Проектная деятельность учащихся 10-11 классов, как способ самореализации, на примере дисциплины обществознание
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Гущина Екатерина Владимировна

Современной школе нужны приемы и методы обучения, адекватные вызовам времени. Одним из таковых является метод учебного проекта. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов[1]. Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию. Эта деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата, т.е. то, что будет необходимо выпускникам во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике. Требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя. В этом заключается актуальность данной работы.

Цель: Теоретическое изучение метода проектов на уроках обществознания в 10-11 классах и разработка модели педагогического проекта (применительно к дисциплине обществознание)

Проблема: Какова роль проектной деятельности в формировании личности, самостоятельно функционирующей в обществе?

Объект: Педагогический процесс, направленный на формирование личности, способной самостоятельно функционировать в обществе.

Предмет: Тенденции развития проектной деятельности на уроках обществознания в 10-11 классах.

Задачи:

-определение содержания проектной методики как образовательной технологии;

-краткая классификация видов школьной проектной деятельности;

-описание опыта применения метода проектов;

-составление методики работы над исследовательскими проектами;

-определение перспектив дальнейшей работы.

При написании данной работы были использованы труды таких авторов, как  Новиковой Т.А., Поливановой К.Н., В.В.Гузеева, Сальниковой Т.П., Пахомовой Н. Ю.



[1] Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

Проектная деятельность учащихся 10-11 классов, как способ самореализации, на примере дисциплины обществознание.

Методическая разработка

Костылевой Екатерины Владимировны

учителя обществознания

МОУ СОШ № 6

г. Переславля-Залесского

Научный руководитель:

Гаврилов Андрей Валентинович

(к.и.н., доцент кафедры политологии и                                                                                 социологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского)

Ярославль, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….....3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты и анализ проектной деятельности …………………......5

1.1. Из истории проектной деятельности…………………………………………..…5

1.2. Типология проектов и требования к их реализации…………………………….8

1.3. Этапы работы над проектом, роль учителя и ученика в проектной деятельности…………………………………………………………………………………...10

1.4. Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности……………….…15

ГЛАВА II. Содержание проектной деятельности на уроках обществознания……………17

2.1. Специфика метода проектов в преподавании обществознания……………….17

2.2. Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения обществознания……………………………………………………………………………….18

2.3. Проект «Выборы президента школы»…………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………….24


Введение

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.

Бернард Шоу.

В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема.

«Гражданская задача образования, системы просвещения - дать

каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного

знания, который составляет основу самоидентичности народа»[1] (В.В. Путин). Кроме этого обязательного минимума, в обязанности школы входит так же формирование личности, способной осознанно существовать в обществе, выполняя обязанности, зная свои права и способной реализовать свой потенциал на благо семьи и всей страны. «Развитие человека, создание условий для реализации его способностей – ради этого в конечном счёте должно работать государство и его институты»[2] (Путин В.В.).

        К тому же, в соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. Всё это непосредственно связано с введением нового федерального государственного образовательного стандарта.

        У выпускников должны быть сформированы:

  • Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем).
  • Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий).
  • Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов).
  • Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
  • Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).

В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:

  • Произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах.
  • Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования.
  • Усилено внимания изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории.

Традиционными методами организации образовательного процесса все эти требования исполняются неэффективно. Нужны приемы и методы обучения, адекватные вызовам времени. Одним из таковых является метод учебного проекта. Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов[3]. Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию. Эта деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата, т.е. то, что будет необходимо выпускникам во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике. Требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя. В этом заключается актуальность данной работы.

Цель: Теоретическое изучение метода проектов на уроках обществознания в 10-11 классах и разработка модели педагогического проекта (применительно к дисциплине обществознание)

Проблема: Какова роль проектной деятельности в формировании личности, самостоятельно функционирующей в обществе?

Объект: Педагогический процесс, направленный на формирование личности, способной самостоятельно функционировать в обществе.

Предмет: Тенденции развития проектной деятельности на уроках обществознания в 10-11 классах.

