Главные вкладки

    Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".
    план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

    Горбунова Наталья Васильевна

    Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_zhizni_v_okeane.rar1.04 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                        Технологическая карта урока
    Учитель:   Горбунова Наталья Васильевна
    Предмет:   география
    Класс:    6

    Базовый учебник:  Землеведение. 6 класс.  Дронов В. П., Савельева Л. Е. М., Дрофа, 2015.
    Тип урока:      
    изучение новой темы.

    Методы обучения  (по характеру  источников информации): словесный, наглядный,  практический.

    Тема

    Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане

    Цель

    Знакомство с представителями морских организмов и факторами  их распространения  в океане

    Задачи

    Образовательные:  сформировать  понятие  о планктонных, свободноплавающих и донных  морских организмах; раскрыть примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания;                                                                                   Коррекционно-развивающие:  расширять      активный   словарный запас учащихся через развитие  остаточного слуха и различных     видов речи;
    Воспитательные: способствовать воспитанию познавательного     интереса  к  предмету.

    УУД

    • Личностные УУД:  уметь ставить цель в учебной деятельности,  планировать  свою деятельность  под  руководством учителя.
    • Регулятивные УУД:  оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной  задачей.
    • Коммуникативные УУД:  формировать  речевую деятельность, навыки сотрудничества.
    • Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника,  выполнять логические операции.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • Знать  основные  определения в разделе «Биосфера», называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов;
    • Уметь описывать особенности органического мира океана на разной глубине;  приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания.

    Личностные:

    • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
    • формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе, и человека.

    Метапредметные:

    • ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность.

    Основные понятия

    Биосфера. Группы морских животных: планктон, свободноплавающие, донные. Шельфы морей и океанов.

    Межпредметные связи

    Биология.

    ЭОРесурсы:

    Фильм ВВС «Голубая планета» (2)

    Формы урока

    Ф - фронтальная, И – индивидуальная, групповая - Г

    Технология

    Личностно-ориентированное обучение, ИКТ

    Структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    I этап.  Организационный момент.

    Приветствие. Мотивация на успешность:  Слушай внимательно! Говори правильно! Активно отвечай!

    Приветствуют учителя,

    II этап. Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания:

    1. Расскажите о роли в природе растений
    2. Расскажите о роли в природе животных
    3. Расскажите о роли в природе бактерий
    4. Расскажите о роли в природе грибов
    5. Какую роль в природе играет биологический круговорот?
    6. Как распределены организмы в биосфере?
    7. Как распределено живое вещество между сушей и Мировым океаном?

    Отвечают на вопросы.

    III этап.

    Постановка учебных задач.

    Слайд 1- Мировой океан заселен множеством животных, растений и бактерий. В отличие от суши, где среди организмов преобладают растения, океан – среда господства животных. Сейчас известно около 160 000 видов животных и 10 000 видов растений, обитающих в океане. Но постоянно обнаруживаются все новые, неизвестные ранее организмы. Среди растений преобладают водоросли. Они очень разнообразны.

    Вода – особая среда обитания. Морские растения и животные приспосабливаются к водным условиям существования.

    - Какие свойства Мирового океана вы знаете? (соленость и температура) От чего они зависят? Вспомните, как изменяется температура в океане с глубиной. (Понижается, т. к. вода нагревается солнечными лучами, а они не проникают глубже 50 М.)

    Сегодня вы продолжите исследовать морские глубины. Ваша задача определить условия обитания организмов в морской воде, выяснить, какие организмы обитают на разных глубинах океана и на разных широтах.

    Следовательно, наша тема урока Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане  Слайд 2

            Перед отплытием вы должны получить  знания об организмах, населяющих воды океана и условиях жизни в океане.

    Смотрят слайды, отвечают на вопросы учителя

    Записывают тему урока в тетрадь.

    IV этап.

    Открытие нового знания.

    Шаг 1  Познакомьтесь с группами организмов, населяющих воды океана.

            Внимательно прослушайте рассказ учителя и запишите три группы организмов, обитающих в океане.

    Слайд 3. Планктон (рис. 98 на с. 150) - мелкие животные и водоросли, обитающие в поверхностных водах и не имеющие приспособлений к передвижению в воде. Их переносит течение – это рачки, медузы и др. Именно планктон является пищей не только для многих рыб, но и для гигантов океана - китов. Чем больше планктона в воде, тем больше там рыбы и других обитателей.

    Слайд 4 Нектон - свободно плавающие в толще воды животные. Заселяют всю толщу воды. 20000 рыб, киты, кальмары, морские черепахи, тюлени, котики и др. Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, ласты.

    Слайд 5 Бентос - обитатели дна. Это кораллы, водоросли, крабы, морские ежи, морские звезды; из рыб - камбала, палтус. Эти животные медленно передвигаются по дну или прикрепляются к нему.

    Выполните задание №7 в рабочей тетради на стр.65

    Жизнь в океане есть повсюду. Однако, ее разнообразие зависит от многих причин. Выделим главные:

    Шаг 2. Изучите причины, от которых зависит разнообразие жизни в океане. Для этого разделимся на три группы:  Слайд 6

    Задание для 1 группы: Прочитать текст учебника на стр.238-239. Изучить распространение организмов в зависимости от глубины.

    Глубина. С увеличением глубины становится меньше света, кислорода в воде, растет давление. До 100 м. хорошо освещен, есть водоросли и кислород, много рыб, планктон. До 1000 м. – сумеречная зона. Далее – полный мрак, высокое давление. У глубоководных животных особые приспособления.

    Задание для 2 группы: Прочитать текст учебника на стр.239-240. Изучить распространение организмов в зависимости от климата.

    Климат. Везде ли одинаковый? Как изменяется климат на Земле? Какие свойства воды изменяются вслед за климатом? Подумайте, в каком климатическом поясе будет более богатый животный и растительный мир в океане? А наименее? В умеренном – круглый год температура воды выше 0ºС, много растворенного кислорода. Но разнообразие организмов невелико, зато их особей много. В тропическом высокая температура и соленость, мало кислорода, теплолюбивые организмы. Много разных теплолюбивых рыб и моллюсков. В экваториальном поясе много обитателей в устьях рек, т.к. выносятся питательные вещества. Живут кораллы.

    Задание для 3 группы: Прочитать текст учебника на стр.240. Изучить распространение организмов в зависимости от удаленности от берегов

    Удаленность от берегов. Вспомните, что такое шельф? 9 % площади – 99% донных организмов и 90% лова рыбы. Подумайте, почему здесь сложились благоприятные условия?

    Выступление групп  Слайд 7, 8, 9

    Смотрят изображения на слайдах

    Воспринимают информацию,  сообщаемую учителем.

    Выполняют задания в тетради

    Работают в группах, изучают самостоятельно материал

    Слушают новую информацию

    V этап.

    Первичное закрепление. 

    Выполните задание №8 в рабочей тетради на стр.65

    Выполняют задания в тетради

    VI этап.

    Продолжение новой темы

    Просмотр научно-популярного фильма о жизни в Мировом океане

    Смотрят фильм

    VII этап. Закрепление нового материала

    Выполните задание №9, 10 в рабочей тетради на стр.65-66

    Выполняют задания в тетради

    VШ этап.  Рефлексия

    Домашнее задание

    «Свободный микрофон» Слайд 10

    § 55-56, сообщение о животном   морей и океанов.         Слайд 11                                 

    Отвечают на вопросы.

    Записывают дом. задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

    Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

    Конспект урока географии по теме "Тихий океан" ( 7 класс)

    познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хоз. использованием...

    Урок по теме Жизнь в океане

    УРОК ПО ТЕМЕ:         ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕЦели и задачи урока: 1. Продолжить формирование представленийи знаний о Мировом океане.Познакомить учащихся с особенностями ...

    Конспект урока по физике "Длина волны. Скорость распространения волн."

    повторить причины распространение поперечных и продольных волн...

    Конспект урока" Открытие Австралии и островов Океании"

    Конспект урока" Открытие Австралии и островов Океании"...

    Конспект урока по географии "Волны в океане"

    Конспект урока по теме: Волны в океане. Стихийные бедствия.    с применением информационных и здоровьесберегающих технологий...

    Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

    Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....