"Познание как вид деятельности" (методическая разработка урока по обществознанию для 10 класса)
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Пурто Елена Евгеньевна

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока для 10 класса по курсу "Обществознание". Тема "Познание как вид деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_kak_vid_deyatelnosti.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова»

Методическая разработка

учебного занятия по дисциплине «Обществознание»

для 10 класса

по теме

«Познание как вид деятельности»

Разработчик: преподаватель ГБПОУ г. Москвы «МИПК им. И. Фёдорова» Пурто Елена Евгеньевна

Москва

2017

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия с учащимися 10 класса по курсу «Обществознание».

Тема занятия: «Познание как вид деятельности».

Форма проведения занятия: комбинированный урок.

Цель и задачи проводимого учебного занятия:

Цель

  • получение учащимися максимально полных знаний по теме занятия, сопряженное с личностным воспитательным и интеллектуальным развитием

Задачи

  • совершенствование владения учащимися культурой мышления, способностью к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения;
  • развитие у учащихся этической и гражданско-патриотической личностной компоненты.
  • разработка и совершенствование умения учащихся логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
  • совершенствование у учащихся навыков изучения специальной научной литературы, её конспектирования и анализа;
  • развитие элементарных навыков компьютерной грамотности, пользования сетью Интернет для поиска информации, умения составлять мультимедиа-презентации.

Выполнение целей и задач учебного занятия связывается с выработкой у учащихся следующих результатов:

1. Предметные результаты

Учащийся должен

знать:

  • специфику познания как особого вида деятельности
  • классификацию познавательных способностей человека
  • определение и главные критерии истины

уметь

  • выделять структуру познания как вида деятельности.
  • видеть достоинства и ограниченность каждого вида познавательных способностей:  чувственных, рациональных и иррациональных.
  • определять основные направления в теории познания, выделяемые в зависимости от решения вопроса о предпочтительности  той или иной познавательной способности или вопроса о возможностях познания: эмпиризм, рационализм, скептицизм, агностицизм и пр.
  • доказать, что именно практика является главным критерием истины.

владеть

  • основами специальной психологической и философской терминологии, предназначенной для изучения проблем познавательной деятельности.

2. Метапредметные результаты

Учащийся должен

знать:

  • проявление особенностей познавательной деятельности в различных сферах деятельности человека.

уметь

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
  • осуществлять поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

владеть

  • различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.

3. Личностные результаты

Учащийся должен

Знать:

  • ценностно-смысловую установку познавательного процесса в применении к собственному профессиональному и личному будущему

уметь

  • оценить уровень своих познаний по теме занятия
  • соблюдать правила и нормы поведения, в том числе при осуществлении познавательной деятельности.

владеть

  • чувством ответственности за результаты своего образовательного процесса

Средства ведения урока: меловая доска, проектор, экран, таблицы.

Учебные пособия и литература:

1. Обществознание 10 кл. Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной; М. Просвещение 2016, с. 58 – 72.

2. Обществознание. 10 кл. П.С.Гуревич, Е.З. Николаева. М., Мнемозина, 2011, с. 38 – 44.

3. Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек, ч. 3. М. Аванта +, 2004, гл. Человека познающий».

В ходе занятия учащиеся должны знать определения следующих терминов:

познание, гносеология, объект познания, субъект, чувственный, рациональный, иррациональный, интуиция, агностицизм, скептицизм, истина, эмпиризм, индукция и дедукция.

Персоналии: Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, К. Маркс и пр.

КРАТКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме

«ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Вступительная часть: проверка присутствия учащихся на занятии, опрос материала прошедшего занятия, объяснение целей и задач текущего занятия (10 мин.)

II. Основная часть (30 мин.)

  1. Определение познания (10 мин.)
  2. Познавательные способности человека (10 мин.)
  3. Истина как цель познавательной деятельности (10 мин.)

III. Заключительная часть: подведение итогов занятия, выставление оценок, задание на следующее занятие (5 мин.).

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме

«ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Вступительная часть: проверка присутствия учащихся на занятии, опрос материала прошедшего занятия, объяснение целей и задач текущего занятия (10 мин.)

