Главные вкладки

    Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"
    план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

    Голубина Светлана Ивановна

    Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

    Тема урока

    ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

    Тип урока

    Комбинированный

    Цель урока

    Способствовать формированию представлений о социальных нормах, существующих в обществе

    Образовательные  ресурсы

    Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация

    План урока

    1. Отклоняющее поведение
    2. Алкоголизм и наркомания
    3. Причины отклоняющегося поведения

    Личностно значимая проблема

    Не бойся Бога – бойся самого себя. Ты сам причина своих благ и своих бедствий

    Методы и формы
    обучения

    Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

    Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

    Основные понятия

    Отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, социальный контроль, девиантное поведение

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные УУД

    Личностные УУД

    Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

    Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

    продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать  необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

    Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

    Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы урока

    Время

    Обучающие

    и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формы организации взаимодействия

    Универсальные

    учебные действия

    (УУД)

    Формы

    контроля

    I.

    Мотивация

    к учеб-

    ной

    деятельности

    2

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

    Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

    Фронтальная

    работа

    Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

    Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

    II.

    Актуализация

    знаний

    7

    Беседа по изученному материалу.

    В начале урока проводится беседа в ходе которой дети пытаются определить основное содержание данной темы

    Что такое норма? Дайте понятие социальной нормы? Как воздействуют социальные нормы? Перечислите  виды социальных норм и дайте им объяснение. Каковы функции социальной нормы? Существует ли социальный контроль и каковы функции социального контроля? Что такое санкции и каковы их виды?

    Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

    Предлагают версии. Составляют план деятельности

    Работа в парах

    Индивидуальная работа

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

    Работа

    в тетради

    Устные ответы

    III.

    Изучение

    нового

    материала

    17

    Деление класса на группы

    Практическая работа.

    Беседа с учащимися

    Перед вами лежат листы разного цвета. Выберите тот, который вам больше всего нравится. Сядьте вместе те, кто взял листы одного и того же цвета.

    Учащиеся в группах по цвету получают задание.

    Группа № 1. Отклоняющее поведение

    Группа № 2. Алкоголизм и наркомания

    Группа № 3. Причины отклоняющегося поведения

    Учащиеся выступают с докладами от каждой группы и заполняют на доске кластер

    Отклоняющее поведение

    Алкоголизм и наркомания

    Причины отклоняющегося поведения

    Учащиеся получают задание и берут листы разного цвета и таким образом они определяют свою группу.

    Группа № 1. Задание.

    Определить содержание понятия «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение».

    Каким образом проявляется отклоняющееся поведение?

    Группа № 2. Задание.

    Определить содержание понятий «алкоголизм», «наркомания».

    Почему люди принимают алкоголь? Кто чаще всего становится наркоманом? Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?

    Группа № 3. Задание.

    Фронтальная

    работа.

    Работа в группах

    Индивидуальная работа.

    Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

    Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

    Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

    Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение,  ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

     Устные ответы

    Записи  в тетради.

     

    Устные ответы и записи в тетради

    IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

    7

    Работа в парах Самостоятельная работа с текстом учебника стр.74-76.

    Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

    - Что нового вы узнали сегодня?

    -      Какие выводы можно сделать?

    Анализ статей УК РФ:

    - статья 228 УК РФ,

     - статья 228.1 УК РФ,

    - статья 230 УК РФ.

    Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

    Работа в парах

    Фронтальная работа

    Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

    Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

    Проверка выполнения заданий

    V. Итоги урока. Рефлексия

    5

    Обобщение полученных на уроке сведений

    Проводит беседу по вопросам:

    - Сегодня можно выделить три подхода к решению проблемы девиантного поведения:

    1. Ужесточить наказания

    2. Воспитывать правовую грамотность населения.

    3. Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность.

     - Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ.

    Отвечают на вопросы.

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

    Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

    Фронтальная работа

    Индивидуальная работа

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

    Оценивание учащихся за работу на уроке

    Домашнее задание

    2

    Конкретизирует домашнее задание

    Домашнее задание: § 26, термины

    Записывают домашнее задание

    Индивидуальная работа


    Приложение

    Проявления отклоняющегося поведения

    На уровне личности

    На уровне малых социальных групп

    В деятельности государственных и общественных организаций

    Преступления, правонарушения, аморальные поступки

    Деформации, нарушения нормальных взаимоотношений (раздор)

    Бюрократизм, волокита, коррупция

     Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным.

    Девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы

    Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадают под категорию противоправного действия и относятся к делинквентному поведению (буквально преступное)

    Алкоголизм и наркомания – типичные виды девиантного поведения.

    «Курение как вид девиантного поведения».

    Вопросы для обсуждения:

    1. Почему люди начинают курить?

    2. В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварении на табак?

    3. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,5 года. стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения жизни? Соразмерьте ценность жизни и пагубного увлечения курением. Какое решение примете вы: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и сокращение жизни? Объясните свой выбор.

    4. В чем проявляется влияние курильщика на самочувствие окружающих?

    «Алкоголизм как вид девиантного поведения».

    Вопросы для обсуждения: 

    1. Почему люди принимают алкоголь?

    2. Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались»

    -О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?

    «Наркомания как вид девиантного поведения».

    Вопросы для обсуждения: 

    1.Кто чаще всего становится наркоманом?

    2.Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?

    3.Некоторые люди говорят, что было бы лучше легализовать наркотики, чтобы их можно было покупать в магазинах. Тогда бы их не воспринимали как «запретный плод». Согласны ли вы с этим?

    «Виды делинквентного поведения»

    Вопросы для обсуждения: 

    1. Почему люди совершают преступления?

    2. Одинаковы ли мотивы преступлений, совершаемых взрослыми и несовершеннолетними? Что вы думаете об этом?

    3. Остается ли воровство и сегодня столь распространенным пороком? Если да, то чем это можно объяснить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока обществознания по ФГОС

    Пример составления технологической карты урока обществознания...

    технологическая карта урока обществознания

    урок обществознания в 9 классе  на тему "Семейное право" (технологическая карта по ФГОС)...

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

    Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

    Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

    Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

    Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

    Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

    Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

    Технологическая карта урока обществознания. Урок повторения по теме "Политика", 9 класс.

    Урок-практикум проводится при повторении темы "Политика" в 9 классе. Материалы включают в себя информацию об уроке: задачи, планируемые результаты, формы и используемые технологии. Также к у...