Элективный курс по обществознанию. 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Акушевич Вероника Анатольевна

Элективный курс по обществознанию в 9 классе. Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_9_klass.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа   № 121»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                

заместителем директора по УР

_____________(____________)

УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                              

приказом директора

№______________от____________

Рассмотрено

на школьном методическом объединении

Протокол № ___________от _____________-

Рабочая программа

Элективный курс

Практическое обществознание

 

 для 9 классов

на 2014-2015 учебный год

(основное общее образование)

Форма обучения: очная

Объем учебного времени за год: 34 часа

Режим занятий: 1 час в неделю

Составитель: Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории

Исполнитель:  Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории

Снежинск-2015

                                                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности курса:

Данный курс предназначен для учащихся 9  классов общеобразовательной школы и представляет собой комплекс  материалов, посвященных темам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся  курсу обществознания 8-9 класса.  

        Данный курс расширяет и углубляет знания, получаемые учащимися на уроках  обществознания.

        Интегрированный курс обществознания отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий и требует умений оперировать ими в развернутых ответах при решении проблемных задач, анализе источников, документа.

        В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования  актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме ГИА. ГИА по обществознанию относится к экзамену по выбору и входит в число тех предметов, которые являются наиболее востребованными.

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение курса:

Преподавание предмета «Обществознание» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  8. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
  3. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
  4. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404.

5. О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2016 №03-02/4959.

Институциональный уровень

1. Положение о разработке и утверждении рабочих программ, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №121 от 22.05.2013 №72.

2. Об утверждении годового плана-графика работы МБОУ СОШ №121 / Приказ директора  МБОУ СОШ №121  от 01.09.2014 №97.

3. Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ №121 / Приказ директора МБОУ СОШ №121 от 01.09.2014 №99.

        Цель программы:

Повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.

Основными задачами элективного курса являются:

  1. повышение предметной компетентности обучающихся;
  2.  закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
  3. отработать  выполнение заданий, которые отличаются высоким уровнем сложности.

Формы проведения занятий: 
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. 

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов. 

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных  и Интернет-ресурсов.

Ведущими методами изучения являются: 
● речевая деятельность; 
● практические умения для выполнения заданий различных видов. 
Приёмы организации деятельности: 
- лекция 
- дискуссии 
- практическая работа 

- самостоятельная работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся: 
- анализ источников, документов;  
- решение тренировочных заданий по обществознанию. 
Форма подведения итогов: 
- решение познавательных задач. 

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.

Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике:

-  на использование элементов причинно-следственного анализа;

-  на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-  на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных  критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-  на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и  коммуникативной ситуации;

-  на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки     собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Критерии оценки знаний по обществознанию

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Источник: Иоффе А.Н. Проблемы оценивания // Преподавание истории в школе» №1. 2006 г.

Нормы оценки знаний,  умений и навыков учащихся по обществознанию

Оценка 5:

        Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка 4:

        Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

               Оценка 3: 

                Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Оценка 2: 

          Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за словарный  диктант
  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5»    -    100-80 %

Оценка «4»    -      79-60 %

Оценка «3»    -      59-40 %

Оценка «2»    -      39-0 %

Источник: Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013

Основное содержание:

Введение (1 час)

        Курс «Обществознания» в школе. Общественные науки, предметы их исследования.

Тема 1. Человек (4 часа)

Биологическое и социальное в человеке.   Природа как предпосылка выделения человека и общества. Деятельность человека и ее основные формы. Межличностные отношения, общение, межличностные конфликты и их конструктивное решение.

Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретенные качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

        Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

        Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 2. Общество  (4 часа)

Общество как форма жизнедеятельности людей, взаимодействие общества и природы. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов, возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

        Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствие ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Тема 3. Сфера духовной культуры (4 часа)

        Происхождение слова «культура» И его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности.

Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.  

Искусство. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Тема 4.  Экономика  (4 часа)

        Что такое экономика? Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

        Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источники доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

        Бюджет государства. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицит государственного бюджета и ее расширение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

        Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

        Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

        Рынок, цена, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков.  Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

        Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Тема 5. Социальная сфера (4 часа)

Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

        Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.
Классы как основа стратификации современного общества. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

        Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность.  Источники доходов класса богатых.  Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности.  Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

        Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Тема 6. Сфера политики и социального управления (4 часа)

Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства.

Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Черты тоталитарного государства. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Гражданское общество и правовое государство. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение.  Понятие о правовом государстве. Признаки правового государства. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий. Роль референдума в политической жизни. Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Тема 7. Право (4 часа)

Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Закон и впасть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.

Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Итоговое обобщение (5 часов)

Предполагаемые результаты: 
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся: 
В приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут: 
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); 
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; 
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; 
- анализ современных общественных явлений и событий; 
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;

- успешно сдать государственную итоговую аттестацию по  обществознанию. 


Преподавание учебного курса осуществляется в кабинете, оснащенном АРМ учителя. Имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 34 часа и реализуется по 1 часу в неделю в 9 классе. Элективный курс является дополнением к рабочей программе по обществознанию. Программа курса состоит из следующих разделов:

     

Учебно-методический комплекс:

Класс

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

9

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово - РС, 2008.

И.С. Хромова. Рабочая тетрадь к учебнику обществознания, 8 класс. М.: «Русское слово - РС» 2007 г.

Драгунов А.В., Моисеев А.П.,

Гитис М.С.

Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко. Обществознание. 9 класс. М.: Русское слово, 2006.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово - РС, 2008.

И.С. Хромова. Рабочая тетрадь к учебнику обществознания, 8 класс. М.: «Русское слово - РС» 2007 г.

Парламентский урок : через прошлое к будущему! : метод. по-

собие / [сост. С. Н.Трошков, науч. ред. В. М. Кузнецов]. – Челябинск :

Книга, 2010. – 80 с.

Главные праздники современной России и Малой Родины: методические рекомендации / Предс. ред. В.М. Кузнецов. – Челябинск: «Край Ра», 2012

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. М.: Русское слово, 2003.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 9 класс. М,: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание». 8 класс. М,: ООО «Русское слово - учебник», 2011.

Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по обществознанию (9 класс). Сборник КИМов / Авторы составители: Л.В. Айткулова, Л.А. Дмитриева, О.Н. Полякова. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУралИнформ», 2008.

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Человек

4

3

Общество

4

4

Сфера духовной культуры

4

5

Экономика

4

6

Социальная сфера

4

7

Сфера политики и социального управления

4

8

Право

4

9

Итоговое обобщение

5

Итог

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

I полугодие

Введение (1 час)

1

Структура работы по обществознанию

1

Тема «Человек» (4 часа)

2

Биологическое и социальное в человеке

1

3

Деятельность человека и ее основные формы

2

4

Межличностные отношения

3

5

Решение заданий по теме

4

Тема «Общество» (4 часа)

6

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

7

Взаимодействие общества и природы

2

8

Типы обществ

3

9

Решение заданий по теме

4

Тема «Сфера духовной культуры» (4 часа)

10

Духовная сфера, культура

1

11

Наука

2

12

Искусство

3

13

Решение заданий по теме

4

Тема «Экономика» (4 часа)

14

Роль экономики в жизни общества

1

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

15

Государственный бюджет

2

16

Рыночная экономика

3

II полугодие

17

Решение заданий по теме

4

Тема «Социальная сфера» (4 часа)

18

Социальная структура общества

1

19

Этнос. Межнациональные отношения

2

20

Семья как малая группа

3

21

Решение заданий по теме

4

Тема «Сфера политики и социального управления» (4 часа)

22

Политика и ее роль в жизни общества

1

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

23

Форма государства

2

24

Участие граждан в политической жизни

3

25

Решение заданий по теме

4

Тема «Право» (4 часа)

26

Права и свободы человека и гражданина

1

27

Конституция РФ

2

28

Судебная система

3

29

Решение заданий по теме

4

Итоговое обобщение (5 часов)

30

-

34

Обобщение и контроль знаний

1

-

5

Материально – техническое обеспечение:

№. п./п.

Наименование

кол-во (шт)

1.

Учебно-методическая и справочная литература

1.1.

Учебники и учебные пособия по истории

186

1.2.

Учебники и учебные пособия по обществознанию

151

1.3.

Словари

1

1.4.

Методические пособия

31

1.5.

Библиотека учителя

129

1.6.

Краеведческий материал

37

2.

Исторические карты (настенные)

120

3.

Демонстрационно-наглядный материал

3.1.

Учебные картины по истории Средних веков и начала Нового времени

55

3.2.

Портреты

85

3.3.

Военные ордена

6

3.4.

Учебные картины по истории Нового времени

96

3.5.

Учебные картины по истории Древнего мира

5

3.6.

Учебные картины по истории Средних веков

39

3.7.

Учебные картины по истории России

57

3.8.

Таблицы по Новейшей истории

4

3.9.

Таблицы по обществознанию

18

4.

Атласы ученические

4.1.

Всемирная история

94

4.2.

История России

91

Технические средства обучения:

№ п./п.

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Инвентарный номер по школе

1

Экран настенный

2011

2

Компьютер (ноутбук)

Samsung Q330

2011

3

Принтер лазерный

HP LaserJet M 1130

2011

4

Проектор

EPSON

2011

5

Мышь компьютерная

Genius

2011

6

Колонки

SVEN SPS - 609

2011

7

Универсальный кронштейн для видеопроекторов

ARM MEDIA

2011

Ресурсы Интернета по обществознанию

http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации

http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста

http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка

http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодёжных и детских объединений России

http://sernyarossii.ru - Семья России

http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами

http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

http://www.som.fio.ru -  сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp  - научная электронная библиотека

Перечень ЦОР:

1. Система Гарант. Энциклопедия Российского законодательства.

Список литературы

Книги для учителя:

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2004.

Андреев И.Л.. Происхождение человека и общества. М., 2001

Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2, 4, 5. М., 1997.

Арутюнов С.А. народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 2002.

Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994.

Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997: Справочник. М., 1997.

Полевой В.М. Малая история искусств 1900-1945. М., 2001.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1998.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 1997.

Россия в окружающем мире: 1998. Аналитический ежегодник. М., 1998.

Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2007.

Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.

Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2007.

Фляйнер Т. Что такое права человека /Пер. с нем. Г. .Люхтерхандт. М., 1997.

Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2000

Книги для учащихся:

Введение в обществознание. Актуальные проблемы: пособие. – М., 2001.

Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов обще, образовательных учреждений / Д.И. .Матвеева, Л.Ф.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др./Под ред. Л.Н.Боголюбова. 2-е изд. М., 2003.

Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М., 1998.

Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2007.

Никитин А.Ф. Политика и право: учебное пособие для 9 класса. М., 1999.

Права человека: Книга для чтения. 5-9 кл. Молодежный центр прав человека и право вой культуры. М., 1998. .

Соколов З.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 2004.

Учебно-методическое обеспечение (литература):

В качестве учебно-методического комплекса используются УМК издательства «Русское слово» по обществознанию для средней (полной) школы А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой.

1. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Социальные отношения»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

2. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

3. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

4. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

5. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбов и др.; под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 1997.

6. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

7. Государственная итоговая аттестация выпускников  9 классов в новой форме. Обществознание. 2011 / ФИПИ. М.: Интеллект-Центр, 2011.

8. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 9 класс. 60 диагностических вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2011.

9. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово - РС, 2008.

10. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008

11. Обществознание: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; под общ. ред. Г.С. Ковалевой. – 4-е изд. – М.:  Просвещение, 2010.

12. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по обществознанию (9 класс). Выпуск первый. Авторы – составители Л.В. Айткулова, Л.А. Дмитриева, О.Н. Полякова. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУрал-Информ», 2008.

13. Чернышева О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков; под ред. О.А. Чернышевой. – Ростов н/Д: Легион, 2010.

14. Чернышева О.А. Обществознание. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 9: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.

Перечень

цифровых образовательных ресурсов (далее именуются  - ЦОР) и

 инновационных учебно-методических комплексов (далее именуются - ИУМК)

Наименование

Предмет

Вид

Кол-во

Издательство, год издания

Обществознание 8 – 11 класс.  М\медийн. уч. пособие

Обществозн-е

ИУМК

1

ЗАО «Новый диск», 2004

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Энциклопедия

ЦОР

1

ООО «Кирилл и Мефодий», 2007

1С: Школа. Экономика 9-11кл. Практикум.

Экономика

ИУМК

1

ООО 1С, 2004

1С: Школа. Экономика и право 9-11кл.

Экономика

ИУМК

1

ООО 1С, 2004

Экспресс подготовка. Обществознание 9-11кл.

Обществозн-е

ЦОР

1

ЗАО «Новый диск», 2005

Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.1. 10 кл. (3,4 ч.)

Обществозн-е

ЦОР

1

ЗАО Просвещение-Медиа, 2007

Боголюбов Л.Н. Обществознание Человек и общество Ч.2. 11 кл. (3,4 ч.)

Обществозн-е

ЦОР

1

ЗАО Просвещение-Медиа, 2007

Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.  Кн.1. (3,4 ч.)

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2007

Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.  Кн.1. (3,4 ч.)

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2007

Автономов В.С. Введение в экономику 9-10 кл.; 9-11кл. (1,2 ч.)

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2008

Липсиц И. В. Экономика 10-11 кл. (1,2 ч.)  

Экономика

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2008

Тесты по обществознанию. Подготовка к выпускным экзаменам - 9,11 кл.

История

ЦОР

1

Корпорация «Диполь», 2008

Парламентский урок: через прошлое к будущему

Обществозн-е

DVD (видео)

1

ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ

В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...

Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс....

Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"

Данный  курс  предназначен для подготовки учащихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащих...

Программа элективного курса по обществознания для 10 класса «Сочинения по обществознанию: политология, социология, философия»

Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. &laq...