Проектная деятельность учащихся как один из эффективных способов подготовки к итоговой аттестации
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Галлямова Наталья Владимировна

Данный материал поможет учителям русского языка и литературы повысить интерес учащихся не только к изучению предмета, но и к подготовке проектных работ в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся как один из эффективных способов подготовки к итоговой аттестации

В современном мире успех во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

Так что же такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности носит практический характер и является значимым  для работающих над проектом школьников.

В практике своей работы как классный руководитель и как учитель – предметник использую и исследовательские, и информационные, и творческие проекты. Например, «Читающий лицей», «Возрождая традиции семейного чтения», проекты в форме квеста «Путешествуй по Бугульме с…», «Путешествие.АСП.РУ», «Литература и память: Б.Л.Васильев».

Фрагмент квест-проекта «Литература и память:Б.Л.Васильев», выполненного ученицей 11 класса Мавлиевой Ляйсан

Актуальность работы Основная тенденция последних лет- утрата духовных ценностей, которая оказывает  негативное влияние на общественное сознание подрастающего поколения, резко снижая воспитательное воздействие литературы и  искусства на формирование личности подростка. В современном мире очень важно привить молодым людям любовь к своей Родине, стремление к её защите, уважительное отношение к её традициям и культуре, ответственность за будущее своей страны. Неоценимую помощь в этом оказывает художественная литература, так как во многих произведениях поднимаются проблемы гражданско-патриотического воспитания. Особое место среди этих книг занимают романы, повести и рассказы  Бориса Львовича Васильева, посвященные событиям ВОв. Причин тому несколько: во-первых, он умеет просто, четко и лаконично, буквально парой предложений, нарисовать объемную картину войны и человека на войне; во-вторых, писатель ушел на фронт, будучи школьником, и не понаслышке знал об ужасах этого времени.

Цель: через изучение жизни и творчества Б.Васильева выявить интересные факты в области литературоведения, истории и краеведения, не только повысив интерес учащихся к изучению событий Великой Отечественной войны и истории Бугульмы, но и побуждая их к осознанному чтению литературы, тем самым способствуя формированию гражданской позиции современного молодого поколения.

Задачи:

1) прочитать и проанализировать произведения «А зори здесь тихие…», «Экспонат №…», «В списках не значился», «Летят мои кони»;

2) изучить литературно - исторические материалы в школьной библиотеке;

3) посетить краеведческий музей и изучить архивные материалы, связанные с событиями ВОв ;

4) проанализировать, сопоставить и обобщить полученные данные, связав творчество Б.Л.Васильева с исторической жизнью города и страны;

5)разработать маршрут квест-игры .

Инновационность проекта

Читать художественные произведения можно по-разному, важно делать это осознанно, чтобы надолго сохранить впечатления от прочитанного. Непосредственную помощь в этом оказывает квест-игра, в результате которой подросток вместе со своим персонажем учится ориентироваться в различных обстоятельствах, давая объективную оценку своему поведению. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от участника критического мышления. Также участие в квестах позволяет смоделировать, проиграть ситуацию, которая вскоре может возникнуть в самостоятельной жизни, подготовиться к ней. Таким образом, нетрадиционная форма подачи информации будет способствовать мотивации к чтению и изучению истории своей страны.

Практическая часть проекта: игра предназначена для учеников 9-11 классов.

Условия игры: на каждой станции ученики получают слова, из первых букв которых в конце игры нужно будет составить слово. 

Основная часть

  1. Станция «Школьная»

1.Знаете ли вы о каком историческом событии идет речь?

«…Из четырех семнадцатилетних парнишек, глупо оравших "ура! … , живых остался я один…» 

2.Знаете ли вы писателей ,в произведениях которых рассказывается о ВОв? (М.Шолохов, В.Быков, В. Астафьев, Б.Васильев и др.)

В этом году юбилей Б.Л.Васильева –сценариста, писателя, драматурга. Эти строчки взяты из его произведения «Летят мои кони».

3.Что вы знаете об этом человеке?

4.Вопрос: «Что вы знаете об учителях и учениках нашей школы ,жизнь которых связана с  Великой Отечественной войной?»

Справочный материал.

Дружина Николая Мазлова.

В 1938 году в центре, на месте где сейчас стоит спорткомплекс «Юность», открылась вторая школа. Ее директором был Федор Михайлович Виноградов, в народе школу так и называли – школа Виноградова.

