Дружба народов - бесценный дар!
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Материал урока предназначен для учащихся старшей школы при изучении темы "Нации и межнациолнальные отношения"

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ

 

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространстве, условия их развития, проблемы и пути решения.

 

ЗАДАЧИ:

1.     Знать основные понятия рассматриваемой темы;

2.     Понимать особенности и условия межнациональных отношений;

3.     Представлять угрозу и значение межнациональных конфликтов в современном мире;

4.     Применять знания в решении заданий ЕГЭ и практики.

5.     Воспитывать уважение к своей, другим нациям.

6.     Развивать партнёрские отношения.

 

УРОК – ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

ПЛАН:

1.     Межнациональные отношения.

2.     Причины и формы проявления конфликтов на рубеже XX – XXI веков.

3.     Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве:

А) РФ и СНГ

Б) РФ и страны Балтии

В) РФ и страны дальнего зарубежья (Грузия)

 

 

 ХОД УРОКА:

(СЛАЙД)

Современный мир огромен, многообразен и противоречив. И с каждым днём усложняется, приводя к различным последствиям. Причины этого кроются во многом. Давайте попытаемся разобраться в этих сложных, неоднозначных процессах, разбирая вопросы занятия.

Основополагающим понятиями, которые лежат в основе данной темы,  является – ЭТНОС, ПЛЕМЯ, НАЦИЯ (СЛАЙД)

 

Заметим, что в современном развитии часто стираются границы расселения  наций.

 

??? Какие тенденции наблюдались в XX веке в расселении и политическом самоопределении наций?

 Работа в группах (Рабочие листы)?????

 

Одной из основных тенденций, мы видим,  процесс ГЛОБАЛИЗАЦИИ  (СЛАЙД)

Превращение человечества в единое мировое сообщество

 

??? А для нации последствия глобализации «+»,  «-»,  «не определились»

Участники должны перейти в группу последствий любого характера и убедить неопредилившихся в своей правоте. Группа приводит два – три аргумента

imageГлобализация неразрывно связана с международными и межнациональными отношениями.НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ

 

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространстве, условия их развития, проблемы и пути решения.

 

ЗАДАЧИ:

1.     Знать основные понятия рассматриваемой темы;

2.     Понимать особенности и условия межнациональных отношений;

3.     Представлять угрозу и значение межнациональных конфликтов в современном мире;

4.     Применять знания в решении заданий ЕГЭ и практики.

5.     Воспитывать уважение к своей, другим нациям.

6.     Развивать партнёрские отношения.

 

УРОК – ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 

ПЛАН:

1.     Межнациональные отношения.

2.     Причины и формы проявления конфликтов на рубеже XX – XXI веков.

3.     Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве:

А) РФ и СНГ

Б) РФ и страны Балтии

В) РФ и страны дальнего зарубежья (Грузия)

 

 

 ХОД УРОКА:

(СЛАЙД)

Современный мир огромен, многообразен и противоречив. И с каждым днём усложняется, приводя к различным последствиям. Причины этого кроются во многом. Давайте попытаемся разобраться в этих сложных, неоднозначных процессах, разбирая вопросы занятия.

Основополагающим понятиями, которые лежат в основе данной темы,  является – ЭТНОС, ПЛЕМЯ, НАЦИЯ (СЛАЙД)

 

Заметим, что в современном развитии часто стираются границы расселения  наций.

 

??? Какие тенденции наблюдались в XX веке в расселении и политическом самоопределении наций?

 Работа в группах (Рабочие листы)?????

 

Одной из основных тенденций, мы видим,  процесс ГЛОБАЛИЗАЦИИ  (СЛАЙД)

Превращение человечества в единое мировое сообщество

 

??? А для нации последствия глобализации «+»,  «-»,  «не определились»

Участники должны перейти в группу последствий любого характера и убедить неопредилившихся в своей правоте. Группа приводит два – три аргумента

imageГлобализация неразрывно связана с международными и межнациональными отношениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Межнациональные конфликты2.19 МБ

Предварительный просмотр:

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся особенности межнациональных отношений в современном мире, на постсоветском пространстве, условия их развития, проблемы и пути решения.

