Тематическое планирование по обществознанию 8 класс УМК Кравченко
календарно-тематическое планирование по обществознанию (8 класс) по теме

Лукашина Севара Хамидовна

Календарно-тематический план для 8 классов по курсу обществознания рассчитан на 35 часов в год из расчёта 1 час в неделю и ориентирован на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

  1. Программа  по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
  1. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_obshchestvo.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ютазинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

__________/___________/

Протокол №_____ от

«____ » августа 2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

____________/Р.Г. Ганиева_/

«___ » августа 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________/А.А.Ямалетдинов/

Приказ №______от

«____ » августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

(предмет)

для _8 класса

(класс)

Срок реализации программы

(на 2017/2018 учебный год)

Составитель:

учитель истории и обществознания,I квалификационной категории

Лукашина Севара Хамидовна

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана данная рабочая программа.

  • Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
  • примерной образовательной программе основного общего образования;
  • авторской программе по предмету;
  • образовательной программе основного общего образования МБОУ «Ютазинская СОШ»;
  • учебному плану МБОУ «Ютазинская СОШ» на 2017-2018 учебный год
  • федеральному перечню учебников на 2017-2018 учебный год
  • положению о рабочих программах МБОУ «Ютазинская СОШ»

Календарно-тематический план для 8 классов по курсу обществознания рассчитан на 35 часов в год из расчёта 1 час в неделю и ориентирован на использование учебно-методического комплекта

В учебно-методический комплект входят:

  1. Программа  по обществознанию Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007
  1. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: «Русское слово», 2008.
  1. Репин А.В. Обществознание 8 класс. Проверочная работы.

- учебника «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой      (8 класс). –М.: Русское слово, 2010;

Ученик должен: знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

Уметь:

- описывать и сравнивать между собой основные социальные объекты; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

                                                                           Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ I. Общество и человек

Тема 1. Что такое общество. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Тема 2. Человек, природа и общество. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Тема 3. Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.

Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Тема 6. Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 8. Общение

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Повторение и обобщение по разделу «Общество и человек»

РАЗДЕЛ II. Экономическая сфера

Тема 9. Что такое экономика

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Тема 12. Рынок, цена и конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Тема 15. Бюджет государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Тема 16. Труд

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторение и обобщение по разделу «Экономическая сфера»

РАЗДЕЛ III Социальная сфера

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Тема 18. Социальная стратификация.

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Тема 19  Этнос: нации и народности.

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Тема 20. Конфликты в обществе

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Тема 21. Семья

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль

Повторение и обобщение по разделу «Социальная сфера». Итоговое повторение.

                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Тема

Общее кол-во часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на практику

1

Общество и человек

11

10

1

2

Экономическая сфера

11

10

1

3

Социальная сфера

11

10

1

4

Резервные часы

2

-

-

Итого:

35

30

3

Тема урока

Количество часов

Элементы минимального содержания образования

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Наука о человеческой вселенной

1

Науки, которые изучают общество.

Обществознание

в школе.

Учебник обществознания как источник знаний, его специфика.

Понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание

Уметь:

называть науки, изучающие общество, их особенности, связи;

– характеризовать учебник обществознания и учебные пособия.

Знать понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы общество-знания, научное знание

Для всех учащихся: с. 4–8, основные понятия

04.09

2

Общество,

его признаки, строение и место в мировом сообществе

1

Понятие общества и его основные признаки.

Основные сферы общественной жизни. Мировое сообщество. Понятия, термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация

Уметь:

– объяснять понятия: общество, государство, страна;

– называть основные сферы жизни общества;

– характеризовать их;

– приводить примеры многообразия и единства мира.

Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация

Для всех учащихся: § 1, в. 1–4, 7, основные понятия.

Конструктивный уровень: таблица «Элементы страны, государства, общества», в. 5

11.09

3.

Взаимосвязь природы
и общества

1

Природа как основа возникновения
и жизнедеятель-

ности человека и общества.

Взаимоотношения человека и природы.

Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды.

Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы

Уметь:

– объяснять взаимосвязь

природы и общества;

– характеризовать экологические проблемы.

Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;

знать понятия

и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы

Для всех учащихся: § 2,

основные понятия.

Репродуктивный уровень: практикум, с. 25.

Творческий

уровень: мини-исследование
о воздействии человека на природу

18.09

4

 

Типология обществ

1

Типы обществ.

Особенности хозяйства и образа жизни охотников

и собирателей, зарождение производящего хозяйства.

Понятия, термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество

Знать разные подходы к типологии обществ;

сравнивать различные типы обществ.

Уметь анализировать характерные черты общества, определять его тип;

давать определения понятий: типология обществ, общественно-экономическая формация.

Знать понятия и термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая

формация, эволюция, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество

Для всех учащихся: § 3,

в. 1–3, основные понятия.

Творческий

уровень: мини-сочинение

«Труд и историческая эпоха»

25.09

 5

Социальный прогресс
и развитие
общества

1

Основные закономерности развития человеческого общества. Почему ускоряется история?

Закон неравномерного развития народов и наций мира.

Социальный прогресс. Реформы

и революции

Понятия, термины: закон ускорения истории, социальный прогресс

и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;

пояснять сущность социального прогресса, включающего

в себя экономический, технический и культурный прогресс;

Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции,

прогрессивные и регрессивные реформы

Для всех учащихся: § 4, в. 1–3, основные понятия.

Репродуктивный уровень: практикум, с. 39.

Конструктивный уровень: схема «Социальный прогресс».

Творческий

уровень: в. 7

2.10

6

Взаимодействие общества
и природы.
Экологические проблемы
области

1

Взаимосвязь природы и общества

Экологическая ситуация в нашем крае.

Природоохранная деятельность государственных органов и общественных организаций.

Понятия, термины: влияние природно-климатических условий края на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы

Уметь:

– объяснять

(интерпретировать) взаимосвязь природы и общества в регионе;

– характеризовать глобальные проблемы, актуальные для данной области.

Знать понятия и термины: вли-
яние природно-климатических условий края

на характер деятельности человека, экологические проблемы, целевые программы

Творческий

уровень: мини-исследование «Экологические проблемы»

9.10

7

 

Личность

и социальная среда

1

Качества человека: прирожденные и приобретаемые.

Человеческая личность.

Роль семьи и социальной среды в воспитании личности.

Личность. Индивидуальность. Человек.

Понятия, термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность; противоречия становления, моральные нормы, духовные ценности

Уметь:

– характеризовать понятия:

человек, личность;

– объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности.

Уметь определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений.

Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности

Для всех учащихся: § 5,
в. 1–3, основ-

ные понятия.

Конструктивный уровень: таблица «Человек, индивид, личность».

Творческий

уровень: завершите фразу «Личность подразумевает способность человека к …»

16.10

 8

Потребности человека

1

Человек и его потребности.

Сущность и иерархия потребностей. Процесс возвышения потребностей.

Свобода выбора

и приобщение к духовной культуре.

Понятия, термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность

Приводить примеры потребностей человека;

объяснять взаимосвязь свободы и ответственности;

приводить примеры проявления ответственности.

Знать понятия

и термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность

Для всех учащихся: § 6,
в. 1–4, основные понятия.

Конструктивный уровень: изобразить уровни потребностей по теории Маслоу.

Творческий

уровень: мини-сочинение

«Сможет ли удовлетворение всех потребностей человека сделать его счастливым?»

23.10

9

 

Социализация и воспитание

1

Социализация: содержание и стадии процесса.

Воспитание и

социализация, сходство и различия.

Воспитание в семье.

Понятия, термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека

Характеризовать понятия социализация и воспитание;

сравнивать воспитание и самовоспитание;

объяснять их значение в развитии личности.

Знать понятия и термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека

Для всех учащихся: § 7, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Творческий уровень: в. 6 на
с. 58

6.11

10

 

Социально-психологический процесс общения

1

Понятие общения. Виды и формы. Эмоциональная сторона общения.

Проблемы общения.

Понятия, термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение

Характеризовать общение;

сравнивать виды межличностных отношений;

анализировать различные формы общения;

иметь навыки культурного, грамотного

общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях.

