разработка урока по обществознанию 9 класс "Налоги"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Фроленкова Марина Михайловна

1) знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

2) формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

3) формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Кузьмичская СОШ

Ершичского района Смоленской области

Урок по обществознанию в 9 классе

 на тему "Налоги"

                                              Подготовила учитель истории и обществознания

                                              Фроленкова Марина Михайловна

                                              1 квалификационная категория

                             

Цели урока: 

Демонстрация слайда № 2

1) знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

2) формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

3) формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Демонстрация слайда № 3

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.
  2. Структура налога.
  3. Виды налогов
  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Демонстрация слайда № 4

          Налоги…Бюджет…Государство…

          На первый взгляд не связаны они,

          Но мы – то знаем, что налоги

          Нам помогать обречены.

          Страховки, пенсии, зарплаты

          Нужны ведь каждому из нас.

          Поэтому, чтоб спать спокойно,

          Пойди и заплати сейчас!

Учитель. "Заплати налоги и спи спокойно" – гласит рекламный ролик, постоянно транслируемый по центральному телевидению, в последнее время заставил меня задуматься, почему же его создали. Ответ лежит на поверхности: значит, люди забывают свои гражданские обязанности. Я считаю, что проблема уплаты налогов очень актуальна для нас, молодого поколения, потому что именно от молодёжи зависит будущее нашей страны, а, значит, и наше будущее.

     Из истории известно, что многие города обносились стенами. Меньше известно, что это делалось не только для защиты от врагов. Так, Париж оградили стеной сборщики налогов, откупщики, чтобы никто не мог ускользнуть от их внимания. Французская революция со сборщиками налогов обошлась особенно жестоко, многие из них погибли. В том числе знаменитый химик и главный откупщик страны Лавуазье. Даже достижения в области химии не спасли ему жизнь. Поскольку откуп был источником первоначального накопления капитала, разрушение этой системы отбросило Францию в развитии далеко назад по сравнению с другими странами.

     С течением времени понятие и роль налогов менялись. Если в период рабовладения налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покорённых народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретают денежную форму. Налоги – это обязательные платежи населения и предприятий государству, которые аккумулируются и используются на разные цели по усмотрению органов государственной власти.

     "Правильно ли платить налоги кесарю?" – спрашивали у Иисуса Христа его ученики. "А чьё имя значится в надписи на монетах?" – "Кесаря." – "Так и отдайте кесарю кесарево." И вообще всегда отдавайте каждому должное, наставлял, в свою очередь, уже апостол Павел: кому – налоги, кому – уважение, кому – почёт. Из приведённых строк Библии следует, что налоги – священный долг каждого гражданина перед государством. И только после исполнения этого долга человек вправе ожидать от общества материальной поддержки и защиты своих гражданских прав и свобод.

Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы

. (Демонстрация слайда 5) На слайде представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии.

 (Демонстрация слайда 6)

Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде), и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, (продолжение демонстрации слайда 7), мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

Налог –

  • часть доходов граждан или предприятий;
  • носит обязательный и принудительный характер;
  • выплата периодическая;
  • выплата в пользу государства;
  • размер и порядок уплаты определяются законом.

 Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…Как вы думаете, что общего во всем этом? Со всего этого в разные времена платили налоги.На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются (демонстрация слайда 8):

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю. (Демонстрация слайда 9).

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос классу: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы (демонстрация слайда 10) – прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

(демонстрация слайда 11)

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

(демонстрация слайда 12)

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Вспомните основные виды налогов в Римской империи” .Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170.

(демонстрация слайда 13).

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов (демонстрация слайда 14,15).

Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет Ершичского района

Демонстрация слайда №16  вам дан список налогов. Попробуйте определить, к каким видам относятся эти налоги – федеральным, региональным или местным. Обоснуйте, почему вы так решили.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: В перечень местных налогов включены такие, которых в нашем районе нет. Дело в том, что местная власть сама может решать вводить или не вводить тот или иной налог.

А теперь представим ситуацию, что в нашем районе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак.

Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что….”

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак: “ Мы, владельцы собак считаем, что…”

Время на подготовку – 1 минута.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

Но ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Без армии, даже без собственной валюты обходилось, а без налогов – нет. Как только появилось первое государство – тут же появились и налоги. Зачем же нужно собирать налоги? Каковы их функции в экономике?

Давайте  посмотрим основные функции налогов, Демонстрация слайда № 17, 18 )

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Платить налоги обязаны все.

 Однако это не означает, что те, кто их уплачивает, получают что–либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Ведь именно налоги являются основной составляющей государственного бюджета любой страны. А государственный бюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом социально – экономического макрорегулирования. Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяется от четверти до половины валового продукта нации. Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Демонстрация слайда № 19

          Я уже сказала, что налог пополняют государственную казну. Но зачем они нужны государству? Именно из этих поступлений государство формирует свои расходы. Под правительственными расходами понимают расходы на содержание государственных учреждений, которые более или менее стабильны, а также государственные закупки товаров и услуг, осуществляемые с целью регулирования равновесия на рынке. Например, в период экономических спадов государство может за счёт бюджетных средств строить дороги, школы, объекты культуры, закупать военную и др. продукцию. Тем самым правительство обеспечивает работой многие частные фирмы, которые в свою очередь нанимают новых рабочих, заказывают сырьё и оборудование у других фирм. В результате производство, занятость и инвестиции увеличиваются во всей экономике, а спад сменяется подъёмом. Напротив, если государство сократит объём закупок, то это приведёт к ещё большему спаду производства. Таким образом, через расходную часть бюджета государство может стимулировать развитие экономики или тормозить его. Недаром говорят, что богатеют не от доходов, а от расходов. Богатство "создаётся не столько большими доходами, сколько правильными расходами". И всё же, на что государство тратит деньги? Ну, во–первых, конечно же, на оплату труда, пособий и пенсий. Сюда входят любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления. Также определённая часть бюджета тратится на научные исследования и опытно – конструкторские разработки. Расходами на научные исследования признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции. Также существуют расходы на страхование и материальные расходы. К материальным расходам относят затраты налогоплательщика на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров, на приобретение работ и услуг производительного характера. Существуют и расходы, прямо направленные на безопасность и улучшение уровня жизни граждан данной страны: расходы на обеспечение пожарной безопасности, на содержание служебного транспорта, на командировки, расходы на подготовку и переподготовку кадров. Кроме того, уплачиваемые нами налоги идут на строительство новых и реконструкцию старых дорог, государство финансирует строительство новых мостов.

Демонстрация слайда № 20

     Выплачивая налоги, мы должны думать о том, что эти деньги, возможно, помогут выжить миллионам людей. Ведь в нашей стране очень много людей, болеющих практически неизлечимыми болезнями. И ежедневно кому–то из них делают бесплатные операции, деньги на которые отчисляются из бюджета страны. Мы должны помнить о том, что от этого не застрахован никто, и, возможно, кому–то из нас тоже может понадобиться материальная помощь государства.

     Государственные расходы служат эффективным экономическим регулятором. Так, увеличивая их, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации); ускорять развитие нужных сфер экономики – прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через гранты, кредиты). При этом государственные расходы обладают так называемым мультипликационным эффектом, т. е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП страны. Подобный "эффект растущего снежного кома" объясняется тем, что увеличение госинвестиций (например, в строительстве дорог) вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строительства), но и вторичного (производства асфальта), третичного (добычи сырья для  асфальта), четвертичного (геологических работ). К примеру, подсчитано, что создание одного рабочего места в строительстве "тянет" за собой еще 37 рабочих мест в сопряженных сферах (добыча песка, гравия, глины; производство металла, подъемных кранов, асфальта; работы по благоустройству, экологической защите и пр.).

     Теперь пришло время поразмышлять над тем, действительно ли налоги являются парусами государства?

Ответы учащихся

Учитель:  Я считаю, что это, несомненно, так. Ведь, как уже говорилось выше, налоги являются основным источником доходов государственного бюджета, а государственный бюджет – главный инструмент макрорегулирования. На мой взгляд, экономика любой страны без налогов, словно корабль без парусов, не сдвинется с места. И уплата налогов – это действительно долг каждого гражданина Российской Федерации, так как этим он помогает своей стране выйти на мировую арену, своим согражданам, и, безусловно, себе самому, ведь размер страховок, зарплат, пособий, пенсий зависит от богатства страны, а оно, в свою очередь прямо зависит от того, будут ли граждане совестливы, патриотичны, мудры, правдивы и честны перед лицом нашей Родины. Ведь всему, что мы имеем, мы обязаны прежде всего стране, в которой мы этого добились.

Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы)

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы)

Домашнее задание: § 28 (учебник “Обществознание» 9 класса),  составить синквейн на тему “Налоги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".

Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...

Методическая Разработка Урока по Обществознанию

Открытый урок по теме "Цивилизация России" с использованием методов интерактивного обучения, дискуссии...