Задачи:

-определение содержания проектной методики как образовательной технологии;

-краткая классификация видов школьной проектной деятельности;

-описание опыта применения метода проектов;

-составление методики работы над исследовательскими проектами;

-определение перспектив дальнейшей работы.

При написании данной работы были использованы труды таких авторов, как  Новиковой Т.А., Поливановой К.Н., В.В.Гузеева, Сальниковой Т.П., Пахомовой Н. Ю.


ГЛАВА I. Теоретические аспекты и анализ проектной деятельности

1.1. Из истории проектной деятельности.

Слово «проект» произошло от латинского «projectus», что означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»[4]. И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности грозит стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

В это время и зародились идеи «свободного воспитания»[5]. При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Ряд независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э. Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О. Декроли), в США (Э.Торндайк) и др. привели к близким результатам.

Идея обучения в сотрудничестве возникла в начале века в трудах американских педагогов-исследователей Е. Пархерста («Дальтон-план»[6]), Дж. Девея, У. Килпатрика («Метод проектов»). Этот метод более четко оформился в США к 1919 году.

В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). Эта идея красной нитью проходит через деятельность французского педагога С. Френе, который стремился совместить индивидуальную работу и групповую, чтобы один вид деятельности не был главным по отношению к другим. Дж. Дьюи оказал наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны, предложив строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Он считал, что педагог должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребёнка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Опыт и знания ребёнок должен приобретать путём «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, восхождения от частного к общему, т.е. путём использования индуктивного метода познания. Данная педагогическая концепция получила название «инструментальной педагогики». Она оказала большое влияние на систему образования XX столетия. Однако практика показала недооценку в системе Дж. Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода преподавания. Сам учёный со временем признал, что спонтанного интереса и систематизирующих способностей ребёнка явно недостаточно для овладения необходимыми знаниями, и потому нужно развивать у него силу воли и характер.

Опросы учителей в довоенной Америке указывали как на преимущества, так и на сложности работы по методу проектов в школьной практике. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы. Почти все учителя, опрошенные в США, отмечали, что метод проектов разрушает школьную рутину. Педагоги, использовавшие этот метод, в основной массе были настроены применять его и впредь.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Причины забвения были и другие: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Способствуют возрождению метода проекта И.Д. Чечель, Т.Д. Новикова; в практике преподавания иностранного языка  Е.С. Полат, И. Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков, Л. В. Насонкина; в информатике Н. Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, Г.А.Федорова; в преподавании образовательной области «Технология»  В.Е. Мельников, В А. Мигунов, П.А. Петряков;  на уроках истории Г. А. Кропанева (заслуженный учитель России гуманитарной гимназии города Кирова), Н.И. Шевченко и многие другие.

Е.С. Полат большое внимание уделяет типологии проектов,  отдельно  выделяет телекоммуникационные проекты. Появившись в начале 80-х годов, телекоммуникационные сети в настоящее время эффективно используются в практике преподавания. Как показала международная практика, специально организованная совместная работа учащихся в сети может дать высокий педагогический результат.[7]

Т.Д. Новиковой в статье «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности» описывается интересный опыт телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них используется межотраслевая и межрегиональная информация. Это могут быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим, социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; сравнительное изучение эффективности использования альтернативных способов решения проблемы и т.п.[8] 

Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.

В ходе проектирования, считает И.Д. Чечель, самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; поиск пути их решения; осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив; аргументация выбора; сравнение полученного результата с требуемым; корректировка (при необходимости) результата; объективная оценка самой деятельности и другие позиции.[9]

В практике применения метода проекта на уроках истории, интересен опыт  преподавателя истории гуманитарной гимназии города Кирова, заслуженного учителя России Галины Аркадьевны Кропаневой. Сформулированные автором положения видятся важными в первую очередь потому, что за ними стоит многолетний опыт работы над ученическими проектами, неустанный поиск оптимальных решений, постоянное совершенствование методики. Прочитав,  статью Галины Аркадьевны нельзя, разумеется, сразу же выйти на тот необычайно высокий уровень работы, который достигнут в Кирове: для этого необходимо приложить массу усилий и проявить самоотверженность, свойственную автору. Важно, что заданный уровень вообще достижим и может стать ориентиром для всех преподавателей, желающих добиться аналогичного успеха в преподавании истории.[10]

Но, несмотря на имеющийся опыт организации проектной деятельности на уроках истории, специальных комплексных исследований, остаются открытыми вопросы о системе оценивания учащихся в работе над проектом, особенностях организации проектной деятельности по истории в начальной и средней школе.

