Презентация к уроку "Из истории русской философии", обществознание, 10 класс, профильный уровень.
презентация к уроку (обществознание , 10 класс) по теме

Кутепова Татьяна Алексеевна

Презентация предназначена для урока обществознания в 10 классе (профильный уровень). Презентация содержит биографические сведения, портреты и основные идеи русских философов с древних времен до XX века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_russkoy_filosofii.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории русской философии Презентация к уроку обществознания 10 класс Учитель обществознания I квалификационной категории МАОУ СОШ № 54 Кутепова Татьяна Алексеевна

Слайд 2

XI-XVIII века Главный вопрос на протяжении всей истории русской философской мысли- вопрос о самобытности, о особенностях характера и направленности развития русского и российского общества.

Слайд 3

Митрополит Иларион ( XI век) «Слово о законе и благодати» Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати Принимая благодать, человек должен возложить на себя нравственную ответственность

Слайд 4

Игумен Филофей ( XVI век) «Москва-Третий Рим» «…все христианские царства сошлись в одно…, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать»

Слайд 5

Славяно-греко-латинская академия Братья Лихуды Отхождение философии от богословия Симпатии к католицизму

Слайд 6

«Ученая дружина» Петра I Прокопович Ф. Татищев В.Н. Посошков И.Г. Кантемир А.Д.

Слайд 7

Афоризмы Петра I Есть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча поводов! Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному. Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была. Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума — пуста.

Слайд 8

Феофан Прокопович «Правда воли монаршей» (1722) утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа. Взгляды Феофана Прокоповича резко расходились с православным учением о симфонии властей, их претворении в жизнь вело к секуляризации и умалению роли Церкви в русском обществе.

Слайд 9

Татищев В.Н. «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» «История Российская с самых древнейших времен» Основной идея - идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха . Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию. Основа изменения общества – сила разума

Слайд 10

Кантемир А. «Гордость, леность, богатство — мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело ; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.» «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу»

Слайд 11

Ломоносов М.В. « У многих глубоко укоренилось убеждение — что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя »

Слайд 12

Радищев А.Н. „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. „основанием всего естественного познания является опыт“ „Мы не унижаем человека — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя , что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“. „Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“

Слайд 13

XIX век Философия сложилась в качестве самостоятельной, систематизированной области знания Место и роль России в мировом историческом процессе?

Слайд 14

ЧААДАЕВ П.Я. (1794 – 1856) В 1829 — 1831 создает своё главное произведение — « Философические письма ». Публикация первого из них в журнале « Телескоп » в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

Слайд 15

Основные идеи Чаадаева Мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам Во втором письме Чаадаев подвергает критике православие за то, что оно в отличие от западного христианства не способствовало освобождению низших слоев населения от рабской зависимости, а, напротив, закрепило крепостничество во времена Годунова и Шуйского. Он призывает к осмысленному существованию, но критикует монашеский аскетизм . В третьем письме Чаадаев размышляет над соотношением веры и разума. С одной стороны, вера без разума - это мечтательная прихоть воображения, но разум без веры также существовать не может, ибо "нет иного разума, кроме разума подчиненного". И подчинение это состоит в служении благу и прогрессу, который состоит в осуществлении "нравственного закона". В последнем письме Чаадаев говорит о цели и смысле истории как о "великом апокалиптическом синтезе", когда на земле установится "нравственный закон" в рамках единого планетарного общества.

Слайд 16

Западники Кавелин К.Д., Грановский Т.Н. , И.С. Тургенев

Слайд 17

Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми. Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, западники высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России.

Слайд 18

Славянофилы А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин

Слайд 19

выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия , а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.

Слайд 20

Какие идеи вы бы отнесли к западничекству , а какие к славянофильству? Монархия+совещательное народное представительство Недопустимость революционных потрясений выступали за отмену крепостного права сверху Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути выступали за отмену крепостного права сверху Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел ее на международный уровень Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Мирный путь, реформы сверху Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод

Слайд 21

Критерий Славянофилы Западники Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев , И.С. Тургенев, К.Д Кавелин , С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел ее на международный уровень По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных

Слайд 22

Соловьев В.С. (1853 – 1900) Государство , будучи естественным продуктом народной жизни, есть сам народ в его развитии: одно нельзя безнаказанно отделять от другого. История России есть история её государственности — не правительства и его органов, как думал Карамзин, но жизни народной в её целом . . Природа для народов Западной Европы была матерью, для народов Восточной Европы — мачехой; там она содействовала успехам цивилизации, здесь — тормозила их; потому-то и русский народ позже западноевропейских собратий приобщился к греко-римской культуре и позже выступил на историческое поприще

Слайд 23

Русские писатели-классики Л.Н. Толстой Ф. М. Достоевский

Слайд 24

ХХ век Евразийство : Россия – есть Евразия, третий соединенный материк. Эпоха господства Европы должна смениться лидерством Евразии Бердяев Н. А. «Россия стала ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов», это проявляется в культурном расколе общества, в непоследовательности реформ

Слайд 25

Марксизм Наше общество движется как и другие народы по определенным ступеням – формациям, но СССР поднялся на новую ступень развития и прокладывает дорогу всему человечеству

Слайд 26

Россия догоняет Запад или идет своим путем?

Слайд 27

Источники: Боголюбов Л . Н ., Лазебникова , А. Ю . Смирнова Н . М . Учебник обществознания профильный уровень 10 класс – М.: Просвещение, 2013 w.w.w.biografguru.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по рускому языку к учебнику Власенкова (профильный уровень), 3 часа в неделю....

Урок истории России в 11 классе (профильный уровень) на тему « СССР накануне войны»

Цели урока:раскрыть причины нарастания международной напряженности;- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;- развивать познавательные умения: самостоятельно п...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)

Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образовани...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень).

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 10 (профильного) класса (3 ступень обучения) разработана в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования на основе П...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)

Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном  уровне  в  объеме  102  часов  (3 ч в неделю)  и  составлена на основе  федер...