План-конспект урока : «Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних праздниках».
план-конспект урока по обществознанию на тему

Приводится урок обществознания "Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних  праздниках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока в 6 классе

Класс:  6

Учитель:  Левкина Н.В.

Тема урока: «Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних праздниках».

Форма урока:  интегрированный урок обществознания на базе кружков Центра дополнительного  образования  «Импульс» в форме коллективного творческого дела.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний об обществе.

Цель урока:

создание у школьников целостного представления об окружающем обществе, формирование системности в познании общества, подвести к пониманию взаимозависимости и взаимосвязанности человечества.

Задачи:

∙•••••• образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Человечество как сумма поколений», обобщить материал как систему знаний.

∙•••••• воспитательные: воспитывать толерантность,  воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащегося, реализации его как личности через форму урока.

∙•••••• развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах,  развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.

∙•••••• опережающие: зона ближайшего развития - формирование понятия о социальных нормах.

Применяемые  методы:

         - проблемно-поисковый

- репродуктивный

- практический

- творческий

Формы  работы:

- групповая

- коллективная

- самостоятельная работа по решению интегральной проблемы

Местоположение  урока  в  планировании:

Данный  урок  седьмой  в  I разделе: «Общество и человек»

Прогнозируемый  результат: закрепление знаний о взаимосвязи и взаимозависимости человечества, проявление интереса к культурному наследию различных поколений и народов, более активное вовлечение учащихся в кружковую работу Центров Дополнительного Образования.

 

Оборудование  урока: выставка работ учеников по фитодизайну, бумажной пластики, вышивки, кулинарии, материал для конкурсов букетов, оригами.

 

Основные понятия: поколение, конфликт поколений, культурное наследие, культурная память поколений, церемония, обряд, обычай, традиция.

Этапы урока:

I.      Подготовительный этап.

Выбор материала для проведения урока учащимися и их родителями. Были выбраны три осенних праздника отмечавшихся в разных странах: «Праздник хризантем» в Японии, праздник «Хэллоуин» в Англии и США, праздник «Кузьминки» в России. Класс делится на три группы и с помощью учителя и родителей готовится к мероприятию.

II.   Организационный этап Сообщение  темы  урока (установка  внимания). Тема нашего мероприятия: «Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних праздниках».

III.   Этап актуализации прежних знаний (фронтальная  беседа)

Вопросы: Сколько поколений присутствует в этом зале? Что, кроме времени рождения объединяет людей в представителей одного поколения? Что мешает пониманию между поколениями? Что укрепляет связь между поколениями? ( Подвести к пониманию того, что наряду с культурным материальным наследием, важную роль играет духовное наследие: традиции, церемонии, обряды, обычаи. Наиболее ярко они проявляются на праздниках. Сделать вывод: Праздник – это то, что объединяет людей разных поколений в единый народ).

IV.    Этап публичных выступлений групп учащихся

Учитель: Знаете ли вы, что Новый год у большинства народов начинался осенью? И самые необычные праздники тоже проходили осенью. Например в Японии это «Праздник хризантем» .

Выступление 1группы учеников : В древней Японии праздник хризантем приходился на девятый день девятого месяца.  По поверью, роса с хризантем приносила долголетие. Существовал обычай: Накануне вечером хризантемы прикрывали кусочками ваты, чтобы утром этими кусочками, пропитанными росой, протирать лицо. Пышная красота хризантемы - не только символ великолепия, но и знак верховной власти.  Не случайно изображение хризантемы используется как герб императорского дома, ведь с давних времен в Японии хризантема почитается как цветок, выражающий высокое положение и знатность. В этот день придворные приглашались во дворец императора, где пили особое "хризантемное" вино, слушали музыку, любовались хризантемами в саду, слагали стихи, записывая их на пропитанной благовониями бумаге. Эту бумагу иногда складывали в изысканные фигурки-оригами. 

(Демонстрируются работы кружка бумажной пластики. Приглашаются по два участника от групп для конкурса оригами, который проводит ученик из кружка.)

Завершался вечер праздника хризантем чайной церемонией
Сегодня чайная церемония  в Японии— это самобытное, уникальное искусство. Она играет важную роль в духовной и общественной жизни японцев уже на протяжении нескольких веков.  Чайная церемония — это строго расписанный ритуал, в котором участвует мастер чая (человек, который заваривает и разливает чай) и остальные участники церемонии. У каждого должен быть свой четко определенный стиль поведения, включающий как позу при сидении, так и каждое движение, вплоть до выражения лица и манеры речи.
Во время чаепития произносятся мудрые речи, читаются стихи, рассматриваются произведения искусства и букеты цветов. На празднике хризантем это конечно композиции с хризантемами.

(Демонстрируются работы кружка по фитодизайну. Приглашаются  участники  групп для конкурса букетов.)

 В Японии стремятся сохранить самобытные традиции. По всей стране существует тысячи кружков и школ, где любой желающий может изучить искусство оригами, икебаны или чайной церемонии.

Учитель: Пожалуй, не только японцы умеют находить изысканную красоту в, казалось бы, таких простых вещах, как цветы или листы бумаги. Мы приветствуем участников конкурсов.

( Подведение итогов конкурсов)

Учитель: Дорогие родители, кто из вас в детстве праздновал или хотя бы слышал о празднике Хэллоуин? Откуда же современные подростки узнали об этом празднике? ( Подвести к выводу о роли СМИ в распространении культурных образцов и социальных норм.)

    Выступление 2 группы учеников 

 В ночь с 31 октября на 1 ноября всякие    страшные существа, герои мультфильмов, резиновые маски знаменитостей наполняют улицы и места гуляний в Америке и в Англии, ожидая сладкое вознаграждение. С криками "Заплатите, иначе мы вас напугаем" дети всех возрастов ходят по домам и требуют сладостей. Все это называется праздник Хэллоуин — День всех святых. 

Его корни уходят глубоко в древнее язычество По старому календарю друидов новый год в Англии наступает 1 ноября. Поэтому накануне 31 октября нужно прогнать всех злых духов, которые в эту ночь выходят на белый свет: домовые стучат в окна и двери, ведьмы летают на метле по небу, черти всех пугают. Чтобы их отогнать, существует обычай изготовлять специальные фонарики из тыквы.

(Приглашаются  участники  групп для конкурса тыквенных фонарей) 

Всю ночь улицы освещаются тыквенными фонариками - и все это для того, чтобы прогнать ведьм. Сидя у камина при свете свечи, маленькие англичане рассказывают страшные истории и жарят каштаны. Девочки в эту ночь занимаются гаданием: они бросают в костер камешки и орешки и смотрят, какой рисунок оставит огонь на их поверхности. По нему и определяют будущее. Ещё один обычай гадания превратился в забавный конкурс. Ведь Хэллоуин называют еще ночью плавающих яблок  А зачем же в этот праздник яблоки? Во-первых, кожуру от яблок тоже бросают в костер. Затем по форме, которую принимает кожура, пытаются определить первую букву имени своего суженого. Кроме того, раньше гадали - яблоки бросали в воду, а гадающие должны попытаться вытащить их... зубами! При этом руки сцепляются сзади, чтобы они случайно не помогли своему хозяину. Удалось - исполнится желание.
(
Приглашаются  участники  групп для конкурса плавающих яблок)

( Подведение итогов конкурсов)

Учитель: Мы познакомились с осенними праздниками самой восточной страны – Японией, самой западной страны- Англией, а какими были осенние праздники у наших предков?

     Выступление 3 группы учеников:

1 ноября на Руси отмечался праздник "Кузьминки", в честь святых Козьмы и Демьяна. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были  врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал. Но христианский праздник смешался с языческими обрядами прощания с осенью. « Кузьминки» — по осени поминки», гласит пословица. Праздник «Кузьминки» по народному календарю — последний праздник осени и первый зимний праздник - встреча зимы.

 «Кузьминки» издавна слыли девичьим праздником. Девушки на выданье просили святых сковать свадьбу накрепко, как лед на реке. В этот день девушка становилась хозяйкой дома, она готовила еду для семьи и угощала всех. Плохо было неумехе, такую, что семью пересолом да недожаром  накормит, ославят, да и замуж не возьмут. По обычаю в этот день семья утиралась полотенцами вышитыми молодой хозяйкой.

 (Демонстрация вышивок участниц кружка, изделий из бисера.

Конкурс хозяюшек.  Приглашаются  участницы  из групп, демонстрируя искусство изготовления яблочных пирогов.)

 Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечёрку» с играми, розыгрышами, а угощались кашей рассыпчатой из разных круп. Такую кашу варили  в семьях по случаю окончания молотьбы. Блюда с курятиной были на столе обязательно, поскольку в народе Кузьма и Демьян считались покровителями кур, и этот же день звался «Курьи именины». По такому поводу парни, придя на кузьминскую вечёрку, устраивали шуточные петушиные бои,  чтобы девушкам показать силушку, окрепшую за лето.

( Конкурс Петушиные бои. Парни, сцепив за спиной руки и стоя на одной ноге, толкают драг дружку грудью, пока кто-то из них не встанет на обе ноги.)

( Подведение итогов конкурсов)

V.   Этап проверки понимания изученного и продемонстрированного материала (фронтальный опрос)

Учитель: 

- С  какими  церемониями вы познакомились сегодня?

- Какие обряды и обычаи вам понравились? Чему они учат?

-У каких народов сохранились традиции древних осенних праздников?

-Надо ли сохранять обычаи предков? Для чего?

-Что в наше время помогает сохранять обычаи и традиции предков?

(Конкурс знатоков в форме мини – теста.)

1. Какое  понятие надо применить: церемония, обычай или традиция в этих примерах:

торжественная регистрация брака - это…, наряжать ёлку – это …, дарить подарки именинникам – это…, смена караула у Вечного огня – это…, угощать гостя лучшими кушаньями – это…, уважать старших – это…

2. Соотнесите понятие и определение, подчеркните верное понятие: 

А) Установившийся и одобренный обществом порядок поведения, присущий широким массам людей (Церемония, традиция, обычай).

Б) Строго установленные действия людей, носящие символический характер (Церемония, традиция, обычай).

В) Образцы действия или поведения переходящие от одного поколения к другому (Церемония, традиция, обычай).

VI. Этап социализации КТД. Создание общественной значимости мероприятия

Учитель:  Можем ли мы назвать традицией помощь людям, у которых случилась беда? У каких народов она существуют? ( Подведение к пониманию важности для общества взаимовыручки и взаимопомощи)

Проведение аукциона по продаже выставленных изделий, с передачей денег в фонд помощи детей с онкозаболеваниями).

VII Подведение  итогов  урока   Оценивание работы групп, активности отдельных учеников. Награждение лучшей группы и лучших участников коллективного творческого дела.

VIII.Рефлексия , учащиеся высказывают свои впечатления об уроке. 

1.     В какой группе вы работали?

2.     Что вам понравилось во время проведения КТД?

3.     Что не понравилось?

4.     Чему вы научились во время проведения мероприятия?

5.     Чему бы вы хотели научиться в кружках ЦДО?

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

План - конспект бинарного урока по теме "Создание праздничной открытки "Праздники в России и Британии" (английский язык и информатика)

План - конспект бинарного урока  (информатика, английский язык), 8 класс (авторская разработка)...

Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"

Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая....

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Праздники в Великобритании, США и России"

План-конспект открытого урока  в 5 классе по теме "Праздники в Великобритании, США и России". На уроке учащиеся рассказывают интересные факты о различных праздниках, отвечают на письмо друга по п...

План конспект открытого урока "Каждая страна имеет свои обычаи", 6 класс

Урок знакомит с достопримечательностями Лондона,традициями Англии и России...

Тема урока: Культурное наследие Европы и культура Руси"

Тема урока:  Культура  Киевской Руси  в  X – XII  веках.Цель урока:  Познакомиться   с  уровнем  развития  культуры  Древней  Рус...