Элективный курс по обществознанию для 9 класса "Практическое обществознание"
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему

Пшеничная Екатерина Сергеевна

Данный  курс  предназначен для подготовки учащихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку учащихся 9-х  классов к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г.Мичуринска Тамбовской области

РАССМОТРЕНА:

на заседании ШПОУ

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

руководитель ШПОУ

_____________/_________/

ФИО

СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора по УВР _____________/__________/

ФИО

 «__»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ СОШ №7

_____________/___________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Для 9-х классов

2016 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями от 5.07.2017 г.);
  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - Образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 7.07.2015 г);
  • Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России  от 07.06.2017 №506); 
  • Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями на 23.12.2016);
  • Положения о рабочих программах  МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 156  от   31.08.2017 г.        

В соответствии Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012  дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение, оздоровление и воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В программе уделяется внимание детям с ОВЗ. Применяются следующие формы работы: дифференцированный подход, индивидуальные занятия, различные виды письменных работ. Это помогает учащимся усваивать программный материал и чувствовать себя в классе комфортно.

Рекомендации  по оптимизации инклюзивного образовательного процесса детей с ОВЗ (Приложение 1), особенности развития детей с задержкой психического развития, с нарушением слуха, нарушением зрения, нарушением опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью,  с РАС  (Приложение 2).

Актуальность:  

Данный  курс  предназначен для подготовки учащихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку учащихся 9-х  классов к ОГЭ.

Программа занятий состоит  из трёх разделов: 

1. Особенности ОГЭ по обществознанию.

2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.

3. Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы: 

- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать и понимать: 

  1. Биосоциальную сущность человека. 
  2. Основные этапы и факторы социализации личности. 
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений. 
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы. 
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов. 
  6. Основные социальные институты и процессы. 
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. 
  8. Особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. 
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. 
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека). 
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. 
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
  6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. 
  7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. 
  8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам. 
  9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу. 
  10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретённые знания и умения для:

  1. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; 
  2. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; 
  3. решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
  4. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; 
  5. предвидения возможных последствий определённых социальных действий; 
  6. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; 
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Срок реализации: 1 год. 

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. 

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у учащихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми.

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы.

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение.

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

ТЕМА

Количество часов

ВСЕГО

теория

практика

1

Входной контроль

2

2

4

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3+ 1 (П/к)

7

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

1

4

9

Итоговое занятие

-

1(И/к)

1

10

итого

13

21

34

Содержание учебного материала

 

Тема

Теория

Практика

1.

Введение

Введение. Обществознание  как знание и как наука. Различные виды источников. Способы описания и объяснения

обществознания. Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,

определённые в государственном

образовательном стандарте по

обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу, практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приёмы работы с различными документами. Понятие «источник по обществознанию». Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками. Основные структурные и содержательные

характеристики экзаменационной

работы по обществознанию в форме ОГЭ.

2-3

Раздел 1. Общество и человек

Раздел 2. Человек, личность

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям).

4.

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

5

Раздел 4. Социальные отношения

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям).

6

Раздел 5. Политика

Политика, её роль в жизни общества. Политическая власть. Разделение властей. Государство. Формы правления. Суверенитет. Национально-государственное устройство.

Политические режимы.

Выборы, референдум. Партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Федерация, её субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Местное самоуправление.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Политика

(задание на обращение к социальным реалиям).

7

Раздел 6. Право

Понятие «право». Отрасли права. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

Работа с нормативными документами –

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.

8

Раздел 7. Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества. Искусство, его виды, место в жизни человека.

Наука в современном обществе. Образование и самообразование. Религия, её роль в обществе. Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы морали.

Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.

9

Итоговое занятие

Тестирование.

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Входной контроль

1

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

1

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию

1

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

1

5

Понятие «общество», взаимосвязь общества и природы

1

6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, информационное)

1

7

Глобальные проблемы человечества

1

8

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1

1

9

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 1

1

10

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2

1

11

Промежуточный контроль

1

12

Деятельность человека, её основные виды

1

13

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1, часть 2

1

14

Решение заданий по теме «Человек» часть 2

1

15

Тестирование по теме «Человек»

1

16

Экономика, её роль в жизни общества

1

17

Рыночная экономика

1

18

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1, часть 2

1

19

Решение заданий части 2 по теме «Экономика»

1

20

Тестирование по теме «Экономика»

1

21

Социальная структура. Социальные отношения

1

22

Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы семьи и брака

1

23

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1, часть 2

1

24

Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера»

1

25

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

26

Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления

1

27

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 1

1

28

Решение заданий части 2 по теме «Политика»

1

29

Тестирование по теме «Политика»

1

30

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Практический тренинг по содержательной линии «Право» часть 1.

