Разработка урока по обществознанию. 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Разработка урока по обществознанию. 11 класс

"Легко ли быть молодым?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_legko_li_byt_molodym.docx24.91 КБ
Файл prilozhenie_1.docx21.63 КБ
Файл prilozhenie_2.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

  • Вильданова Эльвира Рашитовна.
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Пыть-Ях.
  • Учитель обществознания (высшая категория).

Открытый урок

 по обществознанию.

Тема: «Легко ли быть молодым?».

«Круглый стол».

11 класс (профильный уровень)


Цели и задачи урока:

  1. Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе.
  2. Развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.
  3. Формировать у учащихся отношение к проблемам молодежи и ответственности молодого поколения.

Оборудование:

  • Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса – М. «Просвещение», 2003, §13;
  • рабочие листы с вопросами и заданиями для обсуждения (приложение 1);
  • Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, материалы СМИ;
  • источник «Молодежь – обновляющая сила общества», И.М.Ильинский (приложение 2);
  • коллаж «Какая она, современная молодежь..?»;
  • слайдовая презентация.

        

        Тип урока: урок изучения новой темы.

        Форма урока: «круглый стол».

        Опережающее задание:

  1. Поиск информации по заданной теме.
  2. Социологические исследования среди молодых людей по темам:
  •  «Как относится молодежь к службе в армии?».
  • «Легко ли быть молодым?».
  • «Платное образование в России: «за» и «против».
  1. Сообщения по темам:
  • «Проблемы молодежи».
  •  «Молодежная политика».
  • «Молодежная субкультура».

Поиск информации: интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вводное слово учителя. Определение темы, цели и задач урока.

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Это слова древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399 гг. до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

План урока:

  1. Особенности молодежи как социальной группы.
  2. Процесс социализации молодежи.
  3. Молодежная субкультура.
  4. Молодежь – обновляющая сила общества..?

  1. Изучение нового материала.
  1. Особенности молодежи как социальной группы.

Учитель: Молодежь – это социально-демографическая группа. При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.

Вопросы учащимся:    

  • Кто входит по возрасту  в категорию молодежи?
  • Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?
  • Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?
  • Какие основные психологические особенности имеет молодежь?

Ответы учащихся.

Учитель: Таким образом, общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами

  1. Процесс социализации молодежи.

Учитель: Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления? Есть ли пути решения их проблем?

Задания для групп:

охарактеризовать и проанализировать процесс социализации молодежи, определить проблемы молодежи. (Работа групп, презентация социологических исследований, сообщений).

Вопросы для обсуждения прилагаются.

Презентация результатов социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии?».

Презентация результатов социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».

Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»

Учитель: Таким образом, молодым быть нелегко. В процессе социализации молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Успешность преодоления и решения данных проблем во многом зависит от самих молодых, а также от помощи взрослых и государства.

  1. Молодежная субкультура.

Учитель: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную культуру.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».

Вопросы учащимся:    

  • Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?
  • Выскажите свое мнение о влиянии СМИ на молодые умы – «за» и «против». Мнение аргументируйте.

  1. Молодежь – обновляющая сила общества?

Работа с источником «Молодежь – обновляющая сила»

(И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук).

 

  • Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества..?»

(ответы учащихся).

Учитель: предлагаю заполнить коллаж «Какая она, современная молодежь..?» (характеристика современной молодежи).

  1. Итоги урока.

Учитель: Обсуждение вопросов по заданной теме позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.
  2. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.
  3. Проблема молодежи была актуальна во все времена.
  4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.
  5. Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.
  6. Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н.В.Гоголь).



Предварительный просмотр:

Тема: «Легко ли быть молодым?»

Ценностно-значимая задача: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь –обновляющая сила общества?...»

  1. Особенности молодежи как социальной группы.

Вопросы и задания.

  • Кто входит по возрасту  в категорию молодежи?
  • Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?
  • Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?
  • Какие основные психологические особенности имеет молодежь?

  1. Процесс социализации молодежи.

Вопросы для первой группы:

  1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
  2. Какие права и свободы получает молодой человек?
  3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?
  4. Что означает «полная правоспособность»?
  5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?
  6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?
  7. Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в инфантилизме? Позицию аргументируйте.

 (работа с Конституцией РФ, СМИ)

Презентация результатов социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии ?».

Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»

  1. Молодежная субкультура.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».

Вопросы и задания.

  • Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?
  • Выскажите свое мнение о влиянии СМИ на молодые умы – «за» и «против». Мнение аргументируйте.

  1. Молодежь – обновляющая сила общества? ...

Работа с источником: Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции.  

  • Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?...»

Домашнее задание: написать эссе на тему «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н.В.Гоголь).

Тема: «Молодежь в современном обществе»

Ценностно-значимая задача: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь –обновляющая сила общества?...»

  1.  Особенности молодежи как социальной группы.

Вопросы и задания.

  1. Кто входит по возрасту  в категорию молодежи?
  2. Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?
  3. Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?
  4. Какие основные психологические особенности имеет молодежь?

  1. Процесс социализации молодежи.

Вопросы для второй группы:

  1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
  2. На каких принципах строится образование  в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?
  3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе? Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

Презентация результатов социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».

Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»

  1. Молодежная субкультура.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».

Вопросы и задания.

  • Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?
  • Выскажите свое мнение о влиянии СМИ на молодые умы – «за» и «против». Мнение аргументируйте.

  1. Молодежь – обновляющая сила общества? ...

Работа с источником: Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции.  

  • Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?...»

Домашнее задание: написать эссе на тему «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н.В.Гоголь).

Тема: «Молодежь в современном обществе»

Ценностно-значимая задача: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь –обновляющая сила общества?...»

  1. Особенности молодежи как социальной группы.

Вопросы и задания.

  1. Кто входит по возрасту  в категорию молодежи?
  2. Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?
  3. Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?
  4. Какие основные психологические особенности имеет молодежь?

  1. Процесс социализации молодежи.

Вопросы для третьей группы:

  1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?
  2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?
  3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.
  4. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

(работа с Трудовым кодексом РФ, СМИ)

Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»

  1. Молодежная субкультура.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура».

Вопросы и задания.

  • Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?
  • Выскажите свое мнение о влиянии СМИ на молодые умы – «за» и «против». Мнение аргументируйте.

  1. Молодежь – обновляющая сила общества? ...

Работа с источником: Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции.  

  • Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?...»

Домашнее задание: написать эссе на тему «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» (Н.В.Гоголь).



Предварительный просмотр:

Молодежь – обновляющая сила

Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.

Вопросы и задания

1. Как автор документа характеризует молодежь?

2. Что говорится в документе о роли молодого поколения в обществе? Чем она отличается от той роли, которую играют старшие поколения? Какие особенности молодежи позволяют ей играть эту роль?

3. Как автор характеризует динамичные и статичные (традиционные) общества? В чем он видит различия между ними?

4. Прочитайте заключительную фразу текста. Как вы понимаете слова «социологическая функция молодежи в обществе»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...