Знать понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение

Для всех учащихся: § 8, основные понятия.

Конструктивный

уровень: в. 3.

Творческий

уровень: сформулировать несколько «золотых правил»

общения разных видов

13.11

11

 

Человек
в обществе
и общество
в человеке

1

Уникальность человеческой личности.

Воспитание и социализация.

Проблемы общения и пути их решения.

Понятия, термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека;

характеризовать особенности общества, менталитет жителя края.

Знать понятия

и термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность

Для всех учащихся: повторение темы и основных понятий

20.11

12

Экономическая сфера. Сущность и структура экономики

1

Что такое экономическая наука и зачем ее изучают

в школе?

Основные ресурсы экономики и их роль.

Структура экономики.

Понятия, термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

Уметь:

– характеризовать понятия;

– объяснять роль экономики в жизни общества;

– разъяснять структуру экономики.

Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок

Для всех учащихся: § 9, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–5.

Конструктивный уровень: таблица на

с. 70.

Творческий

уровень: в. 6

27.11

13

 

Товар и деньги

1

Товар и его свойства.

Деньги, их функции и формы.

Начальная цена

и прибыль в биз-несе

Понятия, термины: товар, услуги, деньги, цена

Уметь:

– сравнивать понятия: товар

и услуги;

– называть функции денег и их исторические формы;

– характеризовать прибыль.

Знать понятия и термины:

товар, услуги, деньги, цена

Для всех учащихся: § 10, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Конструктивный уровень: сообщение на тему «Функции денег».

Творческий

уровень: мини-исследование «Сколько «стоит» новорожденный ребенок?»

4.12

14

 

Спрос и предложение

1

Спрос и предложение как факторы рыночной эконо-мики.

Роль маркетинга

в рыночной экономике.

Цена как регулятор спроса и предложения.

Понятия, термины: спрос, величина спроса, предложение, величина

предложения, маркетинг, цена

Уметь:

– объяснять связь спроса и предложения;

– называть факторы рыночной экономики;

– сравнивать рыночную экономику с планово-директивной;

– характеризовать рыночную экономику.

Знать понятия и термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена

Для всех учащихся: § 11, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Конструктивный уровень: схема «Взаимосвязь цены, спроса, предложения».

Опережающее задание: подготовить сообщение о влиянии спроса и предложения на конкуренцию

11.12

15

Рынок, цена

и конкуренция

1

Рынок, его формы, виды, эволюция.

Основные функции цены.

Рынок, конкуренция, монополия.

Понятия, термины: рынок, биржа,

банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия

Характеризовать рынок, рыночную экономику;

– называть основные функции цены;

– сравнивать

понятия конкуренция, монополия, олигополия.

Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия

Для всех учащихся: § 12, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–6.

Творческий уровень: в каких литературных

произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями? (Ответ оформить в виде таблицы.)

18.12

 16

Предпринимательство

1

Содержание

и функции предпринимательства.

Предприниматель: экономический статус, поведение, функции.

Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство.

Понятия, термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, «челноки»

Уметь:

– приводить примеры предпринимательской деятельности;

– характеризовать предпринимательскую этику;

– высказывать суждения о роли малого бизнеса.

Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск

в бизнесе, «челноки»

Для всех учащихся: § 13, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Конструктивный уровень: схема на с. 87.

Творческий

уровень: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны»

8.01

 17

Роль государства в экономике

1

Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная.

Налоги, их виды, значение налогов.

Понятия, термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

Уметь:

– называть способы воздействия государства на экономику;

– сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.

Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог

Для всех учащихся: § 14, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–5.

Конструктивный уровень: работа с документом «Налоги и восстания»,

с. 95.

Творческий

уровень: эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?»

15.01

18

 

Бюджет
государства
и семьи

1

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета.

Долг и кредит.

Дефицит бюджета

и социальные программы.

Понятия, термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

Характеризовать бюджет семьи.

Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета

Для всех учащихся: § 15, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–5.

Конструктивный уровень: схема «Способы решения проблем дефицита госбюджета», с. 102.

Творческий

уровень: проблемное задание «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета»

22.01

19

 

Труд, занятость, безработица

1

Труд: сущность, виды труда, значение труда.

Рабочая сила и рынок труда.

Почему люди теряют работу и что следует знать безработному?

Понятия, термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

Уметь:

– называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;

– объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.

Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы

Для всех учащихся: § 16, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Творческий

уровень: мини-исследование «Причины безработицы»

29.01

20

 

Структура экономики области

1

Роль региона в экономической системе России.

Современное состояние экономической структуры нашего края.

Перспективы экономического развития края.

Понятия, термины: экономика региона, экономические процессы,

государственное регулирование

Уметь:

– характеризовать перспективы экономического развития области;

– показывать

роль региона

в экономике России;

– давать оценку современному состоянию экономической

ситуации в крае.

Знать понятия и термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование

Для всех учащихся: повторение основных понятий.

Конструктивный уровень: схема «Направления

развития экономики родного края».

Творческий

уровень: мини-исследование:

сопоставить развитие экономики области

в настоящее время и в начале XX века

5.02

21

 

Становление рыночного общества

в России:

общее и особенное

1

Сущность и структура экономики. Рынок в условиях переходного периода. Роль государства в экономике.

Труд, занятость, безработица.

Понятия, термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы

Уметь:

– объяснять роль экономики в жизни общества;

– характеризовать сущность

и структуру экономики;

– приводить примеры действия государства на экономику.

Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное

регулирование экономики, социальные программы

Для всех учащихся: повторение темы и основных понятий

12.02

22

Социальная сфера.
Социальная структура

1

Строение общества.

Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь.

Социальная группа.

Понятия, термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность

Уметь:

– объяснять сущность социальной структуры;

– характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения;

– выделять

в тексте оценочные суждения

о социальном статусе.

Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль,

социальная мобильность

Для всех учащихся: § 17, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Конструктивный уровень: таблица «Статусы и роли детей и взрослых».

Творческий

уровень: мини-исследование «Нужны ли статусные символы и статусный имидж в современном обществе?»

19.02

23

Социальная стратификация

1

Социальная стратификация и ее критерии.

Классы как основа стратификации.

Социальная дифференциация.

Понятия, термины: стратификация, социальное неравенство

Уметь:

– характеризовать социальную дифференциацию;

– выделять

в тексте оценочные суждения

о социальной
дифференциации.

Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство

Для всех учащихся: § 18, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1, 2.

Конструктивный уровень: построить шкалу престижа профессий в современном

обществе (в. 4).

Творческий

уровень: в. 5

26.02

24

 

 

Богатые
и бедные

1

Богатство, источники доходов, образ жизни, критерии богатства.

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление.

Понятия, термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность

Уметь:

– характеризовать социальные отношения, социальный статус;

– выделять

в тексте

оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности;

– соотносить

образ жизни со способом достижения богатства;

– формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.

Знать понятия

и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни,

масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность

Для всех учащихся: § 19–20, основные понятия.

Репродуктивный уровень: перечислить основные

способы получения богатства. Рассказать об образе жизни бедных людей.

Конструктивный уровень: таблица «Уровень жизни» на с. 129.

Творческий

уровень: сравнить образ жизни богатых и бедных в России и США (работа по группам)

05.03

25

 

Этнос: нации
и народности

1

Этнос. Понятие, признаки.

Кровнородственные группы и их разновидности.

Племена, народности, нации.

Понятия, термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация

Уметь:

– приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия;

– находить

в учебной литературе оценочные суждения

о национальных проблемах.

Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация

Для всех учащихся: § 21, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Конструктивный уровень: схема «Этнос».

Творческий

уровень: мини-исследование

«В чем различие между нацией и народностью».

Опережающее задание: подготовить сообщение на тему

«Проблемы межнациональных отношений в современном мире»

12.03

26

Межнациональные
отношения

1

Национальные отношения: внутренние и межгосударственные.

Формирование многонационального государства.

Этнические конфликты.

Понятия, термины: национальность, национальное большинство

и меньшинство, взаимодействие

народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

Уметь:

– характеризовать межнациональное сотрудничество;

– объяснять причины национальных конфликтов.

Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство

и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность

Для всех учащихся: § 22, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–4.

Творческий

уровень: подобрать по материалам периодической печати факты различных взаимоотношений наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему

19.03

27

Конфликты

в обществе

1

Конфликт и его составляющие.

Классификация конфликтов.

Способы решения конфликтов.

Понятия, термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб,

формы конфликта, типичный конфликт

Уметь:

– называть основные социальные нормы;

– сравнивать пути решения социальных конфликтов;

– классифицировать конфли-кты.

Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт

Для всех учащихся: § 23, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–3.

Конструктивный уровень: схемы «Способы разрешения конфликтов», «Виды конфликтов».

Творческий уровень: сопоставить понятия «конфликт», «драка», «разборка», «дуэль», «ссора», «диспут», «война», «турнир», «побоище». Обобщить в виде таблицы

2.04

28-29

Семья

2

Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи.

Жизненный цикл семьи.

Развод: причины, повод, мотивы, последствия.

Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа

Уметь:

– характеризовать основные нормы правовых основ брака;

– называть основные нормы этики семейных отношений;

– характеризовать семью как малую группу.

Знать понятия и термины: семья, брак, развод, малая социальная группа

Для всех учащихся: § 24, основные понятия.

Репродуктивный уровень:

в. 1–3.

Творческий

уровень: ученические проекты «Фамильные реликвии», «Мое родословное древо», «Семейная фотохроника», «Наши имена и фамилии»

(работа по творческим группам)

9.04,16.04

30-31

Социальная структура общества в регионе

2

Характеристика современной социально-демографической структуры общества в своем регионе. Этнические общности края.

Областные социальные программы как способ решения актуальных проблем области.

Понятия, термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе

Характеризовать социальную структуру общества в крае;

– называть основные

социальные группы;

– приводить примеры этнических общностей в крае, их традиции.

Знать понятия и термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе

Для всех учащихся: основные понятия.

Конструктивный уровень: схема «Этнический состав

населения нашей области

(края, региона и т. п.)».

Творческий

уровень: подготовить сообщения об этнических общностях края (работа по группам)

23.04

32–33

Социальная структура

российского общества:
проблема

бедности
и неравенства

2

Основные понятия по разделу

«Социальная сфера»

Уметь:

– называть основные направления социальной

политики на современном этапе российского общества;

– характеризовать социальные отношения

Для всех учащихся: повторение темы и основных понятий.

Ответы на вопросы на

с. 164–165.

Подготовка

к итоговой контрольной работе

30.04,7,05

34-35

Итоговое занятие по курсу «Общество-знание.

 8 класс

2

Основные понятия по разделам курса

14.04.21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обществознанию для 6 класса к учебнику Кравченко

Тематическое планирование составлено в соответствии с программой "Обществознание для 6 класса " Кравченко, Хромовой.Предназначено для учителей обществознания основной школы....

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 7 класса к учебнику Кравченко

Календарно-тематическое планирование к учебнику Кравченко. Предназначено для учителей основной школы. Разработано на основе программы по обществознанию Кравченко, Хромовой....

Календарно-тематическое планирование для 8 класса к учебнику "Обществознание" Кравченко

Календарно-тематическое планирование для 8 класса к учебнику Кравченко. В планировании : основное содержание в соответствии с программой, основные понятия темы, примерное домашнее задание и примерный ...

Календарно-тематическое планирование для 9 класса к учебнику "Обществознание" Кравченко

Календарно-тематическое планирование к учебнику "Обществознание "Кравченко. Планирование разработано в соответствии с программой по обществознанию Кравченко для 9 класса. В нем отражены основные темы ...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 9 классе к учебнику Кравченко

Планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Дана подробная характеристика ЗУН к каждому уроку....

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 6 класс. по Кравченко.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 6 класс. по Кравченко....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс (УМК Кравченко А.И.)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию 10 класс (по УМК А.И. Кравченко)...