В рамках проверки усвоения учащимися материала прошедшего занятия следует задать им ряд вопросов по пройденной ранее теме «Деятельность как способ существования человека». Примерный список таких вопросов:

  1. Дайте определение деятельности? Какие основные черты присущи деятельности? Чем деятельность человека отличается от поведенческой активности животных? (сознательность, инструментальный характер, несводимость к биологическим мотивам)
  2. Расскажите о структуре деятельности человека. Учащиеся должны знать, что представляют собой субъект, объект и предмет деятельности, средства и мотивы деятельности, цели деятельности. (Можно попросить разобрать определенную деятельность – посещение учебных занятий, приготовление пищи и пр. – по её структуре).
  3. Перечислите главные виды деятельности. Учащиеся должны уметь перечислить и выделять специфику материально-производственной, духовной, управленческой, творческой и пр. видов деятельности.

От перечисления видов деятельности плавно переходим к теме текущего занятия путем указания на то, что одним из важнейших видов деятельности можно считать познавательную деятельность.

II. Основная часть (30 мин.). Изложение материала урока в форме диалогической беседы с учащимися.

1.   Определение познания (10 мин.).

Необходимо дать определение познания в рамках деятельностного подхода. Для этого следует перенести на познание понятийные категории, характеризующие структуру познания. Чтобы активизировать умственную работу учащихся, следует предложить им самим попробовать определить, что такое субъект и объект познавательной деятельности, в чём цели познавательной деятельности и пр. В результате должно получиться следующее определение познания: познание – вид деятельности человека, направленный на получение новых знаний об окружающем мире и самом человеке. Учение о познании называется гносеологией (от греч. «гносис» - «познание»). Познание играет чрезвычайно большую роль в жизни людей, без адекватного познания реальности невозможно было бы выживание человека в мире и создание даже примитивных приспособлений – орудий, жилищ и пр., не говоря о компьютерах или машинах. (Тем самым сразу же подчеркивается мысль о связи познания с практикой.)

      Остается рассмотреть процесс познания как деятельность в аспекте его структуры. В результате совместной с учащимися работы мы приходим заключению, что …

            Субъект познания – это человек (индивидуальный субъект) или какая-то группа людей (например, ваша учебная группа, присутствующая на уроке, или коллектив ученых, исследующих ту или иную научную проблему). Животные тоже познают окружающий мир, поэтому и их строго говоря, можно назвать субъектами познания. Субъект можно определить как носителя познавательной активности.

           Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Это любые познаваемые вещи и явления окружающего мира, а также сам человек, если осуществляется самопознание.    

   Таким образом, познание – это субъект-объектное взаимодействие (вопрос о том, субъект или объект играет ведущую роль в познавательном процессе, можно не затрагивать, как слишком сложный для учеников 10 класса).

Средствами познания является все то, с помощью чего осуществляется познавательный процесс. Средства познания могут быть разделены на естественные (чувственные и рациональные способности человека) и искусственные (приборы, экспериментальные установки, книги и пр.).

Результатами познавательной деятельности будут являться новые сведения о мире, полученные человеком.

Стоит упомянуть на занятии о том, что далеко не все мыслители считают возможным и несомненным достижение человеком полного знания о действительности. Некоторые – их называют агностиками (направление агностицизм) полагают, что знание о мире недостижимо, что человек в лучшем случае познает только свои ощущения и мыслительные конструкты (немецкий философ И. Кант). Другие же сомневаются в правильности имеющихся у нас знаний – их называют скептиками (направление – скептицизм), его главным представителем был британский философ Д. Юм. И Кант и Юм жили в XVIII веке. Однако и сейчас выдвигаются агностические и скептические теории. Большинство же мыслителей полагает, что человек вполне может успешно познавать окружающий мир.

       

2. Познавательные способности человека (10 мин.)

     Следует подчеркнуть, что познавательные способности выступают в качестве средств познавательной деятельности человека. В познавательных способностях следует видеть естественную (природную) основу, общую у человека с животными, но почти всегда приобретающую общественное, социальное выражение. Человеку не стоит печалиться из-за того, что многие животные превосходят его по своим способностям, люди компенсируют недостатки своих чувств мышлением и изобретением приборов.

     Основные познавательные способности человека делят на чувственные и рациональные.