Большую роль для педагогов играет обучение по программе Intel «Обучение для будущего», которая знакомит с проектными технологиями обучения, дает возможность обучаемому  овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке, т. е. от идеи до ее реализации в конечном продукте. Многие учителя начинают свой практический опыт по проектной деятельности именно после обучения по данной программе.

В последнее время для делового общения с коллегами – учителями создаются специальные Интернет – площадки, где можно найти единомышленников в решении конкретных проблем, соисполнителей проектов. Развивается Интернет – общение педагогов.

Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, что на нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и творческих способностей учащихся, необходимом для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.

1.2. Типология проектов и требования к их реализации.

        

        Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.         

        Существуют различные классификации проектов.

        Так, Е.С. Полат[11] предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,
  • творческие,
  • ролевые, игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные (прикладные),
  • поисковые,
  • ознакомительно-ориентировочные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты (в рамках одной области знания),
  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • внутренние или региональные,
  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

6. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  • макет, схема, план-карта;
  • видеофильм;
  • выставка; и др.

        Саймон Хайнес[12] выделяет следующие типы проектов:

  • проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).
  • проекты-интервью (Survey projects).
  • проект-производство (Production projects).
  • проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

        Имеет место разобрать подробнее некоторые виды проектов.

По содержательной специфике:

  • Практико-ориентированный проект

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

  • Исследовательский проект

Напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

  • Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

  • Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  • Ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

        Перечисленные целевые направления деятельности учащихся могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой,  практико-ориентированный или информационный.

        По комплексности:

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной образовательной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. В таком проекте учитель-предметник выступает руководителем, консультантом – учитель другой дисциплины. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка альманаха.
  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

К организации проектов предъявляют следующие требования[13]:

  • проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  • необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической,
  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,
  • деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
  • работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  • учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
  • анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
  • конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

        Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

        Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

1.3. Этапы работы над проектом, роль учителя и ученика в проектной деятельности.

        Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может

быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

        Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости

предстоящей работы притупляются, что может несколько снизить мотив к деятельности.

        Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта (все это в значительной степени касается подростков). Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности своих учеников.

        По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.

        Итак, основные этапы работы над проектом – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия[14]. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.         

        Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

        Кандидат педагогических наук Масленникова А.В. выделяет 5 основных этапов работы над проектом, раскрывая при этом содержание работы на каждом этапе, а так же ту деятельность, которую осуществляет и учитель и ученик[15]:

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.       Подбор рабочей группы.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии  проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

        Не смотря на то, что в методике нет четко сформулированного плана работы над проектом (для каждого предмета будут свои особенные, уникальные черты), всё-таки можно выделить, так называемое правило 5ти «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Портфолио. В данном случае предполагается, что проектная деятельность является систематичной. И выполнив один проект, на этом все не заканчивается. Поэтому к определенному периоду у обучающегося собирается целая папка, в которой собраны все материалы, касающиеся проектов, а также достижения.

        Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие

ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой

зрения педагога.

        Ученик, лишенный помощи и поддержки, как и тот, чья инициатива и самостоятельность значительно ограничены, теряет интерес к работе. Очень уместно здесь вернуться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития:

• если часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым, то вскоре весь объем этой работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

• если ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то он так и не научится выполнять такую работу;

• если ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу вместо него делает взрослый, то и в дальнейшем он не будет справляться с подобной работой.

        Опыт показывает, что учитель может быть:

• руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы; в такой ситуации учащийся может быть не слишком инициативным, так как это привычные для него отношения учитель — ученик (как правило, эту позицию занимают учителя, работающие с 5–6-классниками, — это дает детям возможность приобрести недостающий опыт в психологически комфортных условиях);

• коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс, выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение; это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общим делом и взаимно обогащаются знаниями и опытом (такое взаимодействие обычно складывается у учителей, работающих с 7–8-классниками, которые тянутся к тем, кто разделяет их интересы, увлечен общей идеей);

• экспертом-знатоком, который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними; здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, побуждая учащегося проявлять максимум активности, быть не только инициатором работы, но и организатором взаимодействия с учителем (так работают наши учителя с 9–10-классниками, которые умеют ценить профессионализм и компетентность, стремятся расширить круг общения в интересующей их области);

• супервизором, который лишь вдохновляет автора на работу и создает условия для ее успешного осуществления, — в этом случае учащийся является полноправным автором проекта и в полной мере несет ответственность как за успех, так и за провал своей работы.[16]

        В работе над проектом учащиеся, прежде всего, выступают активными участниками проектной деятельности. Ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

        В ходе работы над проектом, каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из предложенных проектов,

- участвовать одновременно в разных проектах и в разных ролях,

- выйти в любой момент из любого проекта,

- в любой момент начать новый проект.

        С одной стороны ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и активизирует его познавательную активность. С другой стороны, данная ситуация вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер.         Учащимся трудно: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы, осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора, действовать самостоятельно (без подсказки учителя), сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов, объективно оценивать процесс и результат проектирования.

        Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это – нет».

        Естественно, что в зависимости от этапа проекта роль ученика меняется. Но на всех этапах он:

        1. Выбирает (принимает решения). Данное право не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности, но и должно способствовать развитию умения принимать на себя ответственность.

        2. Выстраивает систему взаимоотношений с людьми разного возраста. В данном случае речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций.

        3. Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в социуме[17].

        Так, постепенно приобретая опыт, ребенок получает все большую ответственность за свою работу и все большую свободу в ее осуществлении. При этом грамотно выбранная позиция учителя — тонкий инструмент развития подростка, возможность оказывать на него воспитательное воздействие в ненавязчивой форме.

1.4. Умения и навыки, формируемые в ходе проектной деятельности.

Как много в жизни ты не выучишь наук,

коль не приложишь их, то будешь неуч, друг.

Муслин ад-Дин Саади.

        Учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Внешние компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка. Они могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

        Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности[18]:

  1. Рефлексивные умения:
  • умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  1. Поисковые (исследовательские) умения:
  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения работать сотрудничая:
  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  1. Менеджерские умения и навыки:
  • умение проектировать процесс;
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
  1. Коммуникативные умения:
  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
  1. Презентационные умения и навыки:
  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

        Метод проектов позволяет формировать и  личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести:

— умение работать в коллективе;
— умение брать ответственность за выбор, решение и т. п.;
— умение разделять ответственность;
— умение анализировать результаты деятельности;
— способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела).

        Формирование всех этих навыков дает возможность не просто хорошо учиться в школе, а также получить высшее образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации. Вся жизнь – решение проблем. И успешное преодоление этих преград постоянно требует новых знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе учения. Более того, учение сегодня является приоритетным способом существования человека. Только человек, понимающий это и обладающий учебно-познавательной компетентностью, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни.

        Целенаправленное формирование и развитие общеучебных умений дает возможность учащимся эффективно решать реальные познавательные проблемы, развивает и закрепляет эти умения в режиме творческой деятельности. Все это является реальным движением к новой парадигме учебно-познавательной компетентности, переходом от декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания.[19] 


ГЛАВА II. Содержание проектной деятельности на уроках обществознания.

2.1. Специфика метода проектов в преподавании обществознания.

        С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

        С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

        Уроки обществознания позволяют широко применять данную технологию. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания  имеет четкую организационную структуру.

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.
2. Выбор проблемы постановка цели и задач.
3. Сбор и переработка информации.
4. Завершение работы, составление «Портфолио» работы.
5. Собственно защита проекта.

        Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

        На своих уроках я часто применяю метод учебного проекта после изучения какой- либо темы. Приведу лишь несколько примеров: «Женщины во власти» - 11 класс, «Выборы президента школы» - 11 класс, «Я – будущий бизнесмен» - 10 класс.

