Бинарный урок (литература и обществознание) "Что есть Человек?.."
план-конспект урока (10, 11 класс) по теме

Левшакова Ирина Евгеньевна

Данный урок проведен,  чтобы  показать двойственную природу человека, его биосоциальную сущность, акцентировать внимание на личностных характеристиках, раскрыть суть деятельности человека, отработать навыки монологичной и диалогичной речи, делать выводы, отслеживать причинно – следственные связи; умения вести дискуссию - умения слушать и слышать друг друга, оппонировать, выражать собственную точку зрения и аргументировать её, уметь убеждать в своей правоте; давать оценку; умения анализировать различные источники знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока,10-11 класс111.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

Интерактивный диалог

(обществознание, литература)

ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?..

(10 класс)

http://trikky.ru/wp-content/blogs.dir/1/files/2016/12/8016.jpg

Подготовлен и проведен

учителем обществознания

Сетченковой В.С.,

учителем литературы

 Левшаковой И.Е.

  • Русский философ А.Ф. Лосев:

«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена»

Цель: определить феномен человека на основе анализа образов, представленных в литературе, философии и реальных жизненных ситуациях.

Задачи:          

 -  раскрыть сущность человека (на примерах из философии, литературы и реальной жизни);

-способствовать развитию умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки монологической, диалогической речи;

            -  способствовать осмысленному пониманию ценности человеческого существования, самоопределению личности.

I. Мотивационный этап:

Учитель  Добрый день! Рады приветствовать Вас сегодня на уроке интерактивного диалога.

Учитель  Сегодня жизнь подарила нам эту встречу. Так пусть она будет доброй и запоминающейся! Все пришли сюда с разным настроением, но здесь мы – одна команда, и от работы каждого зависит общий успех! Не бойтесь говорить, высказывайте вслух всё, что думаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведёт нас к достижению результата!

ВИДЕОРОЛИК «СПИЧКИ» 

Учитель  О чем мы будем говорить сегодня? Как мы обозначим тему урока? Какова цель сегодняшнего урока?  (ответы учащихся)

II. Содержательный этап:

Учитель  Раскрыть сущность человека. Попытаемся рассмотреть, что есть Человек с философской точки зрения, литературы и жизни.

  • Однажды великий философ Древней Греции Диоген Синопский (4в. До н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека». Что тем самым хотел сказать философ.

(ответы обучающихся).

-- что найти совершенного человека, который бы полностью отвечал этому званию практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».

С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Именно его слова мы предлагаем взять в качестве эпиграфа сегодняшнего разговора

  • Предлагаем составить КЛАСТЕР ваши ассоциации, связанные с этим словом? – 2-3 минуты

(составляет каждая группа, затем один представляет и объясняет)

Учитель  «Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

 «Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.

Учитель  - Почему философия ставит вопрос «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»?

 (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности. Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования. Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

  1. Образы «Человека» в философии
  1. Давайте обратимся к философии, чтобы узнать, что говорят философы различного времени о человеке.

- Для каждой группы подготовлен текст «Что такое человек». В ходе работы вам нужно ответить на вопросы

  1. Работа с текстом

Тексты:

2) Что такое человек?  

Э. Фромм – немецко-американский социолог и психолог.

Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения.

Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе...

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы...

Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью.

Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы... Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?

...Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают... А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк и овца или он ни волк ни овца?

...Вопрос о том, является ли человек волком или овцой,— это лишь заостренная формулировка вопроса... является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.

Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. – С. 16–17.

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с мнением автора?

2. Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни.

3. Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-“овца” или человек-“волк”? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.

Обобщение человек может быть собакой, белкой…

Все зависит от того, чем ты наполнен, каково внутреннее содержание, каков фундамент

Текст.

Фундамент человечности

В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере ,следующее:

– они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

– они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

– они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

– они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

– признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

– их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.

Введение в философию. – М., 1989. – С. 236–237.

Вопросы и задания:

1. Какие черты, характеризующие человека, вы встретили?

2. Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его.

3. Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему?

4. Как вы понимаете слова “фундамент человечности”? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте?

Текст

1) Быть человеком

Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником...) и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании...

Быть обыкновенным человеком очень трудно: все стремятся к исключительности, все чувствуют себя такими многосторонними и сложными, что быть просто человеком, вероятно, доступно в наше время немногим.

Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М., 1997. – С. 312.

Вопросы и задания

1. Ответу на какие из “вечных вопросов” посвящен данный текст?

2. Какой смысл вложен в слова “оставаться... человеком”?

3. Вчитайтесь в строки, поясняющие утверждение: “Быть обыкновенным человеком очень трудно”. Как вы думаете, почему в привычное словосочетание “обыкновенный человек” в данном случае вложен такой высокий смысл?

4. Подумайте, кого из людей, окружающих вас, можно назвать в высоком смысле обыкновенными людьми.

Учитель  Жизнь нас убеждает в том, что судьба человека (его жизненный путь),  положение в обществе, счастье зависят от того, чем наполнил он свой внутренний мир, какие положительные качества привили ему родители, школа, что человек развил в себе сам, чтобы «стать душою живою», чтобы думая о себе, испытывать гордость, быть Человеком с большой буквы!

  Это ярко изобразил в своём стихотворении поэт Анвари:

Для человека мысль – венец всего живого.

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на Земле превыше он от века.

А если он живёт не мысля и не веря,

То человек не отличается от зверя!

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!

- Пригласить желающего на диалог с самим собой. Дать зеркало и предложить в двух трех словах описать себя….   Кто я? Какой я? И т.д.

Обратите внимание, что на первом месте большинство определило внешние или внутренние качества. А как, на ваш взгляд, что важнее: внешнее или внутреннее составляющее?

Учитель  Верно, в каждое время, в любой ситуации важно быть и оставаться человеком

Физкультминутка.

 

Учитель А теперь немного отдохнем,  я вам буду цитировать высказывания.

                  Если вы с ним согласны, то вы должны встать (да), если не согласны,

                  то сесть (нет). (слайд)

 

1.Человек – существо биосоциальное (да).

2. Человеком не рождаются, а становятся  (нет).   

3. Характер человека лучше всего проявляется в его неуклонном следовании цели,

    которую он себе избирает (да).

4. Все люди от природы обладают одинаковыми способностями (нет).

5. Мораль-это внушения, которые делают вам учителя и родители, стремясь

    научить что хорошо, а что дурно (да). 

6. Убежденность-это поведение человека поступать по-своему, вопреки

     советам других (нет). 

7. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (да). 

8. Я сегодня в красном платье? (нет).

                (последний вопрос нацелен на зрительное внимание ребят)  

 

Ну, вот последним высказыванием я проверила и ваше внимание.

Учитель  Феномен «Человека» рассматривается не только с точки зрения философии, также особое внимание феномену человека уделяется и в литературе. Давайте обратимся к стихотворению Роберта Рождественского «СЛУЧАЙ», с которым мы уже работали и у вас было домашнее задание по нему.

Образ «Человека» в литературе и жизни.

Чтение вслух.

Убили парня     за здорово живёшь.

За просто так. Спокойно.

Как в  игре...

И было это           не за тыщу вёрст

от города. А рядом. Во дворе.

Ещё пылали окна...

Между тем он так кричал,

               прижав ладонь к груди,

как будто накричаться захотел

за долгое молчанье впереди...

Крик     жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался, обрушивался с крыш.

Растерзанный,  отчаянный, больной,

нечеловечески огромный крик!

Он тёк по трубам,                  полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери     и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки      прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером,

а днём...»,

«Вот если бы на фронте, — я б тогда...»

И всё. И только молний пересверк.

И всё. И не остановился   век...

Какое это чудо — Человек!

Какая это  мерзость — человек!

В качестве дом.задания вам предлагалось выбрать один из видов работы - написать творческую работу по данному стихотворению, раскрыть свое восприятие этого текста; либо интерпретировать  строки «Какое это чудо – Человек!  Какая это мерзость – человек»; или найти примеры из литературы искусства, жизни, в которых поднимается та же проблема. Согласно выбранной работе вы и распределились по группам.

ОТВЕТЫ

-Мультфильм о смоленском герое

Учитель  Мы говорим о человеке, оказавшемся в условиях войны, которая оказалась способна вынести на поверхность внутренние качества человека и показать его как существо высокого порядка, его духовность – способность чувствовать и сочувствовать, помогать другим, быть милосердным, понимать ценности жизни человека.

Невозможно 
всегда быть героем, 
но можно всегда 
оставаться человеком 
                         В.Гёте.

Рефлексивно-оценочный этап:

Учитель В начале урока мы с вами пытались дать определение понятию «Человек». Данное определение основывалось на вашем личностном опыте. Сейчас, пожалуйста, вспомните все образы, которые мы с вами проанализировали и попробуйте ещё раз (каждый в своей тетради) написать определение «Что есть человек?»

Индивидуальная работа. Ответы нескольких учащихся.

Учитель В заключение нашего урока мы хотим поблагодарить вас и пожелать вам высоких целей, достижения их, целеустремленности, целеполагания, яркой индивидуальности и, прежде всего, оставаться самими собою.

Притча о двух волках

Рефлексия.

Вопросы учителя:

  1. Ребята, как вы считаете, полезен ли был сегодняшний наш разговор?
  2. Комфортно ли было на уроке?
  3. Как бы вы оценили нашу работу: перед вами «Лента рефлексии», на которой 3 отметки:

- 0 градусов;

- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;

- 100 градусов

займите по своему самочувствию соответствующую отметку (Почему?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Конспект бинарного урока истории и обществознания в 11 классе

Тема судьбы братских народов на Украине, и крымчан в частности, не могла оставить равнодушными граждан России во всех ее уголках, не остались в стороне и ученики нашей школы. И к этому уроку мы готови...

Технологическая карта бинарного урока "Утилизация мусора" (Обществознание+математика)

Учитель: Попова А.Р.Классы: 6, 7, 8 классы.                       Предметы: обществознание...

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...