Мастер-класс "Аналогия- не доказательство, а метод познания"
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Предлагаемый мастер-класс предполагает урок обществознания, где рассматривается тема "Этнос. Народы и народность". Основу мастер-класса составляет нахождение аналогии в костюмах, традициях, обычаях, праздниках народов и народностей, населяющих наш край. Широко использован исторический, краеведческий материал, сопровождаемый компьютерной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_obshchestvoznaniyu.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

                  Мастер -класс по обществознанию

       Тема «Аналогия-не доказательство,

                   а метод познания»

                           Разработала: учитель истории и обществознания

                          МБОУ «Большешурнякская средняя школа»

                          Кузьмина Алевтина Дмитриевна

                                                     2015г.

Учитель: Перед вами две игрушки. Посмотрите, пожалуйста, на них внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга?

Ответы:       Цветом, размером, материалом, из которого они сделаны, фигурой и др.

Учитель: А что у них общего?

Ответы:        Это - игрушки, предназначены для детей, для игры (другие варианты ответов)

Учитель: Можно ли их классифицировать?

Ответы:               пластмассовые- мягкие

                              для девочек- для мальчиков и др.

Учитель: Можно ли их сравнить с людьми и какие ассоциации они у вас вызывают?

Ответы:         размер, цвет, возраст, статус, национальность, язык

Учитель: Отличаются ли люди по территории проживания?

Ответ:       да

Учитель: Людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, имеющих общие традиции , обычаи можно назвать одним словом… каким?

Ответ:         этнос

Учитель: Информация для вас: в деревне Большой Шурняк большую часть населения составляют кряшены. Обратите внимание на эти плакаты (на доске висят информационные плакаты о кряшенах). ( Учитель кратко описывает их) и подводит итог: Кряшены сохранили свои традиции, своеобразные мелодии, свою в некоторой степени отличительную от татар речь, своеобразную одежду, ритуалы. Кряшен, как и других малых народов, необходимо поддерживать.

             

Открывается первый слайд

Аналогия- не доказательство, а метод познания

       Интеллектуально-          

     логические  умения

Устанавливать: причинно-следственные связи; сходства, различия  предметов; классифицировать предметы; анализировать и упорядочивать информацию

Учитель: Итак, уважаемые коллеги, тема моего мастер класса «Аналогия- не доказательство, а метод познания». Мы все работаем над развитием интеллектуально-логических умений учащихся, при этом применяем различного рода приемы и методы.

    Очень часто в своей работе устанавливать причинно-следственные связи, сходства и различия предметов, классифицировать предметы я обучаю через аналогию. После тренировочных заданий обязательно учащимся даю новую информацию с целью, чтобы они могли применить ее в своих ответах. Сейчас мы с вами проделали первый этап такой работы.

Открывается второй слайд

       Интеллектуально-          

     логические  умения

Устанавливать: причинно-следственные связи; сходства, различия  предметов; классифицировать предметы; анализировать и упорядочивать информацию

Сравнивать предметы и явления; применять индуктивные и дедуктивные методы, умозаключения; строить доказательства через практическую деятельность

Учитель: На данном этапе работы мне нужна будет помощь фокус- группы.(им раздается по  три листочка и ручке).

  Аналогия - очень мощное оружие в руках настоящего интеллектуала. Она позволяет глубже понять изучаемый предмет или явление, критически отнестись к имеющимся знаниям и представлениям, увидеть тонкие взаимосвязи вещей. Аналогия, конечно, как гласит древнее изречение, не доказательство, но средство поиска. Для активизации этой мыслительной операции и предназначено данное упражнение.
  Ведущий раздает участникам по три чистые карточки (желательно из плотной бумаги, картона). На карточках участники должны написать три понятия (из одного или нескольких слов). На первой карточке надо написать что-то, что можно увидеть и потрогать. На

второй карточке - то, о чем можно прочитать в газете или на новостном сайте. На третьей карточке - то, что можно использовать в своей работе или учебе. Эти понятия могут быть или какими-то предметами, или какими-то явлениями.
  Участники втайне от других пишут свои понятия на карточках. После того, как все закончат придумывать и писать, ведущий собирает карточки и перемешивает их все вместе.
  Далее он случайным образом вытягивает по две карточки и оглашает их содержание. Задача участников - найти все возможные аналогии между этими двумя понятиями, установить в чем они похожи.
Открывается третий слайд

       Интеллектуально-          

     логические  умения

Устанавливать: причинно-следственные связи; сходства, различия  предметов; классифицировать предметы; анализировать и упорядочивать информацию

Сравнивать предметы и явления; применять индуктивные и дедуктивные методы, умозаключения; строить доказательства через практическую деятельность

 Интеллектуальные    

              игры

Учитель: теперь я предлагаю вам поиграть. (играют все).

Открывается четвертый слайд. Первая игра «Четыре картинки- одно слово». Условие игры: Какое слово объединяют эти картинки?

Открывается пятый слайд.

Условие: угадать изображения. Все ответы начинаются на одну и ту же букву.

Вывод: аналогия- не доказательство, но хороший метод познания,  развития мышления и интеллектуальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные методы познания: теоретический и экспериментальный.

Элективный курс "Научные методы познания: теоретический и экспериментальный". Содержание курса посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики. Курс интегрирован с матема...

Моделирование как метод познания

Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления у обучающихся. А с учетом постоянного  развития информационных компьютерных технологии данное практич...

Моделирование как метод познания

Урок будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе....

Моделирование как метод познания

Урок будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе....

Моделирование как метод познания

Урок будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе....

Доказательство неравенств методом математической индукции

Что такое принцип математической индукции?...