Презентации к урокам
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме

Максимович Людмила Иванована

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Объясните сущность особенностей философии Плюралистичность Изучает «вечные вопросы» Многослойность Умозрительный метод исследования, особенность изучаемых понятий

Слайд 2

Онтология Эстетика История Философия Культурология Бытие Гносеология Этика Экономика Социология Политология Социализация мифология

Слайд 3

Экзистенциализм - Направление философии, которое рассматривает вопросы о существовании человека, его уникальности

Слайд 4

Особенности мифологического сознания: Восприятие человека как части сообщества, а сообщества как части природы. Наделение всего сущего человеческими качествами. Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Поиск причины события сводится к поиску целенаправленной воли. Идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периоды и ритмы человеческой жизни и природы. Восприятие мира как арены борьбы сил добра и зла.

Слайд 5

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 6

Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать , как они представляли себе окружающий мир , какое место и роль отводили человеку в этом мире.

Слайд 7

Источники древнеиндийской философии Веды («веда» — знание) - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. (1-й пол. I тыс. до н. э. процесс обучения мудрецом своих учеников Философия буддизма

Слайд 8

1)Вселенная жива 2) Идея мироздания - «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Ригведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э Из чего произошел мир и как он устроен… Сначала «было нечто Дыхание Затем появилась Вселенная Творению положило начало жертвоприношение

Слайд 9

Начало творению положило жертвоприношение Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ.

Слайд 10

3.Как устроен мир людьми духами животными Мир Вселенной наполнен

Слайд 11

4.Где же место человека? I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь». II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии: • брахманы - мудрецы, толкователи Вед; • кшатрии - воины и правители; • вайши - класс земледельцев и скотоводов; • судры - слуги. III ступень -мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов. Вывод?

Слайд 12

Вывод: Мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни.

Слайд 13

5. Человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, звери, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются.

Слайд 14

6. Идея реинкарнации идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике (представление о вечной бессмертной душе). После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит?

Слайд 15

7.Закон Кармы: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений

Слайд 16

7.Закон Кармы: Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями. Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет. В. Высоцкий «Песенка о переселении душ»

Слайд 17

Вывод: основная идея Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом

Слайд 18

8. Философия буддизма

Слайд 19

1)Учение о четырех благородных истинах: Существование человека неразрывно связано со страданием. Причиной страдания является жажда, желаний ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:

Слайд 20

2)восьмеричный путь: • Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий. • Правильное решение -- решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. • Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. • Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки. • Правильное стремление. • Правильное внимание. • Правильное сосредоточение. • Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

Слайд 21

3)Существуют несколько способов очистить карму: 1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости». 2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени: • самообладание; • овладение дыханием при определенных положениях тела; • изоляция чувств от внешних влияний; • концентрация хмысли; • медитация; • отторжение - освобождение от телесной оболочки.

Слайд 22

Подведём итог: Древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.

Слайд 23

Параграф 2, пункты 1 и 2 читать Вопросы 1-4 устно Повторить все записи Учить понятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Объясните сущность особенностей философии Плюралистичность Изучает «вечные вопросы» Многослойность Умозрительный метод исследования, Особенность изучаемых понятий –абстрактность Субъективность философской истины (выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания).

Слайд 2

Онтология Эстетика История Философия Культурология Бытие Экзистенциализм Гносеология Этика Экономика Социология Политология Социализация Мифология

Слайд 3

Экзистенциализм - Направление философии, которое рассматривает вопросы о существовании человека, его уникальности

Слайд 4

1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности? 2) Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями, по мысли древних философов, можно было преодолеть неблагоприятную карму? 3) Какие «благородные истины» провозгласил Будда? 4) Почему буддизм назвали «атеистической» религией?

Слайд 5

Особенности мифологического сознания Человек рассматривался как часть сообщества, а сообщество - часть природы. Человек и природа не противостояли друг другу Мир природы наделялся человеческими характеристиками Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным Поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Человек всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие Время не абстрагировалась, воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни : рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе : смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел Мир представлялся как арена борьбы сил добра и зла

Слайд 6

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 7

Основные течения древнекитайской философии 3 пункт 1 и 2 абз. Прочитать, выделить осн. идеи.

Слайд 8

Основные идеи даосизма ( как устроен мир, место человека в мире, сущность человеческой жизни) Мир расколот на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания) Человек, объединяет темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное Человек занимает некое срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на два начала Человек -посредник между этими двумя мирами -через человека, сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй») Основной принцип жизни человека- «Передаю, но не творю».