      Чувственные способности играют чрезвычайно важную роль в жизни и деятельности человека, именно с помощью них человек получает первичные знание об окружающем мире. Потеря каких-либо чувств (прежде всего, зрения) очень затрудняет познание человеком окружающего мира.

    Можно попросить учащихся перечислить основные имеющиеся у человека 5 чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Как правило, учащиеся очень хорошо с этой задачей справляются. Можно также принести какой-то предмет (я обычно приношу яблоко) и спросить, какую информацию можно получить о данном объекте посредством какого-то одного чувства. Так, с помощью осязания о яблоке можно сказать, что это нечто приблизительно шарообразной формы, гладкое, небольшого размера, достаточно твёрдое; с помощью вкуса – сладкое или кислое и пр.

     Учащиеся должны знать, что такое ощущение, восприятие и представление как виды чувственного познания вещи.

Ощущение – это получение чувственной информации об отдельных свойствах объекта. Ощущения получаются при помощи разных чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Каждое чувство даёт нам свою особую информацию, которую надо соединить со сведениями, предоставляемыми другими чувствами (для иллюстрации этого и предназначалось задание с яблоком).

Ощущения соединяются в восприятия, благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при взаимодействии с ним. Восприятие дают больше знаний, чем ощущения. Ощущение и восприятие обеспечивают непосредственную связь сознания с внешним миром

Стоит сказать учащимся, что образы ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская Земля, движение Солнца вокруг Земли, «изломанная» ложка в стакане с водой и т.д.

Наконец, представление есть чувственный обобщённый образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление менее ярко, усреднено по сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных черт. Связь представления с объектами окружающего мира является опосредованной. Представления возникают без непосредственного соприкосновения сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого-либо другого объекта, связанного с ним (принцип ассоциации). Однако представление ещё сохраняет образную предметную отнесённость к внешнему миру.

Здесь можно заставить учащихся усомниться в восточной поговорке «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». Разве это правильно? Я произношу «мороженое» и вы чувствуете его вкус во рту именно с помощью собственной способности представления. Также надо подчеркнуть, что деятельность представления тесно переплетена с деятельностью воображения, которое может создать образы вымышленных существ и ситуаций далеких от реальности.

Роль чувственного познания весьма велика, поскольку органы чувств являются единственным каналом, непосредственно связывающим человека с внешним предметным миром; без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.

Теперь можно перейти к рассказу о рациональном познании. Рациональное познание осуществляется с помощью процессов мышления. Мышление может быть определено как (зачитываем это определение) активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщениями и способами опосредованного познания действительности. Для отражения действительности мышлением формируются некоторые конструкты большей или меньшей сложности, с помощью которых осуществляется получение нового знания. Мышление по большей части связано с практикой и решением, стоящих перед человеком задач. Мышление непосредственно связано с языком, и в большинстве случаев носит вербальный характер. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, отношений, которые признаются в определённом отношении несущественными. Обобщающая способность мышления позволяет образовывать понятия.

Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. Понятие выделяет, представляя в обобщенном виде, предметы некоторого класса по некоторым определённым, существенным, общим признакам. Один и тот же объект может выступать и в качестве чувственного образа и в качестве понятия (допустим, если судить о студенте исключительно по записям о нём в журнале преподавателя). Понятия могут быть пустыми (если им не соответствует ни одного объекта – «нынешний король Франции»), единичными (если им соответствует лишь один объект – «современная столица Франции»), более и менее общими. Понятия – это самые простые формы мышления, на основе которых возникают более сложные.

Следующей по сложности после понятий формой мышления является суждение. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия включаются в состав суждений как их элементы. Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии.

Итак, рациональное познание отличается от чувственного тем, что оно способно к отражению общего и существенного в предметах Мышление познаёт действительность глубже, чем чувственное познание. Мышление, которое происходит путём последовательного, плавного перехода от одного суждения к другому называется дискурсивным. Однако в некоторых случаях оно может заменяться (помимо воли человека) интуитивным мышлением, характеризующимся быстрым решением задачи, при котором мышление пропускает промежуточные стадии рассуждения. Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция не опирается на логическое доказательство, которое подыскивается потом, post factum. Интуиция представляет собой некий инсайт, озарение, но ему должна предшествовать длительная подготовка, размышление над проблемой. При инсайте происходит внезапное и неожиданное для человека постижение связи между объектами, которая ранее не была заметна. Интуитивной способности человека свойственна неожиданность решения задачи и неосознанность путей и средств её решения. После интуитивного озарения человек убеждён, что обнаружил истину, однако некоторое время не может это рационально обосновать. Из примеров интуитивного познания можно напомнить учащимся открытие Архимедом его закона («Эврика!») или знаменитое яблоко Ньютона.