ЗАДАЧИ:

  1. Знать основные понятия рассматриваемой темы;
  2. Понимать особенности и условия межнациональных отношений;
  3. Представлять угрозу и значение межнациональных конфликтов в современном мире;
  4. Применять знания в решении заданий ЕГЭ и практики.
  5. Воспитывать уважение к своей, другим нациям.
  6. Развивать партнёрские отношения.

УРОК – ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ПЛАН:

  1. Межнациональные отношения.
  2. Причины и формы проявления конфликтов на рубеже XX – XXI веков.
  3. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве:

А) РФ и СНГ

Б) РФ и страны Балтии

В) РФ и страны дальнего зарубежья (Грузия)

 ХОД УРОКА:

(СЛАЙД)

Современный мир огромен, многообразен и противоречив. И с каждым днём усложняется, приводя к различным последствиям. Причины этого кроются во многом. Давайте попытаемся разобраться в этих сложных, неоднозначных процессах, разбирая вопросы занятия.

Основополагающим понятиями, которые лежат в основе данной темы,  является – ЭТНОС, ПЛЕМЯ, НАЦИЯ (СЛАЙД)

Заметим, что в современном развитии часто стираются границы расселения  наций.

??? Какие тенденции наблюдались в XX веке в расселении и политическом самоопределении наций?

 Работа в группах (Рабочие листы)?????

Одной из основных тенденций, мы видим,  процесс ГЛОБАЛИЗАЦИИ  (СЛАЙД)

Превращение человечества в единое мировое сообщество

??? А для нации последствия глобализации «+»,  «-»,  «не определились»

Участники должны перейти в группу последствий любого характера и убедить неопредилившихся в своей правоте. Группа приводит два – три аргумента

Глобализация неразрывно связана с международными и межнациональными отношениями.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (СЛАЙД)

Определение – рабочие листы

Выход на свойства и выработку единого определения

  1. Составная часть национальных отношений, характеризующая внешние связи между нациями (этносами).
  2. Одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующиеся культурными и этническими связями .
  3. Взаимоотношения национальностей во всех сферах общественной жизни и внутреннее  развитие каждого этноса.

 

???КАКИМОБРАЗОМ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ  МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (СЛАЙД)

СОТРУДНИЧЕСТВО                                             КОНФЛИКТ

Каким образом?                                                       Почему чаще

     На каких условиях?                                                всего встречаются?

  Какой результат даёт?                                            Каковы причины?

                                                                      Какие бывают?

Работа с рабочими листами: допишите причины конфликтов, сгруппируйте эти причины.

(СЛАЙД)

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ XX ВЕКА (СЛАЙД)

Исходя из причин мы можем определить различные типы конфликтов

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ (СЛАЙД)

По вопросу спорных территорий                                  Из-за насильственного включе-

Из-за изгнания народа со своей                                   ния территории народа в состав                                                                

территории                                                                 соседнего государства

Из-за произвольного изменения границ                    Стирание границ между нациями                                            Лишение права

Рабочие листы: Типология национальных конфликтов (СЛАЙД)

ТИПЫ КОНФЛИКТОВ:
этносоциальные

  • ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ
  • БОРЬБА ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ ЗА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (ВОЙНА, ПОЛИТИКА, ДИСКРИМИНАЦИЯ И Т.Д.)
  • НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ

межнациональные

  • ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ
  • ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
  • ЭТНОДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Проявляться национальные конфликты могут через Гражданскую войну, противостояние между национальными меньшинствами, стремление к самоопределению и т.д.  т.е. нецивилизованные и цивилизованные.

Заметим, что в условиях глобализации произошла ассимиляция многих народов, наций и национальностей. Это приводит к тому, что конфликты сопровождаются всплеском национализма, проявляющимся в различных формах, что делает их наиболее жестокими.

Рабочие листы: Национализм (описание)

 Но нас интересуют, в первую очередь причины конфликтов и столкновений на национальной почве, формы проявления.

Заметим, что в каждом регионе и стране они свои (СЛАЙД, пояс конфликтов).

                   

             

               

Давайте проанализируем современную международную обстановку (СЛАЙД).

  1. Арабо-израильский конфликт
  2. Индо-пакистанский конфликт
  3. Отношения Англия – Ирландия
  4. Северный Кавказ. Россия
  5. Отношения Россия – Украина
  6. Россия – Белоруссия
  7. Россия – Грузия

 и т.д.

Заметим, что последствия абсолютно всех конфликтов и напряжённых отношений очень тяжелы. А, особенно, если они затрагивают непосредственно наши интересы или семью. А это прослеживается в конфликтах на постсоветском пространстве.

Работа в группах по предоставленному наглядному, текстовому и видеоматериалам (задание в рабочих листах):

  1. Россия – Украина
  2. Россия – Белоруссия
  3. Россия – Прибалтика
  4. Россия - Грузия

ПОСЛЕДСТВИЯ (СЛАЙД)

  • Национальное насилие: уничтожение или притеснение наций
  • Изменение межнациональных отношений
  • Экономический кризис
  • Изменение политической карты мира

Последствия тяжелы для государства, общества и каждого гражданина. Поэтому необходимо искать и уметь решать возникающие проблемы.

Именно в этой ситуации мы говорим о ТАЛЕРАНТНОСТИ (СЛАЙД), о понимании того, что в каждом человеке должно быть заложено понимание самого себя, своего окружения, всего мира. Что только через соблюдение прав и свобод личности можно говорить о решении проблем и возникающих конфликтов.

Выводы:

  • Конфликты XX-XXI столетия носят затяжной и вооруженный характер
  • В основе многих конфликтов лежит агрессивная внешняя политика и непоследовательное развитие государств
  • Религиозные разногласия и межличностная неприязнь являются только прикрытием истинных интересов государств-агрессоров
  • Последствия вооруженных межнациональных конфликтов разрушительны и затрагивают интересы всех стран – участниц.
  • Мирное сотрудничество зависит от отношения к самому себе, окружающим и миру в целом

ЗАДАНИЕ:

С6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую примером.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (СЛАЙД)

Темы для ЭССЕ:

  1. «Я – Гражданин мира» (Д. Синопский)
  2. «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля» ( А. Сент-Экзюпери)
  3. « «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужим, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев)
  4. «Каждая нация считает себя выше других наций. Это порождает национализм и: …войны» (Д.Карнеги)
  5. «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9-11 классов по теме: « Разные»-Равные в большой семье. В рамках фестиваля «Дружба народов»

Презентация к  внеклассному  мероприятию по обществознанию для 9-11 классов по теме: "Разные"- равные в большой семье, ( в рамках фестиваля «Дружба народов».)Предлагаемая презентация ...

Внеклассное мероприятие « ДРУЖБА НАРОДОВ».

Данное мероприятие подготовлено и проведено в рамках недели филологии.  Задачи данного мероприятия :Формировать уважение к традиция м и культуре других стран;Приобщать к ценностям мировой к...

«Дружба народов России, испытанная веками»

Урок посвященный Дню народного единства, можно использовать во внеклассной работе....

Культура татарского народа. Материалы к КТД "Дружба народов"

Материалы о  традициях и быте татарского народа....

Классный час "Дружба-это бесценный дар"

Классный час рассчитан на учеников 5 классов, содержит в себе разнообразные игры, конкурсы, которые способствуют дружной ,совместной, творческой деятельности. Направлен на сплочение коллектива. 5 клас...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого   в рамках праздника Международного дня русского языка....

Презентация для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».

Презентация к сценарию внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого   в рамках праздника Международного дня русского яз...