20 июня 1941 год. Первый выпуск школы был не таким уж и счастливым.…Все юноши, многие девушки и учителя сразу после выпускного бала отправились на войну. Спустя годы, на торжественной линейке, когда школьной дружине присвоили имя Николая Мазлова – первого комсорга школы, выступала одна из первых выпускниц школы Роза Зиннурова. Кто же такой Николай Мазлов и почему его именем назвали дружину нашей школы? Из воспоминаний Розы Зиннуровой: «…Коля Мазлов был как все – маленького роста, не отличался физической силой, но была в нем непоколебимая сила духа, воли. И не удивительно, что ребята выбрали его комсоргом. Коля отдал жизнь за свободу Родины. Он геройски погиб 29 марта 1942 года».

На данной станции ученики получают слово «творчество», так как девиз МБОУ лицей №2: «Знания, творчество, успех!»  

  1. Станция « Музейная »

1.Из какого произведения Б.Васильева эти строчки («Экспонат №…») и  как его содержание связано с предыдущей станцией? (Ученики)

« Да, все менялось в жизни, менялось, в общем, к лучшему, но одно оставалось неизменным: письма. Письмо Игоря, сохранившее для нее не только его полудетский почерк, но и его голос; и письмо однополчанина и друга, звучавшее теперь как последний рассказ о сыне. Время коснулось и писем, но не только тленом, а как, бы превратив слова в звуки: теперь она все чаще и чаще совершенно ясно слышала то, что аккуратно перечитывала перед сном. Знала наизусть и слышала наизусть, а все равно внимательно вглядывалась в каждую строчку и ни за что не смогла бы уснуть, если бы по какой-либо причине этот многолетний ритуал оказался бы нарушенным.»

2. Почему произведение имеет такое название?

Ответ: единственное письмо от погибшего на фронте сына украли у старой слепой женщины ушлые пионеры из соседней школы. То, что было смыслом и содержанием жизни осиротевшей матери, было для кого-то "вторичным экспонатом".

В нашем городе тоже есть краеведческий музей, в котором хранятся письма с фронта.

Это письмо, датированное 5 февраля 1944 года, хранится в фондах бугульминского краеведческого музея.

 «Подруга дней моих, моя ясноглазая Любушка! Посылая эту открытку, вспоминаю нашу любовь и час разлуки. Ещё от себя, моя любимая, хочется сказать: в дни Отечественной войны, в тяжёлое время разлуки и смертельной борьбы с ненавистным врагом достойным быть тебя и Родины священной нашей – стремление моё. Звания русского солдата, родная моя, я не посрамлю. Много и нежно целую тебя. Твой Владимир».Владимир Владимирович Матвеев писал своей супруге Любови Ивановне чётким убористым почерком. Писал, справляясь о самочувствии детей, делах на работе, достатке.  Как вспоминает Глира Тухватовна Валеева, это была интеллигентная семья. Супруга работала учителем географии в школе № 2, двое дочерей – Галина и Елена – сами строчили письма отцу. Они жили на улице Советской, в доме, где сберкасса, – рассказывает Глира Тухватовна, ребёнок военного периода. – Мой отец не имел образования и писал письма с фронта совершенно другие. Вначале перечислял всех, кому нужно передать привет, спрашивал как дела. Не до сантиментов было. Последнее письмо от него было подписано 27 декабря 1942 года, а 1 января 1943 он погиб под Сталинградом. Через два дня ему бы исполнилось 40 лет.  Мы получили послание, когда его уже не было в живых. А в письме – предчувствие: «… битва предстоит суровая, может быть, я не вернусь, простите». В Волгоградской области стоит памятник, на месте его захоронения.

Как звали главную героиню рассказа «Экспонат №»?

На данной станции ученики получают  слово «Анна», так как главную героиню звали Анна Федотовна.

………………………………………………………..

Таким образом, пройдя все 5станций маршрута, ученики из полученных букв должны собрать слово «ПАМЯТЬ». Историческая память - не только прошлое, но и настоящее, и будущее человечества. Но память — это и следы материальной культуры. Память хранится в книгах. Б.Васильев считал книгу  «единственной ценностью не только нашей семьи, но и вообще всего человечества».  « … Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой… » - утверждал писатель. Роль литературы и книг в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение.

« Литература и есть память, в том числе память о том, как остаться человеком. »

                                                                                                                         Б.Васильев

 Но наиболее интересными для моих учеников - старшеклассников являются практико – ориентированные проекты, так как они нацелены на социальные интересы самих участников проекта, а продукт может быть использован в жизни как конкретного ребенка, так и класса, школы при подготовке к итоговой аттестации. Например, «Подготовка к ОГЭ и итоговому сочинению: роман «Капитанская дочка» А.С.Пушкина», «Создание контрольно – измерительных материалов по литературе на основе произведений XIX века», «Создание контрольно – измерительных материалов по русскому языку на основе произведений XX века», «А.С.Пушкин и пунктуация».

1.Проект «Подготовка к ОГЭ и итоговому сочинению: роман «Капитанская дочка» А.С.Пушкина» 

Цель: создание банка аргументов по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с указанием  основных проблем данного произведения.

Задачи:  1) изучить роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

2) проанализировать произведение и выявить его основные проблемы;

3) подобрать тезисы к каждой проблеме;

4) написать аргументы к выявленным проблемам.

Проблемы произведения «Капитанская дочка»:

1)Внутренняя красота человека.

2)Героизм, самопожертвование.

3)Проблема выбора жизненного пути, цели, нравственных ценностей.

4)Взаимоотношения родителей и детей.

5)Патриотизм, любовь к Родине.

6)Предательство.

7)Честь и бесчестие.

8)Любовь.

9)Становление личности.

10)Проявление жестокости со стороны власти.

11)Роль личности в истории.

  1. Внутренняя красота человека.

Тезисы

  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создаёт особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Пример аргумента:

Красив тот, кто совершает нравственные поступки.

В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев – человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

  1. Взаимоотношения родителей и детей.

Тезисы:

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Пример аргумента:

Советы родителей очень много значат для детей.

Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги рубаху снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.

Семья Маши Мировой во время нападения Пугачева на Белогорскую крепость решает спрятать ее и увезти на другие земли, но не успевают. Они понимают, что это может быть их последняя встреча, но счастье своей дочери им важнее. В итоге, родителям Маши удается спрятать свою дочь на территории крепости. Именно это и помогло Маше избежать казни.

2.Проект « Создание контрольно – измерительных материалов по русскому языку на основе  произведений современной прозы »

Цель: создать  банк контрольно-измерительных материалов по русскому языку на основе произведений Виктории Токаревой.

Задачи: 

  • познакомиться с биографией и творчеством В.С. Токаревой;
  • проанализировать  рассказы «Сволочей тоже жалко», «Лишняя правда», «Странности любви», определить их проблематику и    авторскую позицию;
  • повторить учебный материал по разделам русского языка: «Текст. Типы и стили речи», «Морфология», «Лексика»;
  • создать сайт для старшеклассников «Готовимся вместе к экзамену по русскому языку».

Практическая часть по рассказам В.Токаревой 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 

22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите их номера.

  1. Муж главной героини был генералом и любил играть в карты
  2. Спустя 10 лет главные герои встретились на базаре в овощном ряду
  3. Фаина покаялась в своем поведении
  4. У дочери главной героини был неврит
  5. После смерти мужа и сына Фаина очень сильно постарела и похудела.

23

Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 101-107 представлено рассуждение.
  2. В предложениях 77 – 79 представлено повествование.
  3. Предложения 20-23 содержат описание.
  4. Предложения 103-106 содержат ответ на вопрос, заданный в предложениях 101-102.
  5. Предложение 123 содержит элементы описания.

24

Из предложений 81-88 выпишите контекстные антонимы.

25

Среди предложений 13-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

В предложениях 40-43 используется такое синтаксическое средство, как (А)__________.

В предложениях 7,78,115 автор использует (Б)_______________.

В 119 предложении автор, подчеркивая внешность Фаины, использует (В)_____________.

В 14 предложении автор использует такой троп, как (Г)____________.

Список терминов:

  1. эпитет
  2. контекстные синонимы
  3. фразеологизм
  4. метафора
  5. ряды однородных членов предложения
  6. сравнение
  7. анафора
  8. олицетворение
  9. парцелляция

27

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Проблема

Авторская позиция

Всегда ли нужно прощать людей?

Проблема прощения людей.

Людей необходимо прощать, каждый человек может совершить ошибку, за которую жизнь его рано или поздно накажет. Автор уверен в том, что «сволочи» тоже люди, их тоже жалко, их тоже надо уметь прощать.

Как горе и трудности влияют на жизнь человека?

Проблема влияния жизненных трудностей на человека.

Каждый человек переносит этот период жизни по-разному. Кто-то уходит в себя и дает волю своим эмоциям, а кто-то начинает осознавать свои ошибки. Человек теряет свое здоровье, спокойствие и красоту.