Некоторые мыслители отдают первенство и главенство в познании чувствам, опыту, таких мыслителей называют эмпиристами (Ф. Бэкон), другие же настаивают на превосходстве разума, их называют рационалистами (Р. Декарт). Можно попросить учащихся в виде домашнего задания продумать позиции эмпиристов и рационалистов и подготовиться к дискуссии между ними.

3. Истина как цель познавательной деятельности (10 мин.)

    Стоит поставить перед учащимися вопрос о том, зачем люди стремятся к познанию? Подразумевается, что такой целью является получение правильных знаний (вряд ли кто-то будет стремиться заведомо ложные знания), что и называется истиной.

    Можно поставить также вопрос, а бывают ли ложные знания? Не заключает ли это высказывание противоречия? Ведь ложное знание означает незнание, отсутствие знания. Для проверки эрудиции учащихся можно спросить кто и кому задал знаменитый вопрос «Что есть истина?», а также продемонстрировать на экране знаменитую картину Николая Ге.

    Итак, что же такое истина? Следует дать определение: Истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Причём это определение относится и к чувственному и к рациональному познанию. Кроме познавательной значимости истина обладает и этической, нравственной значимостью. Истина всегда более ценна и значима, чем ложь.

   Ложь – противоположность истины, неадекватное, превратное отражение действительности в сознании субъекта. Причём, следует отличать добросовестное заблуждение от сознательной лжи.

     Возникает вопрос о том, как отличить истину от лжи, эта проблема получила название проблема критерия истины. Некоторые выдвигали принцип всеобщего согласия как критерий истины. Истина – то, с чем согласно большинство людей. Но это неверно, поскольку раньше почти все считали, что Солнце вращается вокруг Земли. Но разве это так и было в действительности?

     Самым надёжным критерием истину следует признать практику. В процессе практики в ходе попыток преобразования действительности осуществляется активное взаимодействие выдвигаемых теоретических положений с объективной реальностью. Практикой называются любые действия человека по преобразованию окружающего мира. Напомним, соединяя с материалом предшествующего занятия, что одно из главных отличий человека от животных заключается в том, что животные для выживания изменяются сами, приспосабливаясь к среде обитания; человек же в результате сознательной деятельности (практики) изменяет, преобразовывает сам окружающий мир. Человеческая практика всегда носит социально-общественный характер. В результате практической деятельности происходит изучение, освоение и преобразование ради удовлетворения потребностей человека природных объектов и социальной реальности. Базовой формой человеческой практики выступают процессы трудовой деятельности, имеющие своей целью создание материальных благ.

III. Заключительная часть (5 мин.)

    Подведение итогов занятия На данном занятии мы узнали, что 1. целью познания как деятельности является приобретение истины, т.е. правильной, достоверной информации об окружающем мире; 2. познание осуществляется имеющимися у человека познавательными способностями, чувственными и рациональными; 3. основным критерием истины является практика.

    Выставление оценок, задание на следующее занятие-практикум по теме «Свобода человека и ответственность». Попросить предварительно поразмышлять над вопросами:

  1. Что такое свобода?
  2. Что противоположно свободе?
  3. В чём проявляется свобода?
  4. В каких пределах должна быть ограничена свобода?
  5. Свободен ли узник, находящийся в тюремной камере?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

разработка урока по обществознанию 9 класс "Налоги"

1) знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;2) формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мы...

разработка урока по обществознанию 9 класс " Правонарушение. Виды правонарушения"

урок для учащихся 9 класса с применением обучающих структур по ситнгапурской методике преподавания...

Разработка урока по обществознанию. 9 класс

Разработка урока по обществознанию. 9 класс...

Разработка урока по обществознанию. 11 класс

Разработка урока по обществознанию. 11 класс"Легко ли быть молодым?"...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...