Конспект урока на тему "Труд - основа жизни"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Окрачкова  Яна Геннадьевна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud-osnova_zhizni_.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ

  1. Тема урока: «Труд – основа жизни»
  2. Целевые установки урока:
  • образовательная цель: изучение понятия «труд», определение роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «товар» и «услуги», формирование умения различать эти понятия; изучение вопросов оценивания труда человека в современном обществе;
  • воспитательная цель: воспитание культуры труда и уважительного отношения к нему,  воспитание интереса к обществознанию как к предмету.
  • развивающая цель:  развитие умения работать с текстом учебника, таблицей, притчей, рисунками;  развитие умения сравнивать, анализировать, отвечать на поставленные вопросы по существу, работать индивидуально и в парах; формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  1. Тип урока: урок изучения нового материала
  2. Литература:
  • Обществознание. 5класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
  • Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. 5 класс: рабочая тетрадь. / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
  1. Интернет сайты:
  1. Технические средства обучения:
  • Компьютер;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Колонки;
  • Доска;
  • Мел.

План урока

Деятельность

учителя

Деятельность

 обучающихся

1.Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!».

Проверка отсутствующих.  

Обучающиеся приветствуют учителя стоя и молча, затем садятся на свои места.  

Староста называет отсутствующих.

2.Определение темы урока

 Ребята, посмотрите на картинку, которая изображена на экране (слайд 1), и ответьте на вопрос: что объединяет всех этих людей?

Верно, тут изображены представители различных профессий. Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был и замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. (слайд 2). Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте определим это слово.

Верно, конечно же это слово «труд».(слайд 3)

Какой же теме будет повещен наш урок?

Они работают, трудятся

Дети читают стихотворение и определяют недостающее слово – труд

Труду

3.Новая тема урока «Труд – основа жизни».

План урока:

1) Труд и его виды.

2) Что создается трудом.

3) Оценка труда.

Верно, мы начинаем изучение новой главы, которая называется «Труд». А тема сегодняшнего урока: «Труд-основа жизни». Давайте запишем тему урока в тетради.

Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы?

Верно, сегодня мы рассмотри следующие вопросы:

  1. Труд и его виды.
  2. Что создается трудом.
  3. Оценка труда.

В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Почему труд является основой жизни?», а также сравнить ваш труд и труд ваших родителей.

Скажи, пожалуйста, а как вы понимаете, что такое труд?

Верно, труд – это целенаправленная деятельность человека, которая требует знаний и умений и всегда приводит к результату.

Давайте запишем это определение в тетради.

(слайд 4)

Труд различается по содержанию и сложности.

Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. 
Работа в парах. Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем по парам с таблицей, которую вы получили (приложение 1):
В первой колонке написаны профессии, а во второй - необходимо написать 3 характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии. Характеристики труда представлены на экране. (слайд 5).

На выполнение задания у вас 5 минут.

Время истекло, давайте проверим как вы справились с заданием.

Молодцы! С заданием справились.

Таким образом, мы выяснили, что труд – это деятельность человека, которая всегда выполняется с какой-то целью и приводит к результату. Так же разобрались в том, что труд различается по содержанию и сложности.

Ребята, давайте прочитаем притчу и определим ее основной смысл? (слайд 6)

Ребята, а зачем человеку трудиться?

Что создается трудом?

Верно, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. 
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи.

Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

Давайте попробуем дать определения, что такое товар и что такое услуга.

Посмотри на определения на экране:

Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

Запишите в тетради эти определения.
Рассмотрите рисунки на стр. 76  в учебнике (приложение 2), скажите, что является материальным изделием, а что – услугой.

Молодцы,  мы выяснили, что трудом могут создаваться как материальные изделия, так и услуги, разницу между ними мы разобрали.

Ребята, а как оценивается труд работника?
Верно. Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. 

Качественный труд заслуживает поощрения. А как можно поощрить работника?

Правильно. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности.

Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. 

А за плохую работу могут как-то наказать работника?

Верно. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

Ребята, а всегда ли труд оплачивается?

А назовите мне примеры.

Хорошо, еще хорошим примером труда, за который не платят денег,  является деятельность волонтеров. Давайте послушаем сообщение, которое подготовила ваша одноклассница, и подумаем: что же является оплатой за этот труд? (приложение 3)

Совершенно верно, это и является оплатой за этот благородный труд.

Таким образом мы выяснили как же оценивается труд человека: это не только зарплата которую получает человек, но и моральная оценка его деятельности, а также собственная удовлетворенность результатом работы.

Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

Что такое труд, каким он бывает, зачем трудиться

Это занятие человека, которым он занимается, когда хочет что-то изготовить или заработать деньги

Дети записывают определение в тетради.

Дети работают с таблицей.

Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..

Один из обучающихся читает притчу.

Основной смысл в том, что каждому человеку необходимо трудиться.

Чтобы зарабатывать деньги, чтобы изготовить что-то.

Еда, вещи, дома

 

Товар – это материальное изделие, а услуга – это когда за деньги для тебя что-то делают.

Дети записывают определения в тетради.

1 , 3 – материальное изделие

2,4 – услуга

Ему платят зарплату.

Грамота, повышение, премия

Да, отругать, уволить

Нет

Рабы


Благодарность, моральная оценка, собственная удовлетворенность.

4.Закрепление нового материала

Давайте теперь ответим и на главные вопросы нашей темы:

Почему труд является основой жизни?

Верно, трудом создается все необходимое для жизни человека.

Ребята, а занимаетесь каким-нибудь трудом? Сравните ваш труд и труд ваших родителей.

Верно, труд ваших родителей и учебный труд отличаются, но учебный труд тоже очень важен, потому что именно он готовит вас к труду во взрослой жизни.  

Труд является основой жизни, потому что труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. А также позволяет зарабатывать деньги, чтобы содержать свою семью.

Учебным

Родители ходят на работу, а мы в школу, родители зарабатывают деньги, а мы получаем знания.

5. Вывод учителя по новой теме

Таким образом, мы  изучили  с вами, что такое труд, узнали какие виды труда бывают, узнали, что создается трудом, а также рассмотрели как оценивается труд.

6.Рефлексия

Посмотрите пожалуйста на экран (слайд 7) и ответьте на вопросы:

  • Что сегодня я узнал нового?
  • Что особенно заинтересовало?
  •  Что вызвало затруднения?

Ответы обучающихся

7.Домашнее задание

Учитель просит достать дневники и записать домашнее задание:

параграф 9, написать 10 правил результативного труда

Обучающиеся  достают дневники и  записывают домашнее задание.

8.Выставление оценок

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся.

Обучающиеся, получившие оценки на уроке, подносят дневник учителю для выставления оценок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Профессия

Характеристика труда

Шофёр

Учитель

Художник

Домашняя хозяйка

Дворник

Программист

Агроном

Полицейский

Врач

Продавец

                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Волонтёрство – это добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.

Волонтёр – это человек, который делает что-то полезное для других и не просит ничего взамен.

Волонтеры добровольно работают бесплатно. Основные причины, по которым люди вступают в волонтёрские движения.

1.      Волонтёрство – это возможность сделать мир счастливее. Добровольцы занимаются «размножением» улыбок, растят надежды на излечения тяжелобольных, восстанавливают веру в молодое поколение у пожилых людей и занимаются другими интересными делами, которые приносят позитив в наш мир. Многим волонтерство помогает обрести смысл жизни.

 2.      Волонтёрство – это приобретение практических знаний, необходимых для найма на оплачиваемую работу.

Большинство работодатели не хотят нанимать молодых специалистов без опыта работы. А как приобрести этот опыт, если тебя не хотят брать на работу? Волонтёрская деятельность – реальный выход из этой непростой ситуации. Работа добровольцем может помочь вам приобрести навыки, необходимые для устройства на хорошую оплачиваемую работу.

3.      Волонтёрство – это встречи с интересными людьми. Большинство волонтеров – разносторонние личности со множеством хобби и индивидуальными взглядами на жизнь. Также, работая добровольцем, вы можете встретиться с волонтёрами из других стран, известными спортсменами и звёздами эстрады, которые принимают участие в благотворительных мероприятиях.

4.      Волонтёрство – это получение навыков, которые могут пригодиться в повседневной жизни.

Например, в рамках волонтерской деятельности добровольцы могут приобреcти опыт ремонтных и строительных работ – волонтеры занимаются оклейкой обоев и окраской окон в больницах и интернатах, установкой детских площадок и многим другим. В результате такой работы добровольцы приобретают навыки, позволяющие им, сделать качественный ремонт у себя дома и подработать по данной специализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Семья - нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого"

Разработка урока литературы в форме круглого стола с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока указаны цель урока, задачи, планиру...

Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...

рабочий лист учащегося на уроке обществознания "Труд- основа жизни"

Рабочий лист включает: работу по определению темы урока, закреплению изученного материала, самооценки и домашнего задания....

Урок-конференция "Вода - основа жизни"

Вода  - основа жизни на ЗемлеУрок – практикум, где в форме пресс – конференции, обучающиеся 8 класса получают знания  о воде....

Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".

Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой...

Конспект урока "Обмен веществ – основа жизни"

Конспект урока по Биологии в 6 классе по теме: "Обмен веществ – основа жизни"...