Урок обществознания в 6 классе "Труд основа жизни"
учебно-методический материал по обществознанию (6 класс) на тему

Третьякова Елена Владимировна

Конспект занятия 6 класс (обществознание)  "Труд основа жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_trud_osnova_zhizni.docx25.96 КБ
Office presentation icon trud-osnova_zhizni.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

ТРУД – ОСНОВА ЖИЗНИ.

На экране

- слайды с видами профессиональной деятельности

        - Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах?    

        - Что они делают?

(Работают, трудятся)

Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

- Сегодня мы поговорим о том, что такое труд и каково его значение в нашей жизни.

        Запишем тему урока "Труд - основа жизни". 

      Организационный момент. 

Дети, тема, посвящённая трудовой деятельности человека, является очень широкой, большой, я бы даже сказала, необъятной.

 На сегодняшнем уроке невозможно охватить все стороны, аспекты, виды трудового процесса, происходящие с человеком в течение всей его жизни. Поэтому на данном уроке, на мой взгляд, мы остановимся на наиболее общих, понятных и интересных для вас, дети, вопросах нашей темы.

Издавна люди задумывались над проблемами, связанными с трудовой деятельностью человека. 

Как вы думаете какую проблему или цель мы должны решить на уроке.

Проблема - Почему труд играет важную роль в жизни человека.

- Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы?

Давайте наметим план:


1. Что такое труд? Каким он бывает?
2. Что создаётся в результате труда?
3. Как труд оценивается?

4. Как создается богатсво?


Трудовая деятельность явление многогранное.

Представьте себе, что вы, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии.

Как вы это сделаете.

И так сегодня у нас собрались

  1. Историки.
  2. Экономисты.
  3. Правовед.
  4. Социолог.
  5. Философы.

Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Для успешности в работе мы разделились на группы, которая в ходе исследования представит свою работу с точки зрения своей науки.

Учащиеся получают задания.

Время работы 10-12 минут.

Карточка-задание №1.

Группа ИСТОРИКИ

Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала (распределите между собой работу над материалом).

  1. Учебник, п. 9 стр. 74.
  2. Фрагменты дополнительного материала из различных словарей.
  3. Проанализируйте понятие «труд» в разных словарях и дайте свое четкое определение.
  4. Сделайте вывод как труд повлиял на развитие человека, что дает человеку труд, какой труд бывает.
  5. На основе изученного материала заполните схему.

Профессии

Характеристика труда

Шахтер

Учитель

Художник

Дворник

Программист

Космонавт

Полицейский

Выберете из предложенных вариантов:

простой, сложный, принудительный, сложный, умственный, физический, оплачиваемый, безвозмездный, добровольный, творческий, ручной, коллективный индивидуальный.

Карточка-задание №2.

Группа ЭКОНОМИСТЫ.

Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала (распределите между собой работу над материалом).

  1. Учебник, п. 9 стр. 76-77.
  2. Фрагменты дополнительного материала.
  3. Подготовьте сообщение «Что создается трудом?».
  4. Сделайте вывод:  как оценивается труд, от чего зависит оплата труда, всегда ли труд оплачивается.
  5. На основе изученного материала заполните схему.

Товар

Услуга

Выберите из предложенного перечня:

  • книга, тетрадь в клетку, стрижка в парикмахерской, фотоальбом, велосипед, поездка в электричке, удаление зуба, мороженное.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Я называю вам профессии а вы должны

Если я называю человека труды,, который производит товар ВСТАЕТЕ,

Если УСЛУГА сидите.

Карточка-задание №3.

Группа ПРАВОВЕДЫ.

Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала (распределите между собой работу над материалом).

  1. Фрагменты дополнительного материала Конституция РФ Глава 2 статья 37.
  2. Фрагменты дополнительного материала из Трудового Кодекса РФ.
  3. Подготовьте сообщение «Право на труд».
  4. Сделайте вывод:  труд это право или обязанность, можно ли заставить человека трудиться?

Карточка-задание №4.

Группа СОЦИОЛОГИ.

Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала (распределите между собой работу над материалом).

  1. Учебник п.9, стр. 77.
  2. Фрагменты дополнительного материала
  3. Подготовьте сообщение «Что такое богатство? Какими средствами его можно достичь? 
  4. Сделайте вывод:  что помогает людям стать богатыми, почему говорят, что труд является источником всякого богатства?
  1. На основе изученного материала заполните схему.

       

Карточка-задание №5.

Группа ФИЛОСОФЫ.

Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала (распределите между собой работу над материалом).

  1. Учебник п.9, стр. 78-79.
  2. Фрагменты дополнительного материала
  3. Подготовьте сообщение «Кого можно назвать меценатом?»
  4. Сделайте вывод: почему богатые люди должны помогать бедным.

III. Подведение итогов урока.


- Наш урок подходит к концу.

 Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока.


Ответили ли мы на них?


Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой,

где находитесь вы по степени понимания пройденной темы:

  • если поняли всё - то на самой высокой ступеньке,
  • если остались вопросы - на средней,
  • если ничего не понятно – на последней.

Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке?

- Итак, ребята, давайте подведем итог - что мы сегодня узнали? (Что такое труд и почему труд - это основа жизни)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обществознание, 5 класс Глава IV . Труд Учитель истории и обществознания Третьякова Е.В.

Слайд 3

раскрыть роль и значение труда в жизни человека Цел урока

Слайд 4

Изучение нового материала Что такое труд? Что создается трудом? Как труд оценивается? Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Слайд 5

Историки. Экономисты. Правоведы. Социологи. Философы.

Слайд 6

Зачем человеку трудиться? Что даёт человеку труд?

Слайд 7

1. Каким бывает труд Простой – сложный Постоянный – временный Умственный – физический Ручной – автоматизированный Коллективный – индивидуальный Добровольный – принудительный Творческий – традиционный Оплачиваемый - безвозмездный

Слайд 8

Профессии Характеристика труда Шахтер Учитель Художник Дворник Программист Космонавт Полицейский

Слайд 9

Профессии Характеристика труда Шахтер сложный, физический, оплачиваемый, ручной, индивидуальный. Учитель сложный, умственный, творческий, ручной, индивидуальный. Художник сложный, добровольный, творческий, ручной, коллективный индивидуальный. Дворник простой, физический, оплачиваемый, ручной, индивидуальный. Программист сложный, умственный, оплачиваемый, добровольный Космонавт сложный, умственный, физический, оплачиваемый, индивидуальный. Полицейский сложный, умственный, физический, оплачиваемый, коллективный индивидуальный.

Слайд 10

2. Что создается трудом Не на золото и серебро, а именно трудом были первоначально приобретены все богатства мира. Адам Смит, великий шотландский экономист Услуги полезные удобства, предостав-ляемые кому-либо Товары продукты труда, произведен-ные для продажи

Слайд 11

3. Как оценивается труд Труд оценивается по количеству и качеству. От чего зависит размер оплаты труда? Труд может иметь материальную и моральную оценку.

Слайд 12

Учитель

Слайд 13

Строитель

Слайд 14

водитель

Слайд 15

Врач

Слайд 16

ПОВАР

Слайд 18

ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Слайд 19

ПОРТНИХА

Слайд 20

4. Богатство Богатство — это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Что является источниками богатства для человека? Как стать богатым? Труд является не только основой жизнедеятельности человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия.

Слайд 21

5. Богатство обязывает Благотворительность - «делание добра», помощь нуждающимся, полезная общему благу деятельность. Благотворительность не может исправить чужую жизнь, а может только немного улучшить ее. К сожалению, не может она и полностью устранить причины такого социального зла, как бедность.

Слайд 22

роль и значение труда в жизни человека

Слайд 23

Что такое труд? Что создается трудом? Как труд оценивается? Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Слайд 25

Параграф 9 Домашнее задание у вас будет творческое. Ваша задача - составить правила хорошего, результативного труда (не менее 5 пунктов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»

Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся....

Урок обществознания Культура и духовная жизнь общества

Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни". В презентации представленны задания, направленные на повторение изученного материалла....

Урок обществознания Тема: «Сфера духовной жизни» 8 класс

Цель: познакомить с понятием «духовная культура»Задачи:познакомить с духовными ценностями современного общества;характеризовать составляющие сферы духовной жизни; Планируемые результа...