Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_sfera_obshchestva.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.
Цель урока – обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания
Задачи урока:
Обучающие:
- показать различия культурного восприятия действительности разными людьми;
- раскрыть влияние социальной роли на поведение человека;
- выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур;
Развивающие:
- элементы проблемного обучения;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование умения выражать и отстаивать в дискуссии собственную позицию;
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию толерантности
- создать условия для развития ценности активной гражданской позиции, патриотизма
Тип урока:
- по характеру деятельности: комплексного применения знаний
- по ведущему методу: урок-дискуссия
Оборудование:
- Раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер, презентация Power Point
Методы
- элементы проблемного обучения;
- беседа с элементами дискуссии;
- самостоятельная работа;
- работа в группах
План урока.
- Организационный момент – 1 минута.
- Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 2 минуты.
- Собственно учебная деятельность. (повторение, обобщение, систематизация понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей) – 35 минут.
- Заключительная часть. (подведение итогов работы на уроке, сообщение и комментирование домашнего задания) - 5 – 7 минут.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме “Социальная сфера общества”. Давайте определим, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю написать в тетради известные вам понятия по теме «Социальная сфера» (использование приема “мозговой штурм”)
Все понятия, которые вы написали, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение.
- Каждый человек является членом нескольких социальных групп. Приведите примеры многообразия социальных групп и общностей.
- Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.
Задание на доске: Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?
Социальная структура = страта + страта + страта
Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).
Работа в группах по карточкам-заданиям. В ходе беседы выходят на понимание того, что свою позицию они формируют, с одной стороны, исходя из собственного опыта, знаний, традиций, образования, т.е. из собственной культуры. С другой стороны все оценивают людей, исходя из ожидаемого поведения, связанного с теми социальными ролями.
Задание №1:
Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, а следовательно тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?
Задание №2:
Одни полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?
Учитель: Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.
- Назовите признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.
- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.
Учитель: Согласны ли вы со следующими суждениями:
1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.
2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.
3. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью
4. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую.
Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.
- Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?
- В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?
- Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?
Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры.
Далее проводится небольшое тестирование по вариантам.
1 вариант
1. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношений между ними – это
А) Социальная структура
Б) социальная роль
В) социальное неравенство
Г) социальная политика
2. К малой группе относится (- ятся)
А) интеллигенция
Б) рабочие страны
В) музыканты оркестра
Г) избиратели
3. Многолетний конфликт между палестинцами и израильтянами, которые длительное время проживают на одной территории, являются примером
А) внутриличностного конфликта
Б) межличностного конфликта
В) межгруппового конфликта
Г) конфликта с внешней средой
4. В семье П. жена Анна выполняет роль матери и хозяйки, муж Олег ответственен за материальное обеспечение. Знакомые утверждают, что Олег является главой семьи. Это пример семьи
А) традиционной
Б) коллективистской
В) расширенной
Г) авторитарной
5. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?
1) В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда.
2) Социальная структура организует общество в единое целое.
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
6. В приведенном списке указаны черты сходства семьи и молодежной тусовки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.
1) наличие системы неформальных ролей и статусов
2) совместное ведение хозяйства
3) совместное проведение досуга
4) общность быта
Черты сходства | Черты различия | ||
7. Одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, является:
А) армия
Б) церковь
В) школа
Г) семья.
2 вариант
1. К основным социальным ролям не относится роль
А) гражданина
Б) зрителя
В) семьянина
Г) труженика
2. К показателям достигаемого статуса относится
А) возраст
Б) социальное происхождение
В) образование
Г) пол
3. В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.
А) авторитарный
Б) демократический
В) традиционный
Г) попустительский
4. «Наша нация, в отличие от других, выполняет великую, пограничную миссию между Востоком и Западом». Данное утверждение является примером проявления
А) патриотизма
Б) шовинизма
В) национализма
Г) интернационализма
5. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
1) Социальные отношения включаю в себя отношения между обществом и природой
2) Социальные отношения представляют собой отношения между людьми и техникой
А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
6. В приведенном списке указаны черты сходства достигаемого и предписанного статусов и черты отличия достигаемого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.
1. находится под контролем человека
2. связан с определенной совокупностью прав и обязанностей
3. оказывает влияние на поведение человека
4. приобретается благодаря удаче и везению
Черты сходства | Черты различия | ||
7. Совокупностью формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом является:
А) право
Б) статус
В) брак
Г) роль
Ответы: 1 вариант: 1-а, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в, 6 -1324, 7-г.
2 вариант – 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-г, 6-2314, 7-в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)
Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). Тип урока - применение знаний на практике. Урок ...
Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...
Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...