Слайд 9

Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества» Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие попечение родителей о детях сыновнюю почтительность к старшим в семье справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами Перенесённые в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера «Управлять — значит поступать правильно»

Слайд 10

Основные идеи конфуцианства Отношения между людьми Правильное государственное устройство

Слайд 11

Основные идеи конфуцианства Гуманность, милосердие (жэнь) основа отношений между людьми В повседневной жизни надо руководствоваться определенными правилами Главное правило в обществе — не делай другим того, чего не желаешь себе Необходимо следовать строгому порядку (ли), нормам этикета. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями» высшее положение занимае т обожествляемый император и слой людей (жу) , соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников государство — это одна большая семья государь — «сын Неба» и «отец и мать народа» Регулирующую роль в государстве выполняют прежде всего моральные нормы обязанности каждого определяются его социальным положением Отношения правителя и подданных философ выразил следующими словами: « Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется». Правильное государственное устройство Отношения между людьми

Слайд 12

Задание классу: охарактеризуйте основные идеи Конфуция по вопросам государственного устройства и вопросам отношений между людьми.

Слайд 13

Конфуций. Изречения. Учитель говорил: - Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Учитель сказал: - Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду. Учитель сказал: - Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя. Учитель сказал: - Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей. Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: - Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын. Кто-то спросил: - Что если за зло платить добром Учитель ответил: - А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром. Учитель сказал: - Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь. Учителя спросили: - Найдётся ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил: - Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим. Учитель сказал: - Вести сражаться необученных людей – значит их бросать.

Слайд 14

Вывод Главная идея конфуцианства – гармонизация отношений между людьми, а также между человеком и обществом (государством)

Слайд 15

Особенности философии Древнего Востока еще не было представлений о человеке как личности Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.) Большинство религиозно-философских течений склоняло человека к созерцательности, принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам гармонии в своем внутреннем состоянии Исключение составило конфуцианство, направленное на гармонизацию отношений между людьми

Слайд 16

?? В чём выражалась созерцательность даосизма? ?? Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?

Слайд 17

Параграф 2, пункты 1 -3 читать Вопросы 1-6 устно Повторить все записи Учить все понятия Зад 3 письменно

Слайд 18

Ответы ?? ?5( в чем заключается созерцательность даосизма). Человек «не творит, а передает». Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). ?6(какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство). Начать с того, что все нормы К. можно классифицировать на 2 группы: одни регламентируют отношения между людьми, а другие - в государстве. Далее надо их перечислить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Каковы особенности мифологического сознания людей древности? 2) Что означала идея реинкарнации, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями, по мысли древних философов, можно было преодолеть неблагоприятную карму? 3) Какие «благородные истины» провозгласил Будда? 4) Почему буддизм назвали «атеистической» религией? 5) В чем выражалась созерцательность даосизма? 6) Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство ?(проверить письменно)

Слайд 2

Особенности мифологического сознания Человек рассматривался как часть сообщества, а сообщество - часть природы. Человек и природа не противостояли друг другу Мир природы наделялся человеческими характеристиками Восприятие не разделено на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным Поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Человек всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие Время не абстрагировалась, воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел Мир представлялся как арена борьбы сил добра и зла

Слайд 3

Основные идеи конфуцианства Гуманность, милосердие (жэнь) основа отношений между людьми В повседневной жизни надо руководствоваться определенными правилами Главное правило в обществе — не делай другим того, чего не желаешь себе Необходимо следовать строгому порядку (ли), нормам этикета. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями» высшее положение занимае т обожествляемый император и слой людей (жу) , соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников государство — это одна большая семья государь — «сын Неба» и «отец и мать народа» Регулирующую роль в государстве выполняют прежде всего моральные нормы обязанности каждого определяются его социальным положением Отношения правителя и подданных философ выразил следующими словами: « Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется». Правильное государственное устройство Отношения между людьми

Слайд 4

Вывод Главная идея конфуцианства – гармонизация отношений между людьми, а также между человеком и обществом (государством)

Слайд 5

Особенности философии Древнего Востока еще не было представлений о человеке как личности Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.) Большинство религиозно-философских течений склоняло человека к созерцательности, принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам гармонии в своем внутреннем состоянии Исключение составило конфуцианство, направленное на гармонизацию отношений между людьми

Слайд 6

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях: философия Древней Греции

Слайд 7

Имена философов Их идеи Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит ( 6 в. до н.э.) 1.Заняты поиском основы бытия: первооснову следует понимать не как некое временное состояние, предшествующее появлению всего сущего, а как первопричину , рационально (интеллектуально) постигаемую ) основа всего сущего материальна(вода, огонь, Демокрит –атом). 2.Изменился взгляд на мир (его можно познать, необходимо искать связь вещей, а для этого необходимы мудрость, разум) Платон (427—347 гг. до н. э.) Аристотель (384—322 гг. до н. э.) Классифицируйте идеи, запишите их в тезисах

Слайд 8

Учение Платона Люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье и одежде. Такое совместное поселение - государство. Государство создается для зашиты населения и порядка внутри страны. ПЛАТОН

Слайд 9

Образ идеального государства по Платону Власть должна принадлежать немногим людям (обладают знанием , добродетельными.. Их он называет философами) Отбор лучших осуществляется на основе системы образования Социальная структура государства состоит из 3-х классов основана на образовании Каждый на своем месте приносит пользу государству единичное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства противник частной собственности и сохранения семьи у представителей высших классов

Слайд 11

• Руководят одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. • Основной принцип - справедливость • Люди подразделяются на три группы: мудрецов, которые должны править; воинов, которые должны защищать; крестьян и ремесленников, которые должны трудиться. • Частная собственность - источник зла и несправедливости • Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет для процветания государства. Идеал справедливого общества (идеального государства) по Платону:

Слайд 12

1.Не отождествляет общество и государство, выделяет такие объединения людей, как семья, селения и др. Следовательно, понятие «общество» у него более широкое, чем понятие «государство». 2.Без собственности человек жить не может. Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства. 3.Государства бывают: • правильные - монархия, аристократия, демократия; • неправильные - тирания, олигархия, охлократия. 4.Идеал государства – умеренная демократия (политая-смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан 5. не допускать чрезмерного роста политической власти отдельных личностей 6.предотвратить излишнее накопление гражданами имущества не признавал рабов гражданами государства Учение Аристотеля

Слайд 13

Философия Древней Греции: РАЦИОНАЛЬНЫЕ НАЧАЛА ПОСТИЖЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Слайд 14

Просто дерево У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошёл влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидав дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение. Прошёл мимо него вор и испугался — подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Но во всех случаях дерево было только деревом.

Слайд 15

Идея притчи:

Слайд 16

Домашнее задание Параграф 2 читать ?? 5-10 устно Выписать идеи Аристотеля Повторить все понятия(см. тетрадь)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философия и общественные науки в новое и Новейшее время

Слайд 2

Основоположник экономической теории - А.Смит Исследовал влияние разделения труда на эффективность производства Труд-главный источник общественного богатства Обосновал теорию стоимости Разработал теорию рынка: каждый преследуя личные цели, помогает обществу; условия экономического процветания -господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, свобода инициативы в социальной структуре выделил классы наемных рабочих, капиталистов, крупных землевладельцев

Слайд 3

Становление социологии. О. Конт, Г. Спенсер. О. Конт Г. Спенсер

Слайд 4

Социалистические идеи. Появление социалистических идей Т. Мор Т. Кампанелла «Утопия»

Слайд 5

Социалистические идеи в XVIII в Факторы общественного развития - развитие производства, науки и просвещения Критика капитализма(жадность, эгоизм, индивидуализм, раздоры и вражда) Противопоставляли капитализму идеальное «социалистическое» общество (стр.32, 2 и 3 абзацы) С. Симон Р. Оуэн Ш.Фурье

Слайд 6

Марксизм, марксизм-ленинизм. XIX в.

Слайд 7

Основные идеи марксизма Общественное бытие определяет общественное сознание Главная производительная сила-люди, обладающие знаниями, опытом Важную роль в развитии общества играют и средства производства (предмет труда , орудия труда) Общественные отношения определяются отношениями человека к собственности Буржуазное общество несправедливо, основано на эксплуатации(безвозмездное присвоение результатов чужого труда) Предложили стадиальную модель общественного развития: в общественном развитии выделили 5 стадий(общественно- экономических формаций); на смену капитализму придет коммунистическая формация; основу формации составляют производительные силы(человек, средства производства) и производственные отношения (отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства); производственные отношения –основа формации(базис), они определяют надстройку(государственный строй, право, политические и философские теории, нравственность) Переход к новой формации возможен в следствии классовых противоречий, путем революции, насилия Для коммунистической формации характерны следующие черты (стр. 34, 2 абз.)

Слайд 8

Предмет труда Средства труда Человек с умениями и навыками производительные силы Производительные силы Средства производства

Слайд 9

Марксистская теория стадиального развития

Слайд 10

Способ производства Производственные отношения Производительные силы Средства производства Люди (опыт, знания, навыки)

Слайд 11

Структура общественно-экономической формации

Слайд 12

Социально-философская мысль XX в. Марксизм: - Радикализм(В.И. Ленин), - Реформизм (Л.Бернштейн) Технократизм Экзистенциализм


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из истории русской философии

Слайд 2

II .Период Киевской Руси 1.Митрополит Иларион ( XI век, «Слово о законе и благодати») Задание: прочитайте пункт 1( 1 и 2 абзацы), устно выделите основные идеи

Слайд 3

1.Митрополит Иларион ( XI век) Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати Принимая благодать, человек должен возложить на себя нравственную ответственность Божья благодать – дар божий Россия развивается в общемировом процессе»истины и благодати»

Слайд 4

2. Поучения В. Мономаха Изложил основные правила жизнедеятельности Составил идеальный портрет князя

Слайд 5

III .Становление централизованного государства Идеология « Москва- Третий Рим». Иегумен Филофей

Слайд 6

Игумен Филофей ( XIV в.) 1)Игумен Филофей ( XVI в.) «Москва-Третий Рим»: Московское государство стало наследником Византии, центром православия «…все христианские царства сошлись в одно…, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать»

Слайд 7

IV . Центр русской философии -Славяно-греко-латинская академия Братья Лихуды Отхождение философии от богословия Симпатии к католицизму

Слайд 8

V .«Ученая дружина» Петра I Прокопович Ф. Татищев В.Н. Посошков И.Г. Кантемир А.Д.

Слайд 9

Афоризмы Петра I Есть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча поводов! Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному. Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была. Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая добродетель без разума — пуста.

Слайд 10

Феофан Прокопович Сторонник деизма (Природа созданная богом, затем начала свое развитие) Познать природу призваны практические науки Надо поощрять развитие наук утверждал божественное происхождение самого принципа власти Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа

Слайд 11

Татищев В.Н.

Слайд 12

В. Н. Татищев Учебник Дополнения Основа общественных изменений - сила человеческого разума Бытие народов и культур рассматривал по аналогии с жизнью человека Исходя из вышесказанного выделял следующие периоды в развитии общества:»младенческое состояние», «юношество», «мужество», «зрелость» Основной идея - идея естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевыму Высшая цель , или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию. «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» «История Российская с самых древнейших времен»

Слайд 13

А. Кантемир Учебник Дополнения Поднимал проблемы нравственности «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу»( ч еловек полностью ответственен за свои поступки, вера в безграничную силу человека) Гордость, леность, богатство — мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело ; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.» Основные ценности?

Слайд 14

Ломоносов М.В. « У многих глубоко укоренилось убеждение — что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя »

Слайд 15

Радищев А.Н. „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. „основанием всего естественного познания является опыт“ „Мы не унижаем человека — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя , что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“. „Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое“

Слайд 16

XIX век Философия сложилась в качестве самостоятельной, систематизированной области знания Место и роль России в мировом историческом процессе?

Слайд 17

XIX век Представители Их идеи 1.П.А. Чаадаев «Философские письма», « Апология сумашедшего » 1.Главный фактор общественного развития –человеческий фактор 2.Европоцентризм(превозносит роль Европы в мировой истории- избрана Проведением для осуществления своих целей 3. Рассматривал место и роль России в общественном развитии: А) сначала считал, что Россия отсталая страна Б) позже отметил, что у России историческая миссия- решить большую часть проблем социального порядка 2. Западники(перечислить представителей) 3. Славянофилы(…) 4. В.С. Соловьев Заполнить таблицу , авторов 2-4

Слайд 18

Западники Кавелин К.Д., Грановский Т.Н. , И.С. Тургенев

Слайд 19

Славянофилы А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин

Слайд 20

Критерий Славянофилы Западники Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев , И.С. Тургенев, К.Д Кавелин , С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел ее на международный уровень По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных

Слайд 21

Соловьев В.С. (1853 – 1900) Государство , будучи естественным продуктом народной жизни, есть сам народ в его развитии: одно нельзя безнаказанно отделять от другого. История России есть история её государственности — не правительства и его органов, как думал Карамзин, но жизни народной в её целом . . Природа для народов Западной Европы была матерью, для народов Восточной Европы — мачехой; там она содействовала успехам цивилизации, здесь — тормозила их; потому-то и русский народ позже западноевропейских собратий приобщился к греко-римской культуре и позже выступил на историческое поприще

Слайд 22

Русские писатели-классики Л.Н. Толстой Ф. М. Достоевский

Слайд 23

ХХ век Евразийство : Россия – есть Евразия, третий соединенный материк. Эпоха господства Европы должна смениться лидерством Евразии, язычество более близко к православию в сравнении с другими христианскими течениями Бердяев Н. А. «Россия стала ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов», это проявляется в культурном расколе общества, в непоследовательности реформ Марксизм - наше общество движется как и другие народы по определенным ступеням – формациям, но СССР поднялся на новую ступень развития и прокладывает дорогу всему человечеству Основной вопрос: цивилизационный путь развития России

Слайд 24

Россия догоняет Запад или идет своим путем?

Слайд 25

Какие идеи вы бы отнесли к западничекству , а какие к славянофильству? Монархия+совещательное народное представительство Недопустимость революционных потрясений выступали за отмену крепостного права сверху Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути выступали за отмену крепостного права сверху Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел ее на международный уровень Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Мирный путь, реформы сверху Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод

Слайд 26

Домашнее задание Параграф 4 читать Учить записи по всей теме Вопросы 4-8 устно Письменно «Согласны ли вы с мнением В. Мономаха, обоснуйте свою мысль», не менее двух тезисов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

Слайд 2

Как правильно выбрать профессию Как успешно устроиться на работу

Слайд 3

Понятия: профессия, специальность, должность Современные требования на рынке труда Мотивы в выборе профессии

Слайд 4

понятие Его сущность пример профессия род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки учитель «специальность» знания, умения и навыки, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии математика должность трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д. директор школы

Слайд 5

Профессия юрист (специальности ) Адвокат Прокурор Судья адвокат по гражданским делам, по уголовным судья по делам несовершеннолетних прокуроры, занимающиеся расследованием экономических преступлений, организованной преступности

Слайд 6

Основные требования на рынке труда

Слайд 7

Мотивы (побуждение к действию) выбора профессии Параграф 5-6пункт 3(выписать)

Слайд 8

Мотивы (побуждение к действию) выбора профессии склонности и способности к избранной профессиональной деятельности престижность или знаковость профессии привлекательность содержания образования, того круга учебных дисциплин, которые предстоит изучать в вузе

Слайд 10

Как правильно выбрать профессию Как успешно устроиться на работу

Слайд 11

Тест «Выбор профессии» 1 ) А . Я люблю командные виды спорта. Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов. В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен. Г. Мне нравится говорить по телефону. Д. Я машинально рисую в своих записных книжках. Е. Мне нравится все вокруг. 2 ) А . Мне нравится работать руками. Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить. В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого. Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям. Д. Мне нравится напрягать свое воображение. Е. Я силен в естественных науках.

Слайд 12

3)А. Я умею обращаться с инструментами. Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе. Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение. Д. Мне нравится идти в ногу с модой. Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за стра­ницей. 4)А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении. Б. Математика - это то, что я знаю лучше всего. В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не на­блюдать за ним. Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибе­гаю к чужому совету. Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. Е. Меня интересует природа.

Слайд 13

5)А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия . Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый. В. Я бы хотел сделать политическую карьеру. Г. Я веду дневник. Д. Я предпочитаю работать самостоятельно. Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

Слайд 14

Профессиограмма

Слайд 15

Профессиограмма описание профессии, информация о ее особенностях, об особенностях профессиональной деятельности

Слайд 16

Круг обязанностей Необходимые способности и черты характера, необходимые для профессии Плюсы профессии Минусы профессии, возможные трудности Особенности профессиональной деятельности

Слайд 17

Политолог Социолог Психолог Преподаватель Социальный педагог Прокурор Адвокат Экскурсовод Переводчик


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антропогенез Социогенез Антропосоциогенез Социальная память Теории происхождения человека(название, суть) Философская антропология Основоположник философской антропологии

Слайд 2

Сущность человека как проблема философии. Мышление и деятельность

Слайд 3

В чем сущность человека? А.Ф. Лосев: «человек -вечная проблема, которая решается и которая никогда не будет разрешена» Афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя»

Слайд 4

Вопросы Философская антропология Человек-биосоциальная система Социальная сущность деятельности Мышление и деятельность

Слайд 5

Надо отличать! философская антропология -наука, исследующая сущность человека. Возникла в 19. в. биологическая антропология - изучает биологическую природу человека, закономерности и механизмы строения человеческого тела в их генезисе (происхождении) и в современном состоянии Основатель – Макс Шелера Его мечта — собрать воедино образ человека, «разбитый на тысячи мелких кусочков .»

Слайд 6

В чем сущность человека? Современная наука – биосоциальное существо (представляет единство биологического(природного) и социального). В этом заключается бинарная(двойная) сущность И. Кант – человек рассматривается во всех своих проявлениях: как человек познающий, нравственный, стремящийся к совершенству посредством воспитания Л.Фейербах -человек является универсальным и высшим предметом философии. Сущность человека — это прежде всего чувственность, мир эмоций и переживаний, любовь, страдания, стремление к счастью, жизнь ума и сердца, единство тела и души. К. Маркс - «совокупность общественных отношений». М. Шеллер - сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития СТР, 82, последний абзац - …. Вывод: ?

Слайд 7

Параграф 8, пункт 2 Выписать понятия: - Человек - Человек как субъект общественно - политической деятельности и культуры

Слайд 8

Параграф 8, пункт 2 Выписать понятия: - Человек - субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда - Человек как субъект общественно - политической деятельности и культуры - активно действующий человек с его знаниями , опытом и изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя ( способностью свои качества ) в процессе общественно значимой деятельности.

Слайд 9

В чем заключается социальная сущность человеческой деятельности. Это проявляется в ее целях, средствах и основаниях : человек ставит те или иные, в том числе и значимые для общества, задачи, выбирает признанные и одобренные социумом средства их реализации Проявляется в результатах деятельности. Успех отдельного человека будет определяться степенью эффективности осуществления конкретной программы в целом Возможна только в обществе

Слайд 10

Мышление и деятельность ? 6) Как соотносятся мышление и деятельность? -Мышление обеспечивает духовную преемственность этого преобразования в процессе деятельности - обеспечивает готовность человека к последовательной, целесообразной деятельности. - пронизывает всю деятельность человека и всего человечества, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность.

Слайд 11

?7. Раскройте связь языка и мышления. Язык является средством выражения мысли

Слайд 12

Сущность человека как проблема философии. Мышление и деятельность

Слайд 13

Современная наука о сущности человека. В чем заключается биосоциальная сущность человека. 1.Человек - биосоциальное существо (представляет единство биологического(природного) и социального Биологическое (общее с животными) Социальное (развивается в обществе)

Слайд 14

Биосоциальное существо Биологическое (общее с животными) Социальное (качества, которые развиваются в обществе) А)Человек часть природы, принадлежит к млекопитающим, подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям развития (как и у животного 2 пары конечностей, схожие сердечнососудистая, нервная системы, легочное дыхание). Б)ему свойственны инстинкты и эмоции В)обладает биологическими потребностями Способность творить «вторую природу» -культуру (производить орудия труда, духовные ценности). Способность и готовность к общественно полезному труду, 2.Способность абстрактно мыслить (мышление) 3.Членораздельная речь 4.Наличие морали 5.Преобразует природу, социальную среду, себя (самовоспитание) 6.Получает знания в процессе общения с людьми

Слайд 15

2.Человек отличается от животного . Биологические отличия Социальные отличия Прямостояние. Прямохождение. Свободные верхние конечности. 1.Способность и готовность к общественно полезному труду, способность производить орудия труда. 2.Обладает абстрактным мышлением, разумостью (сдерживает и контролирует телесные влечения и инстинкты, постигает законы мироздания, создает науки, преобразует природу и формирует новую среду обитания) 3.Членораздельная речь 4.Свобода и ответственность 5.Преобразует природу, социальную среду, себя (самовоспитание). 6.Трудовая деятельность человека и труд животного: Человек трудится осознанно, целенаправленно, а поведение животного – инстинктивно; человек преобразует природу в процессе труда, животное берет готовое; животное не может выйти за рамки биологической программы(наследует ее от предков), а человек в труде способен создать новое (творческий характер) 7.Способен обучаться, изменять поведение

Слайд 16

Синквейн 1слово – существительное (отражает главную идею) 2 слова – прилагательных (описывают основную мысль) 3 слова – глаголы (описывают действия в рамках темы) Выражение, предложение – выражают суть Одно или несколько слов (автор выражает эмоциональное, образное отношение)

Слайд 17

Пример. Синквейн на тему Александр Невский Князь Храбрый, надежный Стрелял, воевал, защищал Не проиграл ни одной битвы Полководец

Слайд 18

3.Деятельность человека (специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование ) Особенности Через деятельность человек осуществляет связь с миром(природой, человеком, обществом) В любой человеческой деятельности выделяются субъективный и объективный аспекты. Субъективный, т. е. зависящий от человека Объективные - независимые от сознания человека, отношения и закономерности этого мира. Они могут противостоять воле действующего человека. 2) Деятельность человека носит социальный (общественный) характер? ? В чем заключается социальная сущность человеческой деятельности. Выписать 3) Основа человеческого существования , т.к. -через деятельность человек добывает средства к существованию -развивает себя как личность -реализует свои способности и возможности

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 8 читать Все ?? устно Учить записи Составить синквейн «Деятельность»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕЛОВЕК Субъект общественно-исторической деятельности и культуры Биосоциальное существо

Слайд 2

Сущность человека как проблема философии

Слайд 3

План Деятельность (понятие, характеристики) Мышление и деятельность Мышление и язык

Слайд 4

Что такое деятельность? Стр. 85 Выписать понятие Выделить смысловые единицы (признаки понятия)

Слайд 5

Что такое деятельность? Присуща только человеку Форма активности по отношению к окружающему миру Целесообразное и осознанное преобразование

Слайд 6

Деятельность человека и поведение животных Приведите примеры, когда поведение животных похоже на деятельность людей? ИНКСТИНКТ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 7

Сравнение деятельности человека и поведения животного общее отличия 1.Проявление активности 2.Целесообразность (действия в соответствии с образом, направленность на определенный результат) Человек 1. Преобразует природу , создает искусственную среду своего существования 2 .Действует на основе разума, целеполагание ( сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию : раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) Животное 1. Приспосабливаетс я к условиям среды, использование того, что им дает природа, не изменяя ее 2 .Подчинение инстинкту , действия изначально запрограммированы, нет целеполагания

Слайд 8

Что такое деятельность? Присуща только человеку Форма активности по отношению к окружающему миру Целесообразное и осознанное преобразование

Слайд 9

Основные характеристики деятельности Через деятельность человек осуществляет связь с миром В деятельности человек выступает во всей целостности своего существа Включает в себя объективное и субъективное

Слайд 10

Два аспекта деятельности деятельность Субъективна (зависит от человека) Объективна (в ней есть то, что существует независимо от воли и сознания человека)

Слайд 11

4. Носит социальный (общественный) характер - возможна только в обществе Человек выбирает цели и методы осуществления деятельности, которые значимы для общества Человек вступает в общественные отношения в процессе деятельности (воспроизводит социальные связи) В деятельности человек реализует силы, способности, которые воплощаются в продуктах деятельности

Слайд 12

Основные характеристики деятельности 5. Сознательный характер (человек может обосновывать цели и задачи , объяснять последовательность своих действий) 6. Продуктивный характер (результатом является конечный продукт: материальный или духовный) 7. Орудийный характер (человек создает и использует орудия труда) 8. Преобразующий характер (человек преобразует мир и самого себя(у него появляются знания, навыки))

Слайд 13

9. Деятельность – основа человеческого существования В процессе деятельности человек добывает средства к существованию В процессе деятельности развивает себя как личность В процессе деятельности человек реализует себя

Слайд 14

В чем связь мышления и деятельности ?

Слайд 15

В чем связь мышления и деятельности ? мышление деятельность Управляет, направляет Согласовывает, организует

Слайд 16

В чем связь мышления и речи?

Слайд 17

Синквейн 1слово – существительное (отражает главную идею) 2 слова – прилагательных (описывают основную мысль) 3 слова – глаголы (описывают действия в рамках темы) Выражение, предложение – выражают суть Одно или несколько слов (автор выражает эмоциональное, образное отношение)

Слайд 18

Пример. Синквейн на тему Александр Невский Князь Храбрый, надежный Стрелял, воевал, защищал Не проиграл ни одной битвы Полководец

Слайд 19

Деятельность Человеческая активность Социальная, необходимая Связывает, развивает, обеспечивает Основа человеческого существования Обеспечивает единство человека

Слайд 20

Домашнее задание Параграф 8 Вопросы 4-7(устно) Записи последних двух уроков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общество как развивающаяся система

Слайд 2

План Понятие «система», свойства системы, системный подход Системное строение общества Социальные институты Сферы жизни общества

Слайд 3

Что такое система?

Слайд 4

Что такое система? Целое, состоящее из частей (Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность») . Совокупность связанных между собой элементов. Пример-часы

Слайд 5

Общество как система Свойства системы Проявление системных свойств в обществе Целостность (единство составляющих элементов) Все компоненты в обществе связаны в одно целое Состоит из частей (компонентов) Системное строение общества . Люди, социальные группы, социальные институты , общественные связи, социальные сферы (подсистемы общества),общественные нормы(мораль, право, традиции, обычаи..), деятельность социальных групп и институтов, общественное сознание Компоненты системы значимы только в составе системы (целого). Каждый компонент выполняет свою функцию. Пример: государство как институт необходимо только для жизни общества, создано им для регулирования отношений Между компонентами существует взаимосвязь Пример : человек взаимодействует с государством(социальным институтом), социальными группами Материальная (реально существует)

Слайд 6

Общество как система Свойства системы Проявление системных свойств в обществе Открытость (взаимодействует с внешней средой) Пример. Общество взаимодействует с природой. Если бы не было этой связи, общество не существовало бы. Природа-среда обитания общество, условие его существования Компоненты сами могут быть системами , но меньшими в составе большей системы Пример. Экономическая сфера – тоже система, которая состоит из своих компонентов, существует, развивается Каждая система качественно отличается от другой Пример. В обществе политическая сфера связана с руководством и управлением. Экономическая сфера – с производством и распределением материальных благ Сложность Образующих элементов и связей много Динамичность (изменяется, развивается, но при этом сохраняет свою сущность, качественную определенность ) СМ. ниже дополнительно В своем развитии общество и человек прошли разные стадии, менялись за все время своего существования. Каждый этап в развитии общества имеет свои особенности. Но при всех изменениях сохранились как общество, так и человек. Каждая последующая стадия была новым этапом их развития.

Слайд 7

Системный подход в науке означает изучение объектов с позиций системного целого

Слайд 8

Характеристики общества как развивающейся (динамичной) системы самодостаточность способность к самовоспроизводству способность к изменениям, саморазвитию как отдельных элементов, так и общества в целом

Слайд 9

2 урок Общество как развивающаяся система См. распечатку

Слайд 10

Понятие социальный институт устойчивую совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения.

Слайд 11

Социальный институт Исторически сложившаяся форма организации Характеризуется формами совместной жизнедеятельности людей(устойчивая совокупность людей, групп, организаций) возникла из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества, направлена на реализацию в нем определенных социальных функций Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил , определяющих так её поведении (деятельность строится на основе определенных норм)

Слайд 12

Социальные институты Семья Государство Школа Рынок Производство

Слайд 13

Социальная сфера совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление Общие характеристики каждая из этих сфер - элемент системы (общества) каждая сфера – сама система по от­ношению к элементам ее составляющим все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены

Слайд 14

Социальная сфера совокупность отраслей, предприятий, организаций непосредственным образом связанных Определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление

Слайд 15

сфера Какие отношения охватывает Ее функции Институты (из доп. источников) Экономическая Социальная Политическая Духовная Социальные сферы

Слайд 16

Синквейн - система 1слово – существительное (отражает главную идею) 2 слова – прилагательных (описывают основную мысль) 3 слова – глаголы (описывают действия в рамках темы) Выражение, предложение – выражают суть Одно или несколько слов (автор выражает эмоциональное, образное отношение)

Слайд 17

Домашнее задание Параграф 10 читать Заполнить таблицу «Сферы общества». (используйте задание 2) Учить записи Вопросы 2, 3,4,6

Слайд 18

Понятия Понятие социальный институт, примеры Системный подход Сфера жизни общества Человек Деятельность Социальная сфера Система

Слайд 19

Объясните свойства системы, обоснуйте их на примере общества Целостность Состоит из частей (компонентов) Компоненты системы значимы только в составе системы (целого). Между компонентами существует взаимосвязь Материальность Открытость Компоненты сами могут быть системами , но меньшими в составе большей системы Каждая система качественно отличается от другой Сложность Динамичность

Слайд 20

Приведите примеры взаимосвязи сфер общества

Слайд 21

Деньги, обмен, собственность,хозяйственные отношения

Слайд 22

Социальные институты сфера институты экономическая Деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения политическая Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия социальная Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство духовная Религия, образование, общественное мнение, СМИ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объясните тезисы Роль деятельности в отношениях человека с миром Включает в себя объективное и субъективное Социальный характер Сознательный характер Продуктивный характер Орудийный характер Преобразующий характер Основа человеческого существования

Слайд 2

Общество и общественные отношения

Слайд 3

План Понятие общество Соотношение понятий «общество» и «социум» Понятие природа, ее связь с обществом «Вторая природа», ее связь с обществом

Слайд 4

Что такое общество? В широком смысле В узком смысле 1.Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей 2.Обособившая от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения Примечание: формы взаимодействия людей, связи, возникающие между ними – общественные отношения 1.историчекий этап развития человечества, тип общества (первобытное общество, феодальное общество,..) 2.объединение людей на основе общих целей, интересов (спортивное общество, дворянское общество, общество любителей кактусов); 3.страна, государство(французское общество, российское общество) 4. все люди, человечество

Слайд 5

Что такое природа Широкий смысл Узкий смысл совокупность всего существующего за исключением духовной сферы естественная среда обитания человека и общества

Слайд 6

Отношения природы и общества менялись в разные исторические эпохи Выписать каким было отношение в первобытную эпоху, Средневековье, Новое время, в современный период

Слайд 7

Второй урок. Культура – «вторая природа» В широком смысле В узком смысле Все виды преобразующей деятельности человека, направленные на внешнюю среду и на самого человека («вторая природа», сотворенная человеком:) Достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, достойное поведение, уровень духовных запросов отдельного человека

Слайд 8

Связь культуры и общества культура не может создаваться и существовать вне общества и общество невозможно вне культуры. Без нее мы бы не были людьми , а оставались лишь сообществом особей определенного вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций), меняются под воздействием культурных ценностей, накапливают и передают другим поколениям достижения культуры (благодаря этому возможна преемственность в общественном развитии), создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс) Культура характеризуется историчностью(развитием во времени ) и огромным многообразием.

Слайд 9

Роль культуры в жизни общества Общество невозможно вне культуры. Без нее мы бы не были людьми, а оставались лишь сообществом особей определенного вида Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций) меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним «воспитательный» смысл понятия культуры) накапливают и передают другим поколениям достижения культуры (благодаря этому возможна преемственность в общественном развитии)

Слайд 10

окружающая среда - реальный мир Естественная (природа) Искусственная - «вторая природа» (созданная людьми Общество

Слайд 11

Культура материальная и духовная материальная духовная 1.Связана с практической деятельностью, создается в процессе материального производства 2.Направлена на удовлетворение элементарных потребностей: жилище, одежда… 4.Ее продукты – материальные блага(станки, оборудование, здания ) 1.Связана с работой разума 2.Направлена на удовлетворение духовных потребностей 3.Ее продукты духовные ценности (достижения науки, искусства, ценности, нормы , предписания, религия ). 3.Включает процесс духовного творчества

Слайд 12

СТР. 95 Выписать понятия Культурный человек (понятие выписать) Культурные универсалии(понятие, примеры )

Слайд 13

Культурный человек - образованный, воспитанный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся произведениями искусства Культурные универсалии - общие черты или формы присущие всем культурам (язык, институт брака и семьи, религиозные ритуалы, нормы, связанные с заботой о детях ….. . Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Семья: в христианском мире- моногамная семья, в исламском мире допускается многоженство.

Слайд 14

Характеристика общественных отношений Выписать общие особенности

Слайд 15

Характеристика общественных отношений Совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи. Общественные отношения относительно устойчивы, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей Включают в себя отношения не только между индивидами, но и группами В общественных отношениях , люди оказываются в ситуации взаимозависимостей. (Если человеку кажется, что он ни от кого не зависит, то он заблуждается. Ведь быть независимым в данном контексте — это значит удовлетворять свои потребности самому, без посредничества и помощи других людей. Разве это возможно?) В основе общественные отношений – закономерности, но необходимо учитывать роль духовных факторов (интересов, настроений, ценностных установок людей) в развитии общества

Слайд 16

Составить Синквейн. Общество 1слово – существительное (отражает главную идею) 2 слова – прилагательных (описывают основную мысль) 3 слова – глаголы (описывают действия в рамках темы) Выражение, предложение – выражают суть Одно или несколько слов (автор выражает эмоциональное, образное отношение)

Слайд 17

Пример. Синквейн на тему Александр Невский Князь Храбрый, надежный Стрелял, воевал, защищал Не проиграл ни одной битвы Полководец

Слайд 18

Параграф 9 прочитать Письменно выполнить задания на слайдах № 6,10,11,12 Переписать в тетрадь теорию, с презентации Учить из тетради теорию и все, что выполнили письменно Вопросы 1,2,4 – 8 устно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...