3.Проект «А.С.Пушкин и пунктуация»

  • Цель: создание сборника упражнений по пунктуации на основе произведений А.С.Пушкина.
  • Задачи:        

1.        Изучить теоретические сведения из истории русской пунктуации.

2.        Повторить правила постановки знаков препинания в сложных и простых предложениях с  обособленными членами.

3.        Прочитать и проанализировать следующие  произведения А.С.Пушкина: «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама», «Барышня - крестьянка».

4.        Произвести по данным произведениям необходимые языковые наблюдения, касающиеся пунктуации пушкинских текстов.

  • Практическая значимость состоит в том, что собранный материал может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (задания 17,18,19,20,21), а также на уроках русского языка в 7-9 классах при изучении тем «Обособленные члены предложения», «Знаки препинания в ССП,СПП и БСП» , «Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями».

Основная часть

  • Теоретическая часть

1. История русской пунктуации.

2. Роль знаков препинания в языке произведений А. С. Пушкина.

3. Знаки препинания в произведениях А.С.Пушкина как предмет научного спора.

4. Знаки, которые чаще всего встречаются в произведениях поэта.

  • Практическая часть

1.Работа с прозаическим текстом (Задание 21 из тестовой части ЕГЭ  по русскому языка).

2. Работа с поэтическим текстом (задание 17-20 из тестовой части ЕГЭ по русскому языку).

3. Пунктуация  в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Практическая часть

Работа с прозаическим текстом (Задание 21 из тестовой части ЕГЭ  по русскому языка)

1.Найдите предложения ,в которых запятая(-ые)  ставится (-ятся) в соответствии с одни и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений .

(1)Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность.(2) Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. (3)Он тотчас потребовал каналью француза. (4)Доложили, что мусье давал мне свой урок. (5)Батюшка пошел в мою комнату. (5)В это время Бопре спал на кровати сном невинности. (6)Я был занят делом. (7)Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта.(8)Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. (9)Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.

2.Найдите предложения ,в которых тире ставится в соответствии с одни и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений .

(1)Она села за письменный столик, взяла перо, бумагу – и задумалась.(2) Несколько раз начинала она своё письмо, – и рвала его: то выражения казались ей слишком снисходительными, то слишком жестокими.(3) Наконец ей удалось написать несколько строк, которыми она осталась довольна. (4)«Я уверена, – писала она, – что вы имеете честные намерения и что вы не хотели оскорбить меня необдуманным поступком; но знакомство наше не должно было начаться таким образом.(5) Возвращаю вам письмо ваше и надеюсь, что не буду впредь иметь причины жаловаться на незаслуженное неуважение». (6)На другой день, увидя идущего Германна, Лизавета Ивановна встала из-за пяльцев, вышла в залу, отворила форточку и бросила письмо на улицу, надеясь на проворство молодого офицера.(6)Германн подбежал, поднял его и вошёл в кондитерскую лавку.(7) Сорвав печать, он нашёл своё письмо и ответ Лизаветы Ивановны.(8) Он того и ожидал и возвратился домой, очень занятый своей интригою.

Работа с поэтическим текстом (задание 17-20 из тестовой части ЕГЭ по русскому языку)

1.Я подумал(1) что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика(2) то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки(3) и (4)взглянув на него гордо(5) сказал: «Я твой господин(6)а ты мой слуга.

2. Но вот (1) насытясь разрушением(2) и (3) наглым буйством утомясь (4) Нева обратно повлеклась…

3. Шуми, шуми(1)послушное ветрило(2)

Волнуйся подо мной(3)угрюмый океан.

Лети(4) корабль(5) неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей…

Таким образом, проектная деятельность, направленная на сотрудничество педагога и учащегося, не только является формой оценки в процессе непрерывного образования и дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений обучающихся, но и помогает старшеклассникам подготовиться к итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.

Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспита...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся, как один из фрагментов экологического воспитания школьников.

Изучение экологии сегодня включает не только экологическое образование, но и экологичесчкое воспитание. Нет придела человеческому любопытству, а следовательно можно разработать для учащихся огромное к...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку для учащихся 5-11 классов в рамках подготовки к итоговой аттестации.

Предлагаю итоговые контрольные тестовые работы за I полугодие по русскому языку для 5-11 классов. Надеюсь, что данный вариант поможет разнообразить срезы знаний учащихся по изученным разделам, о...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов

Однако сегодня приоритетным становится  не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели  выпускника....