1

31

Тестирование по теме «Право»

1

32

Понятие «культура». Духовная жизнь общества

1

33

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1, 2

1

34

Итоговый контроль

1

ИТОГО

34

Требования к уровню подготовки обучающихся:

К окончанию года обучения учащиеся должны:

Знать:

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака;

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания.

Уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

- овладение навыками компьютерных технологий;

- решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

  1. Обществознание. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2010-2013.
  2. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ОГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. М.: АСТ: Астрель, 2011.
  5. Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание: выполнение заданий части С. – М.: Айрис-пресс, 2011.
  6. Обществознание. Тесты: 11 класс: варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2011.
  7. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
  8. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2011.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Дополнительная литература для учащихся:

  • Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  • Дыдко, С.П. Обществознание. 8-11 классы: справ, материалы / С.Н. Дыдко. - М.: АСТ: Астрель ПолиграфИздат, 2010.
  • Иоффе, А.Н. Обществознание. 9 класс: справ, материалы / А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова. - М.: АСТ: Хорвест: Астрель, 2006.
  • Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
  • Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О.А. Северина. - Волгоград: Учитель, 2008.
  • Лопухов, А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А.М. Лопухов. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
  • Чернышева, О.А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О.А. Чернышева, Р.В. Пазин. - М.: Легион, 2009.

Литература для учителя:

  • Боголюбов, Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
  • Лазебникова, А.Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А.Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
  • Мавлютова, Е.А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е.А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  • Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е.Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
  • Суворова, Н.Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н.Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.

Электронные учебники:

  • Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н.С. Кочетов [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010. -(В помощь учащимся). - 1 электрон, опт. диск (СО-ЯОМ).
  • Обществознание. Сетевая версия «Учитель +15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н.А. Скобелина. - Волгоград: Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон, опт. диск (СВ-КОМ).
  • Обществознание. Курс лекций: учеб, пособие / А.Ю. Ларин, О.Е. Боровик. - М.: Книжный мир, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).

Цифровые  и электронные образовательные ресурсы:

  • Обществознание 8-9 http://www.bookomania.ru/knigi/staren-koe/5004-obschestvoznanie-8-9-klass-kravchenko.html
  • Обществознание  Боголюбов Л.Н. Обществознание http://bukoteka.ru/item/146827

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

РЕКОМЕНДАЦИИ

по оптимизации инклюзивного образовательного процесса

        Главная задача образовательного процесса для детей с ОВЗ - оптимизация учебной работы, компенсация пробелов в знаниях.

        Инклюзивное обучение скорректировано с учетом основных принципов:

•        Усиление практической направленности материала;

•        Актуализация основных признаков изучаемых явлений;

•        Опора на жизненный опыт ребенка, на объективные связи в содержании изучаемого материала;

•        Соблюдение объема необходимости и достаточности;

•        Органичное включение в содержание учебных программ коррекционно-развивающего блока.

        Важно поставить реально достижимые цели, отобрать те знания и умения, которые  помогут обучающимся почувствовать свои  силы, пробудят надежду и веру в успешность работы.

        В основе успеха работы с детьми с ОВЗ лежит система общения учителя с учащимися. Работа учителя строится в расчете на конкретного ученика, а в целом включает в себя мощное коррекционно-развивающее воздействие на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Обязательным условием является соблюдение охранного режима. Именно организация работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода дает возможность избегать физических,  психических перегрузок школьника, снять отрицательные факторы неожиданности, растерянности, страха, неуверенности.

        Методы и приемы, позволяющие одновременно с обучением вести работы по коррекции:

•        опорные карты и конспекты на уроках истории;

•        обращение к непосредственному опыту учащихся;

•        применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках;

•        постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках.

        Формированию оптимальной самооценки способствуют:

        знакомство учащихся с критериями оценок;

        подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;

        включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;

        безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.

        Необходимо на уроке доказать ребенку его интеллектуальную состоятельность:

•        Во-первых, показать, что он что-то может в учебном процессе. Пока не так важно, за какую оценку, но может.

