждой группы выделяем социальное действие, которое подвергалось анализу, размещаем на слайде соответственно линии социальных норм (работа в тетрадях и у доски).

Учитель обращает внимание учащихся к учебнику. С его помощью они могут ввести понятие девиации  и добавить примеры отклоняющегося поведения (стр. 177, 4 абзац).

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение индивида или группы, не соответствующее социальным нормам.

4.  Возвращение к эпиграфу. Как связать эпиграф нашего занятия с темой «Социальные нормы»?

Мало знать социальные нормы, их нужно выполнять.

Выставление отметок учащимся.

Домашнее задание: тест – перейти по ссылке в Дневник.ру; найти 3-4  примера девиантного поведения, привлекая дополнительные источники информации.

5. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, что….

Я понял, что…

Научился …..

Мне понравилось (не понравилось), что…..

Хочу узнать о…..

Самоанализ урока за рамками учебного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 11 класса по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"

Урок организован в форме практикума,  применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока работает группа  экспертов, которые в ходе уро...

Презентация по обществознанию для 10 класса .Тема "Отклоняющееся поведение"

Презентация по обществознанию для 10 класса на тему "Отклоняющееся поведение " используется на уроках и для подготовки к ЕГЭ.Представляет собой сжатый материал по теме,иллюстрации,а также тесты по тем...

Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс

Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс ...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"...

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение". Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой...