Главные вкладки

    Конспект урока на тему "Труд - основа жизни"
    план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

    Окрачкова Яна Геннадьевна

    5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trud-osnova_zhizni_.doc173.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ

    1. Тема урока: «Труд – основа жизни»
    2. Целевые установки урока:
    • образовательная цель: изучение понятия «труд», определение роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «товар» и «услуги», формирование умения различать эти понятия; изучение вопросов оценивания труда человека в современном обществе;
    • воспитательная цель: воспитание культуры труда и уважительного отношения к нему,  воспитание интереса к обществознанию как к предмету.
    • развивающая цель:  развитие умения работать с текстом учебника, таблицей, притчей, рисунками;  развитие умения сравнивать, анализировать, отвечать на поставленные вопросы по существу, работать индивидуально и в парах; формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
    1. Тип урока: урок изучения нового материала
    2. Литература:
    • Обществознание. 5класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.
    • Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. 5 класс: рабочая тетрадь. / Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
    1. Интернет сайты:
    1. Технические средства обучения:
    • Компьютер;
    • Экран;
    • Проектор;
    • Колонки;
    • Доска;
    • Мел.

    План урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

     обучающихся

    1.Организационный момент

    Учитель приветствует обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!».

    Проверка отсутствующих.  

    Обучающиеся приветствуют учителя стоя и молча, затем садятся на свои места.  

    Староста называет отсутствующих.

    2.Определение темы урока

     Ребята, посмотрите на картинку, которая изображена на экране (слайд 1), и ответьте на вопрос: что объединяет всех этих людей?

    Верно, тут изображены представители различных профессий. Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был и замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. (слайд 2). Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте определим это слово.

    Верно, конечно же это слово «труд».(слайд 3)

    Какой же теме будет повещен наш урок?

    Они работают, трудятся

    Дети читают стихотворение и определяют недостающее слово – труд

    Труду

    3.Новая тема урока «Труд – основа жизни».

    План урока:

    1) Труд и его виды.

    2) Что создается трудом.

    3) Оценка труда.

    Верно, мы начинаем изучение новой главы, которая называется «Труд». А тема сегодняшнего урока: «Труд-основа жизни». Давайте запишем тему урока в тетради.

    Как вы считаете, о чем мы обязательно должны сказать при рассмотрении этой темы?

    Верно, сегодня мы рассмотри следующие вопросы:

    1. Труд и его виды.
    2. Что создается трудом.
    3. Оценка труда.

    В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Почему труд является основой жизни?», а также сравнить ваш труд и труд ваших родителей.

    Скажи, пожалуйста, а как вы понимаете, что такое труд?

    Верно, труд – это целенаправленная деятельность человека, которая требует знаний и умений и всегда приводит к результату.

    Давайте запишем это определение в тетради.

    (слайд 4)

    Труд различается по содержанию и сложности.

    Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. 
    Работа в парах. Давайте проанализируем профессии ваших родителей, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем по парам с таблицей, которую вы получили (приложение 1):
    В первой колонке написаны профессии, а во второй - необходимо написать 3 характеристики, подходящие для каждой предложенной профессии. Характеристики труда представлены на экране. (слайд 5).

    На выполнение задания у вас 5 минут.

    Время истекло, давайте проверим как вы справились с заданием.

    Молодцы! С заданием справились.

    Таким образом, мы выяснили, что труд – это деятельность человека, которая всегда выполняется с какой-то целью и приводит к результату. Так же разобрались в том, что труд различается по содержанию и сложности.

    Ребята, давайте прочитаем притчу и определим ее основной смысл? (слайд 6)

    Ребята, а зачем человеку трудиться?

    Что создается трудом?

    Верно, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.

    Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой. 
    Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи.

    Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

    Давайте попробуем дать определения, что такое товар и что такое услуга.

    Посмотри на определения на экране:

    Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи.

    Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

    Запишите в тетради эти определения.
    Рассмотрите рисунки на стр. 76  в учебнике (приложение 2), скажите, что является материальным изделием, а что – услугой.

    Молодцы,  мы выяснили, что трудом могут создаваться как материальные изделия, так и услуги, разницу между ними мы разобрали.

    Ребята, а как оценивается труд работника?
    Верно. Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. 

    Качественный труд заслуживает поощрения. А как можно поощрить работника?

    Правильно. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности.

    Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. 

    А за плохую работу могут как-то наказать работника?

    Верно. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

    Ребята, а всегда ли труд оплачивается?

    А назовите мне примеры.

    Хорошо, еще хорошим примером труда, за который не платят денег,  является деятельность волонтеров. Давайте послушаем сообщение, которое подготовила ваша одноклассница, и подумаем: что же является оплатой за этот труд? (приложение 3)

    Совершенно верно, это и является оплатой за этот благородный труд.

    Таким образом мы выяснили как же оценивается труд человека: это не только зарплата которую получает человек, но и моральная оценка его деятельности, а также собственная удовлетворенность результатом работы.

    Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

    Что такое труд, каким он бывает, зачем трудиться

    Это занятие человека, которым он занимается, когда хочет что-то изготовить или заработать деньги

    Дети записывают определение в тетради.

    Дети работают с таблицей.

    Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..

    Один из обучающихся читает притчу.

    Основной смысл в том, что каждому человеку необходимо трудиться.

    Чтобы зарабатывать деньги, чтобы изготовить что-то.

    Еда, вещи, дома

     

    Товар – это материальное изделие, а услуга – это когда за деньги для тебя что-то делают.

    Дети записывают определения в тетради.

    1 , 3 – материальное изделие

    2,4 – услуга

    Ему платят зарплату.

    Грамота, повышение, премия

    Да, отругать, уволить

    Нет

    Рабы


    Благодарность, моральная оценка, собственная удовлетворенность.

    4.Закрепление нового материала

    Давайте теперь ответим и на главные вопросы нашей темы:

    Почему труд является основой жизни?

    Верно, трудом создается все необходимое для жизни человека.

    Ребята, а занимаетесь каким-нибудь трудом? Сравните ваш труд и труд ваших родителей.

    Верно, труд ваших родителей и учебный труд отличаются, но учебный труд тоже очень важен, потому что именно он готовит вас к труду во взрослой жизни.  

    Труд является основой жизни, потому что труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище. А также позволяет зарабатывать деньги, чтобы содержать свою семью.

    Учебным

    Родители ходят на работу, а мы в школу, родители зарабатывают деньги, а мы получаем знания.

    5. Вывод учителя по новой теме

    Таким образом, мы  изучили  с вами, что такое труд, узнали какие виды труда бывают, узнали, что создается трудом, а также рассмотрели как оценивается труд.

    6.Рефлексия

    Посмотрите пожалуйста на экран (слайд 7) и ответьте на вопросы:

    • Что сегодня я узнал нового?
    • Что особенно заинтересовало?
    •  Что вызвало затруднения?

    Ответы обучающихся

    7.Домашнее задание

    Учитель просит достать дневники и записать домашнее задание:

    параграф 9, написать 10 правил результативного труда

    Обучающиеся  достают дневники и  записывают домашнее задание.

    8.Выставление оценок

    Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся.

    Обучающиеся, получившие оценки на уроке, подносят дневник учителю для выставления оценок.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Профессия

    Характеристика труда

    Шофёр

    Учитель

    Художник

    Домашняя хозяйка

    Дворник

    Программист

    Агроном

    Полицейский

    Врач

    Продавец

                                     

    ПРИЛОЖЕНИЕ №3

    Волонтёрство – это добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.

    Волонтёр – это человек, который делает что-то полезное для других и не просит ничего взамен.

    Волонтеры добровольно работают бесплатно. Основные причины, по которым люди вступают в волонтёрские движения.

    1.      Волонтёрство – это возможность сделать мир счастливее. Добровольцы занимаются «размножением» улыбок, растят надежды на излечения тяжелобольных, восстанавливают веру в молодое поколение у пожилых людей и занимаются другими интересными делами, которые приносят позитив в наш мир. Многим волонтерство помогает обрести смысл жизни.

     2.      Волонтёрство – это приобретение практических знаний, необходимых для найма на оплачиваемую работу.

    Большинство работодатели не хотят нанимать молодых специалистов без опыта работы. А как приобрести этот опыт, если тебя не хотят брать на работу? Волонтёрская деятельность – реальный выход из этой непростой ситуации. Работа добровольцем может помочь вам приобрести навыки, необходимые для устройства на хорошую оплачиваемую работу.

    3.      Волонтёрство – это встречи с интересными людьми. Большинство волонтеров – разносторонние личности со множеством хобби и индивидуальными взглядами на жизнь. Также, работая добровольцем, вы можете встретиться с волонтёрами из других стран, известными спортсменами и звёздами эстрады, которые принимают участие в благотворительных мероприятиях.

    4.      Волонтёрство – это получение навыков, которые могут пригодиться в повседневной жизни.

    Например, в рамках волонтерской деятельности добровольцы могут приобреcти опыт ремонтных и строительных работ – волонтеры занимаются оклейкой обоев и окраской окон в больницах и интернатах, установкой детских площадок и многим другим. В результате такой работы добровольцы приобретают навыки, позволяющие им, сделать качественный ремонт у себя дома и подработать по данной специализации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии "Питание - основа жизни"

    Данный урок разработан в рамках предпрофильного курса "Валеология" в 9 классе. Может быть проведен на занятии биологического кружка, элементы можно использовать при проведении урока "Питание и пищевар...

    Урок "Семья - нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого"

    Разработка урока литературы в форме круглого стола с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока указаны цель урока, задачи, планиру...

    Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

    Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...

    рабочий лист учащегося на уроке обществознания "Труд- основа жизни"

    Рабочий лист включает: работу по определению темы урока, закреплению изученного материала, самооценки и домашнего задания....

    Урок-конференция "Вода - основа жизни"

    Вода  - основа жизни на ЗемлеУрок – практикум, где в форме пресс – конференции, обучающиеся 8 класса получают знания  о воде....

    Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".

    Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой...