Общество
презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему

Елена Александровна Таранова

Общество

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obshchestvo.ppt473.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩЕСТВО

Слайд 2

Что такое общество? Узкое понимание Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.) Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество) Специфические особенности жизни одной страны (китайское общество, российское общество) Человечество в целом Ш и р о к о е п о н и м а н и е Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Слайд 3

? В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях? а) двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество б) за сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей в) пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием г) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития

Слайд 4

? В отличие от природы общество: обладает свойствами системы находится в развитии выступает в качестве творца культуры развивается закономерно

Слайд 5

Сферы (подсистемы) общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации Материалисты: экономическая сфера – главная! Идеалисты: духовная сфера – главная!

Слайд 6

? Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер Отношения собственности Партия Избирательная система Научная деятельность Формирование нации Взаимосвязь спроса и предложения товаров Массовая культура Факторы производства Сословная структура общества Федеративное государственное устройство Банковская система Художественное творчество Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера

Слайд 7

Признаки общества как системы Целостность Устойчивость Способность к саморазвитию Открытость взаимосвязанные элементы постоянные изменения стремление к самосохранению новые элементы появляются, старые исчезают Целое, составленное из частей

Слайд 8

Общество как динамичная система Изменяется и развивается общество в целом Изменяются и развиваются его элементы Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются

Слайд 9

? Динамизм общества как системы подразумевает: устойчивость и стабильность изменение и развитие постоянный прогресс

Слайд 10

Социальные институты Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей «установление»  семья  производство  государство  образование  религия в воспроизводстве рода в безопасности и социальном порядке в средствах существования в получении знаний, социализации, подготовке кадров в решении духовных проблем смысла жизни Каких?

Слайд 11

Как возникло человеческое общество? Религиозная версия: «Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон» Космическая версия: «Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими» Естественная версия: «Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей»

Слайд 12

Под влиянием чего общество изменяется и развивается? Натуралистический подход: «Развитие общества определяется природными факторами» Идеалистический подход: «Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности» Материалистический подход: «Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности» Плюралистический подход: «В основе развития общества лежит не один, а множество факторов» Ш. Монтескье, Л. Мечников И. Кант, Г. Гегель, О. Конт К. Маркс, В. Ленин Большинство современных ученых

Слайд 13

Типы обществ Наличие пись-мен-ности Число уровней управлений и степень социального расслоения Способ хозяйственной деятельности Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности Д опись-менные П ись-менные П ростые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) С ложные О хотников и собирателей О городничества С котоводов З емледельцев И ндустриальное П остиндустриаль-ное П ервобыт-ное Р абовла- дельческое Ф еодальное К апиталис-тическое

Слайд 14

? Назвать основные социальные институты. Чем отличается простое общество от сложного? Перечислить все 4 формации.

Слайд 15

Общественно-экономическая формация Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства . Как люди производят материальные блага БАЗИС НАДСТРОЙКА совокупность производственных отношений совокупность идей и взглядов общества, соответствующих им отношений и организаций

Слайд 16

Недостатки формационного подхода Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание исторического процесса Претензия на абсолютную правильность и универсальность + цивилизационный подход!

Слайд 17

? Что такое общественно-экономическая формация? Что такое способ производства? Церковь, философские учения, государство, система образования – это базис или надстройка?

Слайд 18

Цивилизация Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс) Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах «Гражданский»

Слайд 19

Недостатки цивилизационного подхода История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества Народы и общества изучаются изолированно Трудно выявить закономерности в историческом процессе

Слайд 20

? Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера? Цивилизационный подход направлен на: А. Выявление общего в развитии разных народов. Б. Выявление особенного в развитии разных народов. верно только А верно только Б верно А и Б оба положения неверны

Слайд 21

Надо совместить оба подхода! Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.) Традиционное (доиндустриальное) общество Индустриальное общество Информационное (постиндустриальное) общество

Слайд 22

Традиционное общество Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения Духовная сфера Сословное деление, отсутствие социальной мобильности Социальная сфера Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость Политика Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство Экономика

Слайд 23

Индустриальное общество Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки Духовная сфера Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация Социальная сфера Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей Политика Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии Экономика

Слайд 24

Постиндустриальное общество Приоритет отдается науке и образованию Духовная сфера Профессиональное деление, развитие гражданского общества Социальная сфера Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии Политика Сфера производства уступает сфере услуг Экономика

Слайд 25

? Какое социальное деление характерно для: традиционного общества индустриального общества постиндустриального общества

Слайд 26

? Какие из данных черт относятся к традиционному обществу? развитие ресурсосберегающих технологий появление массовой культуры низкая социальная мобильность преобладание коллективистских взглядов сильное гражданское общество

Слайд 27

Основные черты восточной и западной цивилизации Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Интересы личности подчинены общественным, коллективным Правовое государство, демократические формы правления Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Развитый рынок, частная собствен-ность, предпринимательство и конкуренция в экономике Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной Западная цивилизация Восточная цивилизация

Слайд 28

? К какой цивилизации относится Россия – восточной или западной?

Слайд 29

Общественный процесс Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей Субъект: участники исторического процесса Объект: вся историческая действительность Главный субъект: все человечество? (Л.П. Карсавин) трудящиеся? (К. Маркс) народ? (В. Ключевский) выдающиеся личности?

Слайд 30

Направления общественного процесса Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

Слайд 31

Критерии общественного прогресса развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан рост уровня жизни, степени социальной защиты kriterio – мерило для оценки

Слайд 32

? Объект исторического процесса – это: историческая действительность классы, социальные группы, индивиды, выдающиеся личности Что такое прогресс?

Слайд 33

Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни-зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция

Слайд 34

Закон общественного развития Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее Закон неравномерности развития разных народов и наций

Слайд 35

Глобализация Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами способствует развитию экономики обеспечивает большую толерантность предостерегают государства от крайних действий не всегда ориентирована на развитие отечественного производства нивелируются запросы людей диктуются правила, выгодные развитым странам навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур появление глобальных проблем

Слайд 36

? Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы – это… В чем суть закона ускорения истории? Что такое глобализация?

Слайд 37

? Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает: расширение деятельности транснациональных корпораций рост объемов промышленного производства возрастание доли среднего класса в составе населения развитие национальной культуры

Слайд 38

Глобальные проблемы носят планетарный характер угрожают всему человечеству могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

Слайд 39

Влияние природы на развитие общества общественное разделение труда, размещение отраслей производства производительность труда способности человека темпы развития общества характер производственных отношений особенности духовной культуры менталитет социально-психологический облик народа

Слайд 40

Экологические кризисы загрязнение окружающей среды быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов чрезмерно быстрый рост населения природные антропогенные

Слайд 41

Пути преодоления экологического кризиса Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…) Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды) Развитие техники и улучшение экологического воспитания

Слайд 42

? В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными? в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.

разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...

тема :"Общество", "Сферы жизни общества".

Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....

Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...

Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.

Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

От традиционного общества к обществу индустриальному

Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской....

Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...