•        Во-вторых, формируется мотив обучения.

•        В-третьих, формируется адекватное представление о собственных знаниях. Практикуем оценку «авансом».

        Контрольно-оценочная деятельность учащегося с ОВЗ:

1.        Оценка учащемуся ставится за каждый вид деятельности при соблюдении следующих параметров:

•        оценка имеет характер психологической поддержки;

•        не каждая оценка сопровождается отметкой в баллах;

•        оценка не отсрочена во времени. Обсуждение результатов, разбор и анализ оценки проводится сразу, тогда, когда ученик еще «живет» выполненной работой.

2.        Для детей с ОВЗ понятие отрицательной отметки в процессе усвоения знаний должно отсутствовать. Отрицательная оценка – это сигнал для учителя и ученика о том, что данный ученик еще не вышел на нужный для положительной отметки уровень и нуждается в организации некоторой дополнительной индивидуальной работы по овладению данным разделом.

        Для переживания эмоционального благополучия детям с ограниченными возможностями на уроках и в школе в целом необходимо:

        снятие страха у учащихся перед предстоящей деятельностью;

        использование приемов подкрепления, персональной исключительности и других;

        развитие в детях веры в собственные силы, создание ситуаций успеха;

        создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в ученическом коллективе;

        установление личностного доверительного общения педагогов и учащихся.

        ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ при обучении детей с ОВЗ!

        Работа в классе

- Наличие индивидуальных правил для учащихся.

- Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся.

- Поддержание тишины во время интенсивных занятий.

- Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).

- Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ.

- Близость учеников к учителю.

- Предоставление краткого содержания глав учебников.

- Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.

- Использование маркеров для выделения важной информации.

- Использование предложений с пропущенными словами.

- Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста.

- Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.

- Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.

        Обучение и задания

- Использование указаний, как в устной, так и письменной форме.

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

        Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

        Письменные задания

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Обеспечение школьника с ограниченными возможностями здоровья копией конспекта других учащихся или записями учителя.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

        Организация учебного процесса

- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.

- Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.

- Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения школьника.

- Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

- Знания об изменениях в поведении, которые указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Особенности развития детей с ЗПР

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям  с минимальными органическими или  функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также  длительно находящимся  в условиях социальной депривации.  Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет образовательный процесс.

Недостаточная  выраженность познавательных  интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью  высших психических функций, с нарушениями памяти, с неустойчивостью внимания, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с отставанием в развитии всех форм мышления,  с плохой  координацией движений. Малая  дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивности письма, каллиграфии.

Снижение познавательной активности проявляется в  ограниченности запаса знаний об  окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку в обучении.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях  усвоения логико-грамматических конструкций, слабости техники чтения. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Чаще низкий навык самоконтроля, низкая работоспособность, повышенная истощаемость ЦНС.

При создании определенных  образовательных  условий, дети с ЗПР способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Особенности развития детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети представляют собой неоднородную группу по степени, характеру, времени снижения слуха, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) дополнительных нарушений. Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия, педагогическими условиями, в которых находился ребёнок после появления нарушения слуха; его индивидуальными особенностями. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребёнка.

Внимание детей с нарушением слуха  характеризуется рядом особенностей: сниженным объемом, меньшей устойчивостью, высокой утомляемостью, низким темпом переключения, трудностями в распределении внимания (школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушением слуха при этом испытывает серьезные затруднения).

Формирование памяти у детей с нарушенным слухом зависит от специфики мыслительной деятельности. Как правило, у детей данной категории образная память развита лучше, чем словесная, уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка (им требуется гораздо больше времени на запоминание, чем нормально развивающемуся сверстнику).

Мышление человека неразрывно связано с речью. У слабослышащих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, мыслительная деятельность характеризуется стереотипностью мышления при решении задач различного вида, преобладанием наглядно-образного мышления.

На протяжении всего школьного обучения идет формирование фразовой речи, с правильной расстановкой слов в предложении, с правильным их согласованием и управлением, с использованием нужных окончаний. С трудом осваиваются навыки употребления наречий, союзов и особенно сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости. Это оказывается трудным для детей и подростков не только из-за сложности лексико-грамматических зависимостей, но и из-за недостаточного понимания содержания предложений, несформированности у них словесно-логического, понятийного мышления.

Своевременно организованное психолого-педагогическое сопровождение позволяют в значительной степени компенсировать отклонения в психическом развитии слабослышащих детей.

Особенности развития детей с нарушение зрения

Категория слабовидящих учащихся неоднородна по составу, в том числе: по индивидуальным зрительным возможностям, уровню компенсаторных возможностей, особенностям психофизического развития, обусловленными особенностями интеллектуальной сферы.

Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние на формирование школьных навыков. Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затрудненность выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

Развитие внимания у детей данной категории несколько замедленно во времени, преобладающим является непроизвольное внимание.

При зрительном  восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения: нерасчлененность зрительного восприятия буквенного образца («слияние» двух сходных букв, «перевертывание» буквы слева направо, невосприятие отдельных элементов или добавление лишних), недостаточная сформированность пространственных представлений.

Во время письма детям с нарушением зрения свойственны: искажения, замены, пропуски букв, зеркальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках.

Память детей с нарушением зрения характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запоминания данная категория детей отстают от своих нормально видящих сверстников. Запоминаемый материал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти.

Для речи слабовидящего характерно изменение темпа развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их восприятие и делают невозможным использование такого рода выразительных средств.

Как правило, у детей с нарушением зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей данной категории недостаточно развиты наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в раздражительности, замкнутости, негативизме, связанные с неудачами.

При создании определенных  образовательных  условий, дети с нарушениями зрения способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

Особенности развития детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (ДЦП); с последствиями полиомиелита; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

 Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.

В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.

Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.

Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).

Помимо двигательных расстройств у детей с НОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития (ЗПР), которые проявляются в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных в астенических проявлениях.

У многих детей отмечается трудность в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.

Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, то недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире.

  У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией (ДЦП) не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.

Практически всегда НОДА влекут за собой различные нарушения речи: отдельные звуки не произносятся, или  произносятся искаженно, или заменяются другими, речь теряет плавность и выразительность, голос отличается монотонностью и имеет гнусавый оттенок. У некоторых детей отмечаются разнообразные насильственные движения в речевом аппарате: неестественная улыбка, гримасы, непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед. Иногда эти проявления сочетаются с усиленным слюнотечением, непонятной речью, неадекватной мимикой.

Нарушения мыслительной деятельности проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Несмотря на то, что у многих детей к началу обучения может быть формально достаточный словарный запас, наблюдается задержанное формирование слова как понятия, имеет место ограниченное, часто сугубо индивидуальное, иногда искаженное понимание значения отдельных слов. Это связано, в первую очередь, с ограниченным практическим опытом ребенка. 

Нарушения умственной работоспособности у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости, который характеризуется повышенной истощаемостью психических процессов, утомляемостью, раздражительностью, плаксивостью, капризностью. Дети с НОДА психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению.

Для развития речи и мышления у детей данной категории имеет большое  значение расширение их кругозора, обогащение их жизненного опыта.

При создании определенных  образовательных  условий, дети с НОДА способны овладеть программой основной общеобразовательной школы.

Особенности развития детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые  —  это  дети,  у  которых  в  результате  органических поражений  головного  мозга  наблюдается  нарушение   нормального развития психических, особенно   высших   познавательных,   процессов    (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для детей с умственной  отсталостью характерно  наличие   патологических   черт   в эмоциональной сфере:  повышенной  возбудимости  или,  наоборот,  инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности, недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Таким детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

     Отмечается также узость и пассивность восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Мышление у умственно отсталых детей недостаточно сформировано и имеет своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Дети с умственной отсталостью затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки; затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся.

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у умственно отсталых детей имеют специфические особенности.  Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

 У детей данной категории страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

Особенности развития детей с РАС

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в  становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

  • в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость  постепенного  и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса  должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно  приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
  • выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
  • большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе)  в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
  • может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником)  организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
  • в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными  занятиями с педагогом по  отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
  • периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном  адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе  (что  может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;  
  • необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в  школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
  • необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
  • в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
  •  необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности  представлений об окружающем, отработке средств коммуникации,  социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в  проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;  
  • ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
  • ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
  • ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения,  ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
  • необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
  • педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
  • необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
  •  для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
  • процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться  психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....

Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 11 класс

Данный элективный курс формирует навыки работы с алгоритмами выполнения заданий разных типоа и уровней и сложностей....

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех пре...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех пре...

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа....

Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""

Цели урока:1.     Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2.     Формирование компетенции...