        Учащимся очень нравиться заниматься проектной деятельностью потому, что:

- каждый может проявить себя как  творческая личность,
- каждый включен в деятельность,
- добывание знаний строиться на принципах проблемного обучения,
- развиваются  навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах,
- развиваются  умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии,
- воспитываются  целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма и ответственности.

        Существуют определённые принципы проектной деятельности:

  • вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц,  диаграмм, карт, анкет);
  • решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);
  • самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
  • создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом помогает лучше усваивать трудные темы программы);
  • учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
  • личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
  • адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

        Проектная деятельность на уроках обществознания требует от учителя дополнительной работы, выходящей за рамки урока. Прежде чем начать работу по подготовке проекта, необходимо продумать весь ход работы, методы и формы работы, промежуточный и итоговый контроль, просчитать возможный результат этой деятельности, грамотно распределить роли и обязанности в групповом проекте, изучить интересы учащихся, занятых в проекте, продумать, где и как будут подводиться итоги работы и, конечно, обозначить сроки проекта.

        Нельзя сказать, что проектная деятельность – решение всех проблем в обучении обществознания, но она очень важное средство, спасающее уроки от однообразия, скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний.

        На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

        Проекты в старших классах усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными и долгосрочными.

        При обучении обществознания наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие.         За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: «оригинальность», «научность», «актуальность» и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

        Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что нет; чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы улучшения своего проекта. Я придаю особое значение этому этапу проектной деятельности на уроках обществознания. Происходит осмысление детьми сделанного, формируется их отношение к самостоятельной деятельности.

Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы  и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников  приняли участие в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

2.2. Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения обществознания.

        В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

  • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
  • развивает творческие способности и самостоятельность;
  • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
  • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
  • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • работать с информацией;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Какие же положительные стороны можно выделить  в этом методе при использовании его на уроках обществознания?

  • Возможность выбора темы проекта интересной как для ученика, так и для учителя, и доступной по возрасту, знаниям и умениям учеников.
  •  В методе проекта предполагается постановка  проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Если работа над рефератами предполагает большую работу по анализу различных источников, то тема проекта может быть очень конкретной, где в первую очередь можно использовать собственные наблюдения, фотографии, результаты бесед и опросов.
  • В работе над проектами могут участвовать учащиеся разных способностей и талантов. Каждому  найдется дело: кто  занят поиском информации, кто фотографирует, кто готовит оформление или презентацию, кто координирует работу, кто просто на «подхвате», но тоже чувствует свою причастность к общему делу.
  • Метод проекта дает возможность для проявления творческого начала в ребятах, причем в доступной для каждого форме.
  • Метод проекта немало дает и учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Многие ученики раскроются для учителя с новых сторон.
  • Очень важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся к изучению обществознания, которое ранее казался или неинтересным или ненужным.  
  • Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей учащихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умение работать творчески. Как индивидуально, так и в группе. Умения составления и проведения презентации.
  • И последнее – метод проекта предполагает возможность вариативности постановки проблем проекта и видов деятельности в работе над ним. Следовательно, результат обусловлен в первую очередь творчеством учащихся и учителя, их готовностью работать вместе, чем опытом учителя и умениями и навыками учащихся.

2.3. Проект «Выборы президента школы».

Тема проекта: «Выборы президента школы».

Типология проекта: информационно-исследовательский.

Категория учащихся: учащиеся 11 класса.

Продолжительность проекта: 8 уроков, самостоятельная домашняя работа – 4 учебных недели.

Предметная область: обществознание, политология.

Учебные темы: «Политическая  жизнь современного общества», «Политический статус личности», «Выборы».

Ключевые понятия: политический статус, политическая роль, выборы, предвыборная кампания, кандидаты, голосование, избирательная система.

Образовательные цели: создать условия для формирования правовой и политической грамотности будущих избирателей, сформировать сознательное отношение к выборам в органы государственного управления.

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры, развитию критического мышления, формировать умения и навыки исследования, создать условия для проявления лидерских качеств учащихся, умения видеть проблемные ситуации и находить пути их решения.

