конспект урока по обществознанию в 10 кл.( профильный уровень) «Сущность, особенности общественного сознания».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сущность, особенности общественного сознания».
Цели: 
-образовательная: создать условия для закрепления терминов индивидуальное и общественное сознание; уровни, стороны, факторы, носители общественного сознания;

-развивающая: способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся на примере анализа результатов проектной деятельности по вопросу: «Изменение общественного сознания после Чернобыльской катастрофы». 

Задачи урока:

Формирование ключевых компетенций:

обобщения, критического мышления,

сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала,

диалога, дискуссии и коммуникации.

Ожидаемые результаты. Учащиеся:

-углубят и обобщат знания об уровнях, сторонах и факторах общественного сознания,

-смогут сравнивать, определять роль уровней общественного сознания в обществе,

-cмогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы,

-научатся навыкам работы в проектной группе.

Технология проведения урока: Деятельностные технологии, работа в мини-группах, выполнение проектных исследовательских и проблемных заданий.

Оборудование урока: опросные листы, мультимедийный проектор, компьютер.

                                                Ход урока

Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его уровни, стороны и проявления, что влияет на формирование общественного сознания? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.

Учитель: Повторим основные понятия темы путём выполнения заданий Листа №1, а эксперты их оценят. 4 мин. На выполнение.

Так что же такое «сознание».  (Приложение №1 – словарь урока.)

Сознание        способность человека отражать действительность в идеальных образах; высший уровень психической активности человека как социального существа, обеспечивающий эффективность его взаимодействия с природной и социальной средой.

Учитель: Сознание выступает как личное и как общественное явление. Дайте определение понятию «общественное  сознание»

Общественное  сознание – это общее сознание, включающее единые формы отношения к деятельности и окружающему миру, единые стандарты поведения, единые формы взаимодействия, способы освоения природной среды.

- Чтобы урок был продуктивным, мы создали две проектные группы «Социологи» и «Информаторы». Я их руководитель.

 Проектная группа «Социологи» получила задание выяснить:

- уровни общественного сознания;

- стороны общественного сознания;

Прошу отчитаться о результатах проектной деятельности.

«Социологи»

 Наша проектная группа решила выполнить это задание путём проведения социологического опроса, с целью выявления  изменений в общественном сознании рославльчан после Чернобыльской катастрофы. Ведь сегодня 26 апреля - трагический день в истории страны. (Кадр№4)

 Мы обратились через социальные сети к жителям города (Кадр№5)

              Более 30 лет прошло с даты аварии на Чернобыльской АЭС, нас интересует мнение рославльчан об этом событии, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы :
1. Боитесь ли Вы радиации после Чернобыля?
2. Знаете ли Вы о том, куда обращаться, чтобы узнать об уровне радиации в нашем городе?
3. Есть ли у Вас опасения за свое здоровье в связи с тем, что недалеко находится Смоленская атомная станция?
4. Отнесетесь ли Вы с пониманием, если участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС заходит к врачу без очереди, или будете возмущаться?
5. Как Вы считаете, обнародована вся правда о Чернобыле спустя 30 лет после катастрофы? Или до сих пор информация закрыта?
Старшеклассники МБОУ "Средняя школа №5".

За первые несколько часов на вопросы ответили 27 человек.

Учитель: 1.Какой уровень общественного сознания вы определили с помощью социологического опроса? (Кадр№ 6)

-ответы характеризуют обыденный уровень сознания, так как они основаны на:

панике - многие ответили - да, боюсь радиации,

слухах- в ответах высказано мнение без научных доказательств

Учитель: что является основным элементом этого уровня?

 - общественная психология.

Учитель: Чем различаются общественная психология и идеология?

Психология общества формируется под воздействием различных исторических событий, в то время как идеология получается в результате деятельности представителей этого общества — идеологов.

Опрос показал, что боязнь радиации сформировалась под воздействием Чернобыльской катастрофы и спустя 31 год существует. Такая устойчивость – особенность общественного сознания.

Учитель: Какие стороны общественного сознания выявил опрос?

- (Кадр №7 )

        Опрос проиллюстрировал 2 стороны общественного сознания: массовое сознание, выражением которого служит общественное мнение, и обыденное.
Общественное мнение представляет собой определенный «срез» общественного сознания.
В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или инои̌ исторический отрезок времени. 

        Мы видим, что прошло 30 лет, а в сознании людей осталась мысль о пагубном влиянии радиации, о том, что правда о катастрофе не обнародована.

- Какие задание по социологическому опросу вы можете предложить одноклассникам?

(Кадр № 8)  1.Задание. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой - либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа примерами из социологического  опроса.

(Кадр №9-10)   2. Задание. Мы попробовали составить задание №12 ЕГЭ на материалах нашего опроса и просим его решить.

 Прошу отчитаться группу «Информаторы»

  Наша проектная группа получила задание выяснить, какие факторы влияют на формирование общественного сознания. (Кадр№11)

Чтобы выполнить это задание, мы  обратились в библиотеку и проанализировали научную литературу о катастрофе на Чернобыльской АЭС (Кадр №12).

- Выяснили, что главным фактором, влияющим на формирование общественного сознания, являются  СМИ.

  Арсенал средств воздействия СМИ на общественное сознание довольно велик. Прошу выполнить

3.Задание: прочитать 2 статьи и ответить на вопросы к ним (работа над текстом):

1.Кто  выступает носителем общественного сознания?

2.Какой уровень общественного сознания формирует статья?

 Первая статья, опираясь на мнение доктора медицинских наук, профессора Андрея Авчинникова,  формирует общественное мнение, что спустя 30 лет после аварии многочисленные предположения и прогнозы относительно масштабности последствий радиационного воздействия аварии  не подтвердились. (Кадр 13)

Вторая статья формирует противоположное первой общественное сознание. Учёный Е. Ф. Лушников доказывает, что на организм человека опасно воздействие как больших, так и малых доз радиации, так как при этом могут произойти нарушения наследственной информации человеческого организма и возникнуть мутации. (Кадр 13).

В предложенных статьях высказаны 2 противоположных мнения воздействия радиации на человека. Так где же истина?

- Мы пригласили на урок «практика»- ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, чтобы выяснить истину(Кадр№14).

Уважаемый,  Олег Васильевич, просим ответить на вопросы:

1. Один из респондентов ответил, что ликвидаторов аварии осталось сегодня  единицы. Расскажите, так ли это.

2. Опасна ли радиация?

3. Какие последствия радиации испытывают ликвидаторы аварии?

Учитель. И учёный, и ликвидатор аварии - носители индивидуального сознания. Какая существует взаимосвязь между индивидуальным и общественным сознанием?

(Кадр15) Наши одноклассники побывали недавно на Смоленской АЭС в Десногорске. Мы провели эксперимент, чтобы выяснить, как повлияла экскурсия на формирование сознания старшеклассников? Мы задали  те же вопросы, что и жителям города, до экскурсии - и после и выяснили:

-до экскурсии ребята опасались радиации, не знали куда обращаться, чтобы выяснить её уровень, опасались за своё здоровье;

- после экскурсии их мнение изменилось.

Учитель: Какой уровень общественного сознания сформировался у этой группы после посещения АЭС?

 Сформировался теоретический уровень сознания, так как ребята приобрели систему теоретических взглядов на проблему безопасности АЭС и эти взгляды сформированы целенаправленно(Кадр №14). Ребята привезли нам материалы о Смоленской АЭС.

-Предлагаю выполнить задание:

4.Задание.Какой фактор общественного сознания проявился в распространении знаний о Смоленской АЭС? 

                                                    Выводы.

Учитель.  Чтобы увидеть, как Чернобыль изменил сознание людей, которые пытались укротить "мирный атом", в Зону ехать не нужно.

Чернобыль психологически изменил не только и не всех тех, кто непосредственно боролся с прямыми последствиями катастрофы. Изменилось  общественное сознание.

Учитель: сегодня на уроке проделана большая работа и мы должны оценить работу групп, каждого в группе. Слово экспертам.

Обобщение учителя: итак, сегодня мы увидели, что общественное сознание – это многоплановая и сложная духовная система общества. Это огромный пласт, характеризующий общество. На последующих уроках мы продолжим изучение отдельных форм общественного сознания.

Спасибо за активную и творческую работу.

Д/З.1. Заполнить таблицу, написать эссе (Кадры16-17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Слайд 2

План урока 1. Повторение терминологии, выполнение заданий листа № 1. 2. Отчёт проектной группы «Социологи» . 3. Отчёт проектной группы «Информаторы» . 4. В ыполнение заданий листа № 2. 5. Подведение итога.

Слайд 3

В обществе сознание выступает как общественное сознание, как сфера духовной жизни, в которой осмысливаются, оформляются и реализуются интересы и представления различных социальных групп и общества в целом. Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности или группы.

Слайд 4

Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Слайд 5

Более 30 лет прошло с даты аварии на Чернобыльской АЭС, нас интересует мнение рославльчан об этом событии, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы : 1. Боитесь ли Вы радиации после Чернобыля ? 2. Знаете ли Вы о том, куда обращаться, чтобы узнать об уровне радиации в нашем городе ? 3. Есть ли у Вас опасения за свое здоровье в связи с тем, что недалеко находится Смоленская атомная станция ? 4. Отнесетесь ли Вы с пониманием, если участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС заходит к врачу без очереди, или будете возмущаться ? 5. Как Вы считаете, обнародована вся правда о Чернобыле спустя 30 лет после катастрофы ? Или до сих пор информация закрыта ? Старшеклассники МБОУ "Средняя школа №5".

Слайд 6

Уровни общественного сознания Обыденный Общественная психология – психологический склад (социальный характер), психологическое состояние (апатия, стресс), психические явления (паника, слухи, мода) Формируется в основном стихийно, но возможно и целенаправленное формирование Теоретический Идеология - система теоретических взглядов и идей тех или иных социальных групп Формируется целенаправленно

Слайд 7

Стороны общественного сознания м ассовое сознание , выражением которого служит общественное мнение о быденное сознание не поднимается до теоретических обобщений

Слайд 8

Задание 1 . Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа примерами из социологического опроса.

Слайд 9

1. Боитесь ли Вы радиации после Чернобыля ? 2. Знаете ли Вы о том, куда обращаться, чтобы узнать об уровне радиации в нашем городе ? 3. Есть ли у Вас опасения за свое здоровье в связи с тем, что недалеко находится Смоленская атомная станция ? 4. Отнесетесь ли Вы с пониманием, если участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС заходит к врачу без очереди, или будете возмущаться ? 5 . Как Вы считаете, обнародована вся правда о Чернобыле спустя 30 лет после катастрофы ? Или до сих пор информация закрыта ? Номера вопросов Более 30 лет прошло с даты аварии на Чернобыльской АЭС, мы провели опрос среди жителей нашего города. Респондентам(гражданам, участвующим в опросе) были предложены следующие вопросы. Результаты опроса представлены в таблице. По вертикали изображено количество опрошенных, а по горизонтали номера вопросов. Проанализируйте полученные данные и выберете верные утверждения Задание 2.

Слайд 10

Среди опрошенных доля тех, кто считает, что информация о катастрофе полностью до сих пор не раскрыта равна доле тех людей, которые не будут возмущены, если участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС зайдет к врачу без очереди. Количество людей, которые боятся радиации после Чернобыля превышает долю тех, которые не боятся последствий катастрофы. Большинство людей не знают, куда обращаться, чтобы узнать об уровне радиации в нашем городе. Равные доли людей как опасаются за свое здоровье в связи с тем, что недалеко находится Смоленская атомная станция, так и относятся к этому нейтрально. Каждый опрошенный знает обо всей правда о Чернобыле спустя 30 лет после катастрофы .

Слайд 11

Факторы общественного сознания Деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей в новых идеях, знаниях, нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного Деятельность, направленная на распространение научных знаний, норм морали (функции школ, ВУЗов, СМИ и др.)

Слайд 13

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или социальная группа, то есть индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальному сознанию свойственны все черты, присущие человеку (способности, интересы, национальность, образование) т о общее, что характеризует ту социальную группу, к которой принадлежит данный человек

Слайд 14

Просим ответить на вопросы: 1. Один из респондентов ответил, что ликвидаторов аварии осталось сегодня единицы. Расскажите, так ли это. 2. Опасна ли радиация? 3. Какие последствия радиации испытывают ликвидаторы аварии?

Слайд 15

Общественное и индивидуальное сознание постоянно взаимодействуют между собой: влияние общественного сознания на индивида через обучение, воспитание, отношения с другими людьми (избирательное отношение) и сходящая от индивида мысль может стать общественным достоянием и стать убеждениями, нормой поведения других людей

Слайд 16

Уровни общественного сознания Обыденный Общественная психология – психологический склад (социальный характер), психологическое состояние (апатия, стресс), психические явления (паника, слухи, мода) Формируется в основном стихийно, но возможно и целенаправленное формирование Теоретический Идеология - система теоретических взглядов и идей тех или иных социальных групп Формируется целенаправленно

Слайд 17

Факторы общественного сознания Деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей в новых идеях, знаниях, нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного Деятельность, направленная на распространение научных знаний, норм морали (функции школ, ВУЗов, СМИ и др.)

Слайд 18

Структура общественного сознания заполнить таблицу учебник , стр. 273-277 Формы общественного сознания содержание

Слайд 19

Последнее слово всегда остается за общественным мнением. Наполеон I Бонапарт .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)

Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.  Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...

Презентация к уроку "Из истории русской философии", обществознание, 10 класс, профильный уровень.

Презентация предназначена для урока обществознания в 10 классе (профильный уровень). Презентация содержит биографические сведения, портреты и основные идеи русских философов с древних времен до XX век...

Конспект урока по обществознанию в 11 классе по теме " Социальная структура и социальные отношения" (профильный уровень)

Материал создан для урока обществознания в 11 классе (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова на основе поурочных разработок Е.Н.Сорокиной....

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Конспект урока по обществознанию 6 класса к учебнику 2100, автор Данилов Д.Д. Волшебство человеческого сознания

Перед вами конспект урока по обществознанию 6 класса. Учебник: Данилов Д.Д. и др. Как устроен мир людей. 6 класс.Этот конспект составлен для ребенка, который будет вести урок в день самоуправления, по...

План-конспект урока праву в 11 классе (профильный уровень)

Тема урока Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Цели и задачи урока: Актуализировать знания учащихся по теме Трудовое право,  закрепить навык работ...

Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек».

Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, ...