Подготовка к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Елена Александровна Таранова

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatiyatemyobshchestvoichelovek.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Понятия темы «Общество и человек»

Общество

в широком смысле слова

в узком смысле слова

обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей; формы объединения людей

Всё человечество в его прошлом (истории), настоящем (современности) и будущем (перспективе)

совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности

определённый этап развития человечества

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Сферы жизни общества

экономическая

Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения в процессе производства, обмен и распределение продуктов производства

социальная

Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья и семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга

политическая

Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти

духовная

Наука, нравственность, религия, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры

Глобальные проблемы человечества – проблемы, охватывающие всё человечество, от решения которых зависит его дальнейшее развитие.

К глобальным относятся проблемы:

  • предотвращения войн и сохранения мира на Земле, борьбы с терроризмом;
  • преодоления экологического кризиса и его последствий;
  • борьбы со стихийными бедствиями;
  • борьбы с наркоманией, избавления человечества от наиболее опасных болезней;
  • смягчения сложной демографической ситуации;
  • преодоления экономической и культурной отсталости ряда регионов мира;
  • обеспечения продовольствием всех народов мира;
  • освоения космоса и Мирового океана и др.

Отличительные признаки глобальных проблем:

  • масштабы и проявления выходят за рамки одного государства;
  • комплексный характер (все тесно связаны друг с другом);
  • общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран мира;
  • острота проявления;
  • возможность их решения лишь усилиями мирового сообщества.

Человек – биосоциальное существо:

  • биологическое существо – проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании различных процессов в человеческом организме;
  • социальное существо – лишь в обществе, в общении с людьми становится человеком (формируются речь, мыслительные способности и др.)

Основные отличия человека от животного:

  • способность производить и использовать орудия труда;
  • способность мыслить и обладать членораздельной речью;
  • способность к целенаправленной творческой деятельности (создание того, чего в природе не существует).

Характеристика человека:

Индивид

Индивидуальность

Личность

отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь

неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;

выражает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, неповторимость его внешнего облика, манеры поведения, характера и т.д.

социально и духовно развитый человек;

выражает особые, только данному человеку свойственные качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и др., которые проявляются в деятельности)

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей, изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Виды деятельности:

игра

общение

учение

труд

особый вид деятельности, целью которого является в детстве – познание мира, в другом возрасте – развлечение, отдых

вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями

вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений

вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

Познание – процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Результат познания – знания.

Цель познания – истина.

Истина – знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно.

Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости.

Пути осуществления самосознания:

  • познание других;
  • анализ собственной деятельности и поведения;
  • самонаблюдения (личные дневники, анкеты, тесты)

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Типы обществ

Традиционное (аграрное)

Индустриальное (промышленное)

Постиндустриальное (информационное)

основной фактор производства

земля

капитал

знания

черты производства

ручной труд

применение машин и механизмов, технологий

автоматизация и компьютеризация производства

характер труда

индивидуальный труд

в основном деятельность по стандарту

повышение творческого начала в труде

большинство населения занято в

сельском хозяйстве

промышленности

сфере услуг

социальная структура

сословия, классы, замкнутость страт

классовое деление, открытость страт

стирание классового различия, рост численности среднего класса

воздействие на природу

локальное, неконтролируемое

глобальное, неконтролируемое

глобальное, контролируемое

политическая жизнь

преобладание монархий, отсутствие политических свобод

демократические преобразования, провозглашение политических свобод

политический плюрализм, сильное гражданское общество

духовная жизнь

господство традиционных религиозных ценностей, в основном устная передача информации; малое количество образованных людей

утверждается вера в науку, возникновение массовой культуры, массовая грамотность и образование

усиление роли науки, образования и информации, непрерывное образование

Духовная жизнь – сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовный мир личности

знания

чувства

потребности

способности

ценности

вера

переживания

стремления

убеждения

цели

Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:

  1. направленной на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.)
  2. направленной на сохранение, усвоение, воспроизведение, распределение, распространение созданных духовных культурных ценностей.

                Совесть – важнейшая духовная ценность, нравственный самоконтроль.

                Человеческое достоинство – уважение к человеку, основанное на признание его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах.

                Потребности – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения.

Виды потребностей человека

Естественные (биологические, органические, материальные)

Социальные

Духовные

(идеальные, познавательные)

Потребности в пище, воздухе, воде, одежды, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.

Потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

                Ценностные ориентации – жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей.

                Способности – индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности.

                Талант – получение оригинальных совершенных и общественно значимых продуктов деятельности в какой-то определённой сфере. 

                Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

                Группа – реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодёжь, ветераны, горожане, селяне и др.

                Малая группа – группа из двух или более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

                Признаки малой группы:

  1. взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;
  2. небольшое количество участников (от 2-3 до 20-25 человек);
  3. общая деятельность, подчинённая общей цели.

Классификация малых групп

основа для классификации

совместная деятельность

длительность существования

характер отношений между членами группы

виды малых групп

производственные, учебные, спортивные, семейные

постоянные, временные

формальные (официальные), неформальные (неофициальные)

        Условия, влияющие на положение человека в малой группе:

  1. роль и позиции человека в группе;
  2. групповые интересы;
  3. групповые нормы (правила, принимаемые всеми членами группы);
  4. групповые ценности;
  5. групповые санкции (запретительные, поощрительные).

Положительное воздействие малой группы на человека:

  1. даёт человеку уверенность в себе, снабжает положительными эмоциями, необходимыми для его развития;
  2. в группе человек отрабатывает свои коммуникативные умения;
  3. от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя;
  4. отношения между людьми в группе приучают человека выполнять существующие социальные нормы, несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью.

                Свобода – способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.

                Ответственность – характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

                Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, с группой (большой или малой).

Взаимодействие – согласованность действий.

Взаимопонимание – понимание на основе взаимности, понимание друг друга.

Взаимовосприятие – восприятие одним человеком других людей.

                Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.

                Общение бывает: познавательным, деловым, интимно-личностным.

                Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты:

  • конструктивные – стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
  • неконструктивные – одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, к оскорблениям.

Фазы конфликтов:

  • определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной;
  • выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации;
  • выбор способов действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к ГИА по обществознанию

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социоло...

Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"

Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...

Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.

Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...