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры, выявлению и осмыслению собственной позиции, включить учеников в процесс соуправления школой через развитие и совершенствование органов детского соуправления.

Предполагаемые результаты:

  • расширение уровня знаний учащихся об избирательном праве учащихся;
  • повышение правой и политической культуры будущих избирателей;
  • развитие ученического соуправления;
  • выявление лидерских способностей учащихся.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный

1.

Заседание совета школы с повесткой: «Выборы президента школы»

2.

Создание избирательной комиссии

3.

Проведение заседаний избирательной комиссии
– проведение организационного заседания (выборы председателя и секретаря избирательной комиссии);
– о работе с кандидатами в президенты школы;
– регистрация кандидатов в президенты школы;
– выдача зарегистрированным кандидатам удостоверений о регистрации (Приложение 1);
– назначение кандидатам доверенных лиц;
– информирование избирателей о списке кандидатов в президенты школы.

4.

Выдвижение кандидатов в президенты школы

5.

Сбор подписей в поддержку кандидатов. Подача заявлений в избирательную комиссию (Приложение 2).

II. Предвыборный

1.

Формирование списков избирателей

2

– Предвыборная агитация кандидатов;
– выпуск информационного листка;
– выпуск агитационных плакатов, видеороликов;
– оказание содействия кандидатам в организации и проведении предвыборных встреч, дебатов, собраний (Приложение 3).

3

Изготовление бюллетеней для голосования

4.

– Призыв избирателей к голосованию
– оповещение избирателей о месте и времени голосования (Приложение 4)

5.

Организация места голосования по выборам кандидата в президенты школы

III. Голосование

1.

Проведение голосования (Приложение 5)

IV. Послевыборный

1.

Подсчет голосов, оформление протокола (Приложение 6)

2

Выпуск информационного бюллетеня

3

Общешкольная линейка по итогам выборов и введение президента школы в должность


Заключение

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

        Учебный процесс представляет собой систему, предусматривающую определенные цели, содержание, разнообразие методов, организационных форм и средств обучения. И если отбор содержания обучения обусловлен, прежде всего, требованиями программы обучения, образовательным стандартом, то отбор методов, организационных форм и средств обучения – самой логикой познания, психологией познавательной деятельности, принятой концепцией учебного процесса. Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.

        У метода проектов несомненно есть свои преимущества, такие как:

  • Развитие познавательных интересов обучающихся
  • Использование различных форм работы: дискуссия, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.
  • Мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда
  • Отсутствует формализм знаний
  • Устанавливается связь с жизненным опытом
  • В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.

        Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

        Но в реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

        Во-первых, проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять учителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

        Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с регламентированной организацией учебного материала и деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения проектной методики в учебный процесс.

        Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету, на научно-исследовательскую деятельность обучающихся. Проектный метод – это хорошая альтернатива классно – урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.


Список литературы

1. Алексеева Т. Метод проектов в школьных исследованиях.//Халах шкуле, 2004, №2

2. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. – М., 2008

3. Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся.- Самара,  2003.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.

5. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.

6. Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.

7. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» //Практика административной работы в школе, 2004, №5.

8. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7.

9. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы Текст. / Н.Ю. Пахомова // Методист. — М., 2004. № 3.

10. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

11. Петрученко О. Латинско-русский словарь. М., 1994

12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. -  № 2, 3.

13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2008.

14. Сальникова Т.П.  Педагогические технологии. - М.,2005.

15. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий Текст.: в 2-х т. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т.2. -816 с.

16. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. - №6.

17. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010.

Список электронных ресурсов

1. Александр Кондаков. Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: задачи и перспективы Образовательный форум г. Москва 19-20 апреля 2012 г. http://www.educom.ru/ru/works/projects_fgos/educational_standarts/

2. Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении истории. http//www/ioso/ru/distant/project/

 3. Ступницкая М.А. №2, 2010 г. Работа над проектами и ее психолого-педагогический потенциал. https://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000212


Приложение

 Приложение 1

                                                                                                                                                   

Удостоверение

_____________________________

               фамилия

_______________________________

        имя, отчество

является доверенным лицом кандидата в президенты МОУ СОШ № 6

Секретарь  избирательной комиссии______________________________________

Приложение 2                                                                                      

                                                                                      В избирательную комиссию

                                                                                      МОУ СОШ № 6

                                           

                                                         Уведомление

Мы, нижеподписавшиеся, уведомляем избирательную комиссию о том, что нами выдвинут кандидатом в президенты МОУ СОШ № 6

__________________________________________________________________

 фамилия, имя, отчество полностью

«    »____________19 ______года рождения, учащийся_________класса  МОУ СОШ № 6

проживающий по адресу_________________________________________

и мы приступаем к сбору подписей избирателей в его поддержку.

                                                                                  «      »_______________20__ года

1. _______________      __________________        ___________-                 _______________  подпись                               фамилия, имя                                    год рождения                             класс

2. _______________      __________________        ___________-                 _______________  подпись                               фамилия, имя                                    год рождения                             класс

3. _______________      __________________        ___________-                 _______________  подпись                               фамилия, имя                                    

                                                                                        В избирательную комиссию

                                                                                        МОУ СОШ № 6

                                                 

                                                     Заявление

     Я, ________________________________________________________________

       Фамилия,  имя, отчество полностью      

«     »_______________19____ года рождения, учащийся__________ класса

МОУ СОШ № 6,  проживающий по адресу__________________________________

в связи с моим выдвижением группой избирателей даю согласие баллотироваться в президенты МОУ СОШ № 6  

                                                                                                                                                                                                       «     »____________20__ года

                                                            Личная подпись__________________        

____________________________________________________________________

                                                      Подписной лист

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидата в президенты                                                                                       МОУ СОШ № 6

___________________________________________________________

                            Фамилия, имя, отчество

« __»_________19___ года рождения, учащегося _______ класса,

проживающего по адресу___________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

класс

подпись

Дата внесения подписи

Подписной лист:_________________________________________________

Фамилия, имя, отчество, собиравшего подписи, его роспись и дата внесения

Кандидат_____________________________________________________

Фамилия, имя, отчество, подпись, дата

Приложение 3

        Приложение 4

Приложение5

        Приложение 6


[1] Александр Кондаков. Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: задачи и перспективы Образовательный форум г. Москва 19-20 апреля 2012 г.

[2] Из предвыборной программы Всероссийской политической партии «Единая Россия»

(на выборах Президента России 4 марта 2012 года).

[3] Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

[4]  Петрученко О. Латинско-русский словарь. М., 1994

[5] История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 352 с.

[6] Пархерст, Е. Дальтон-план / Е. Пархерст. Л., 1926

[7]    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2000. -  № 2, 3. – с. 37-45.

[8]    Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. -  2000. - № 7. - с 151-157

[9] Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – С.24-31.

[10] http//www/ioso/ru/distant/project/ Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении истории.

[11] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. С.27-28.

[12] Сальникова Т.П.  Педагогические технологии. - М.,2005, С.45.

[13] Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996, С.48.

[14] Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.

[15] Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» //Практика административной работы в школе, 2004, №5, С.55.

[16] https://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000212 /Сайт «1 сентября»/ Работа над проектами и ее психолого-педагогический потенциал. Ступницкая М.А. №2, 2010 г.

[17] Голуб, Г. Б., Чуракова, О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся.- Самара,  2003.- 91 с.

[18] Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2008.

[19] Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. – М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Проектная деятельность учащихся в русском языке как способ реализации компетентностного подхода».

Статья  «Проектная деятельность учащихся в русском языке  как способ реализации компетентностного подхода».Концепция модернизации российского образования ставит перед учителем новые задачи. ...

Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.

Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый  продукт - стереом...

Проектная деятельность учащихся 8-х классов на уроках английского языка

В условиях языковой изоляции учащиеся  не имеют возможности активно общаться с носителями языка в школе и вне занятий, они часто недооценивают важность и пользу изучения иностранного языка, поэто...

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.Тема: " Я - лучший гид. Интерактивная экскурсия по городу (Лондон. Москва)."...

Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС

Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...

Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС

Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом...