Разработка урока в 9 классе по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Байнуренова Елена Ивановна

Методическая разработка  к уроку обществознания в 9 классе на тему "Семейные правоотношения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9_klasse.docx616.17 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по праву для 9 класса

Тема урока: «Семейное право».

Дата урока: 21.03.2016

              Цель урока 

                 сформировать у учащихся осознание необходимости

              правового регулирования семейных отношений,  подвести учащихся к

                 пониманию целей и принципов семейного права

               Задачи:

              продолжить формирование умений анализировать дополнительную

               литературу, аргументировать свои ответы, высказывать собственную

                  точку зрения; способствовать воспитанию у учащихся ценностей семейной

              жизни

Основные знания

    Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Основные термины и понятия

    Семья,  брак, Семейное право, источники Семейного права.

 Оборудование

    Учебник, извлечения из  Семейного Кодекса РФ 1995 г., проектор, экран

Тип урока

    Комбинированный

План урока:

1. Сущность семьи и семейного права.

        2. Заключение и прекращение брака.

        3. Права и обязанности супругов

        4. Права и обязанности родителей и детей.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствие, отметки в журнале отсутствующих, проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, извлечения из Семейного кодекса РФ для каждого учащегося), целеустановка на урок.

Приветствие, слушают учителя

1. Актуализация знаний, объявление новой темы 

Беседа с учащимися по вопросам: На доске вывешены  пословицы.

Учитель зачитывает их вслух  и спрашивает:

  • Как вы понимаете эти пословицы? О чем  они?

Да, вы верно подметили, что пословицы о семье. И сегодня мы будем говорить о семье, рассмотрим основы семейного права.

Сформулируйте тему урока - «Семейное право»

Ответы  учащихся, т

2 . Сущность семьи и семейного права.

2 . Заключение и прекращение брака

  • Так что же такое семья по вашему мнению?        
  • Какова ее роль в жизни человека и общества?

Вывод учителя:  Семья – основная ячейка общества. В семье каждый учится замечательному искусству— искусству жить вместе.

Работа со словарем. Семья - союз лиц, основанный на браке, родстве и характеризующийся взаимными правами и обязанностями. (Учитель прикрепляет на доску лист с понятием «семья»)

Рассказ учителя.    Нигде, наверное человек не чувствует себя лучше, увереннее, чем в семье.

С чего начинается семья?

Верно, создание семьи начинается с заключения брака. Слово «брак» произошло от древнерусского «Братичи», что  означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое». Таким образом, к понятию брака, как негодного товара это слово не имеет никакого отношения.

Работа со словарем. Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создания семьи. (Учитель прикрепляет на доску лист с понятием «брак»)

Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви и уважения. Брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния – ЗАГСе. С этого момента для новобрачных вступает в силу семейное право. Что же это такое?

Работа со словарем. Семейное право – это отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения лиц, вступивших в брак. (Учитель прикрепляет на доску лист с понятием «Семейное право»).

Основными  источниками Семейного права являются: Семейный кодекс РФ, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Декларация прав  ребенка, Конвенция о правах ребенка и др.

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями вступления в брак, с правами и обязанностями супругов, родителей и детей, которые записаны в Семейным кодексом РФ 1995 г.

 Каковы же условия вступления в брак?        

Работа с источником: Семейное право, ст.10-15, 27-30.

Задание: на основе источника заполнить таблицу

Работа по вариантам

              1 вар                                   2 вар

Условия вступления в брак

Препятствия к заключению брака

Дают свое определение семьи, рассуждают о роли семьи в жизни человека и общества.

Размышляют, выходят на понятие брака

Слушают учителя

Словарная работа

Работа с источником, заполнение таблицы

3.Права и обязанности супругов.

В Семейном кодексе сформулированы права и обязанности супругов. Сейчас вы поработаете с текстом учебника.

 Самостоятельная работа учащихся по тесту учебника: параграф 18, с. 159-160.

Задание: выяснить, какими правами обладают супруги. Что входит в их обязанности? Какую роль в жизни современной семьи играет брачный договор?

Работа по группам

Права супругов

Обязанности супругов

Брачный договор, его условия

Работа с учебником, ответы на вопросы

4.Права и обязанности родителей и детей.

Семейный кодекс также определяет права и обязанности, возникающие между детьми и родителями. Перед вами извлечения из Семейного кодекса о правах и обязанностях детей и родителей.

Заполните таблицу

 Работа по вариантам:

  1 вар                                      2 вар

Права и обязанности родителей по отношению к детям

Права и обязанности детей по отношению к родителям

 

 

 Работа по заполнению таблицы

Закрепление

Слайды 1-5

Предлагается учащимся закрепить свои знания, посмотрев обобщающую презентацию по теме "Семейное право".

Решение правовых задач с использованием Семейного законодательства (см. Приложение)

Ответы учащихся, решение правовых задач

Домашнее задание

Параграф 18, закончить работу с таблицей «Права и обязанности супругов», повторить определения.

Запись д/з в дневник


Презентация к уроку

(Слайды 1-5)

                


Приложение

1. При расторжении брака между супругами возник спор о разделе имущества, которое они нажили за 25 лет совместной жизни. За время совместного проживания муж приобрел большую научную библиотеку по специальности, а для жены был приобретен рояль. Муж претендовал на библиотеку и жилой дом жены, который был ею получен по наследству до вступления в брак.

Каким будет решение суда по разделу имущества?

2.Гражданин Гаврилов обратился в суд с иском к жене о передаче ему на воспитание двух его детей и о лишении родительских прав жены. В исковом заявлении указано, что ответчица систематически пьет, ведет аморальный образ жизни, не работает, бьет детей. За детьми ухаживает он сам и его престарелая мать.

Какие последствия повлечет за собой лишение родительских прав?

3. За плохое воспитание детей гражданин Лукин был лишен родительских прав, а дети (сын и дочь) переданы на воспитание бабушке. Бабушка предъявила иск Лукину о взыскании алиментов на детей.

Правомерно ли требование уплаты алиментов с лица, лишенного родительских прав?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Моя гражданская позиция", обществознание, 10 класс

Урок обществознания в 10  классе по теме «Моя гражданская позиция» разработан и проводится в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. На урок приглашаются пре...

Разработка урока "Социальный портрет молодежи".Обществознание 7 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику А.И. Кравченко,Е.А.Певцова,"Обществознание. 7 класс" для общеобразовательных учреждений....

Методическая разработка урока "Государственные символы России", обществознание 8 класс

Одной из актуальных тем на уроках обществознания в 8 классе являются темы, связанные с государственной симовликой Российской Федерации, так как они не только дают учащимся новый объем знаний, но и вос...

методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)

Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100"....

Разработки уроков по истории и обществознанию

Данные файлы содержат разработки уроков по истории и обществознанию...

Разработка уроков по истории и обществознанию с использованием ИКТ

Эти разработки можно использовать на уроках истории и обществознания. Уроки выполнены по всем требованиям к разработкам уроков с использаванием ИКТ...

Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.

Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства....