Разработка уроков по истории и обществознанию с использованием ИКТ
план-конспект урока по истории (8, 9, 10 класс) по теме

Бейдерман Александр Викторович

Эти разработки можно использовать на уроках истории и обществознания. Уроки выполнены по всем требованиям к разработкам уроков с использаванием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по обществознанию (профильный уровень) – 10 класс

Тема урока: Место России в цивилизационном мировом процессе

Цели и задачи: 

  • рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе
  • раскрыть черты самобытности и черты западной цивилизации в историческом пути развития России
  • привести учащихся к новому уровню осмысления проблемы "Восток - Запад".

Тип урока: урок-размышление с использованием метода проектов.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки разного цвета.

Эпиграф к уроку:

Не надо несбыточных грёз,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?

В.Я. Брюсов

Ход урока

Учитель: проблема " Восток - Запад" обостряется в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь возникла дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.

Итак, кто же мы - европейцы или азиаты? В исторической и общественной мысли России по этому вопросу никогда не существовало единого мнения. Прав был Бердяев: тема "Восток - Запад" - вечная тема русских размышлений".

Так давайте обратимся к истории России и попробуем ответить на вопрос: к какому типу цивилизации - западному или восточному можно отнести Россию?

В конце урока вам предстоит ответить на два проблемных вопроса: 

  1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе.
  2. По какому пути идти России сегодня?

Первая группа учащихся разрабатывала проблему "Россия - западная цивилизация".

(уч-ся представляют мультимедийную презентацию и комментарии к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации)

Киевская Русь - часть средневековой Европы:

а) развит торговый путь "из варяг в греки";

б) Новгород заключает договор с Ганзейским союзом (германский торговый союз);

в) письменность известна на Руси еще до принятия христианства - алфавит "глаголица";

г) Русь - "страна городов";

д) элементы самоуправления в городах: вече в Новгороде и Пскове.

Реформы Петра I: 

  • "прорубил окно в Европу"; Россия - великая европейская держава;
  • введение западноевропейских порядков:

а) указ о введении нового летоисчисления;

б) введение европейской одежды;

в) новые формы общения и развлечений: ассамблеи,

фейерверки, маскарады;

г) введение обычаев стричь бороды, пить кофе.

Развитие образования и науки в эпоху Петра I:

а) учеба становится одним из видов государственной службы;

б) широкое издание учебников, наглядных пособий;

в) создание математической Навигационной школы;

г) издание первой печатной газеты - "Ведомости";

д) открытие первой научной библиотеки;

е) основание первого русского музея - Кунсткамеры;

ж) основание ботанического сада;

з) основание Академии наук.

Общественное движение первой половины XIX века: западники (Грановский, Соловьев, Кавелин) восхваляют Петра I за то, что он приблизил Россию к Западу. Россия до Петра I - отсталая, варварская страна. У России тот же путь развития, что и у Западной Европы. Со временем в России утвердятся европейские порядки: конституционная монархия, сходная с западными, права и свободы личности.

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века способствовали развитию России по буржуазному пути и сократили ее отставание от западных стран.

Россия. XX век. События, которые способствовали развитию в России ценностей западной цивилизации: 

  • 1917 год - Февральская буржуазно-демократическая революция
  • 1921 год - новая экономическая политика
  • 1960-е годы - "оттепель" в духовной жизни общества
  • 1985 год - начало перестройки
  • с 1992 года - радикальные политические и экономические реформы

Вывод: мировая история - однолинейный процесс; с самого начала цивилизации России в ней присутствовали западные черты; Россия - западноевропейская держава.

Вторая группа занималась разработкой проблемы "Россия - самобытная цивилизация".

(уч-ся представляют мультимедийную презентацию и комментарии к ней).

Особенности развития России определили следующие факторы:

Геополитический: 

  • Удаленность от морских путей
  • Открытость границ
  • Частые нападения с соседних территорий

Природно-климатический: 

  • умеренно-континентальный климат, большой разброс температур по территории страны
  • обширные территории способствовали экстенсивному развитию хозяйства
  • малоплодородные почвы на северо - востоке Руси требовали высоких затрат труда
  • богатые природные ресурсы: обилие лесов и рек

Экономический: 

  • большие запасы полезных ископаемых
  • много пушнины
  • города - центры ремесла и торговли
  • велико значение речных путей сообщения
  • находилась на выгодных торговых путях: путь из "варяг в греки".

Политический:

http://festival.1september.ru/articles/538279/img1.gif

Религиозный: 

  • основная вера - православие
  • влияние ислама и буддизма

Этнический: 

  • многонациональность
  • национализм не имел успеха
  • дружба, уважение, братские отношения между народами разных национальностей

Менталитет русского народа: 

  • "Широкая русская душа"
  • Терпение
  • Щедрость
  • Кротость
  • Простодушие
  • Нестяжательство

XIX век - "Теория официальной народности":

  • противостояние самобытной России Западу.
  • оппозиционные идеи принесены с Запада.
  • пассивность крестьянства, набожность, вера в царя - это самобытные черты русского народа.
  • восхваление существующих в России порядков, в том числе и крепостного права.
  • "другие народы не ведают покоя и слабеют от разномыслия, а Россия крепка единодушием".

Последствия влияния факторов на самобытность России: экстенсивный путь развития хозяйства; крепостное право; сильная общинная организация; сильная центральная власть; многонациональность; слабовыраженный принцип личной собственности.

Учитель: Итак, мы убедились, история России уникальна, самобытна, но в то же время в некоторые периоды своей истории Россия приближается к Западу, заимствует определенные черты западной цивилизации.

Представляем слово третьей группе учащихся, которая попробовала объединить исторический материал, изложенный первыми двумя группами

(представляют презентацию и комментарии).

У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки:
Мы - европейские слова
И азиатские поступки.
Н. Ф. Щербина

http://festival.1september.ru/articles/538279/img2.gif

Учитель: большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, соединившего в себе элементы восточного и западного, европейского типа. Вам представлены высказывания поэтов, философов, писателей о месте России в цивилизационном процессе. Определите свое мнение и проголосуйте по вопросу: Россия - это Запад, Россия - это Восток или Россия - особый тип цивилизации, а затем аргументируйте свою точку зрения.

Высказывания поэтов, писателей и философов:

  • "Тема "Восток-Запад" - вечная тема русских размышлений". (Н. Бердяев)
  • "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!." (А. Блок)
  • "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить."(Ф. Тютчев)
  • "Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара." (П. Чаадаев)
  • "В историческом развитии России: есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий." (Г. Плеханов)
  • "Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития." (Т. Грановский)

Учащиеся голосуют карточками различного цвета и аргументируют свой выбор.

Учитель: Таким образом, мы ответили на первый из проблемных вопросов. Теперь давайте обратимся ко второму: По какому пути идти России сегодня? Что должно служить ориентиром - Запад или Восток? А может быть, Россия должна опираться только на свои собственные традиции? Современная мировая цивилизация в своей основе опирается на западные ценности. Но нужно ли нам слепое копирование?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу: Россия должна идти в русле мировой цивилизации, опираясь на творчески переработанную с учетом нашей самобытности                          западную модель развития 

Учитель проводит рефлексию, оценивает и ставит отметки учащимся, задаёт дом.задание & 14, работа с источником.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по обществознанию

«Конституция Российской Федерации».

Учитель: Бейдерман А.В.

Дата проведения: 23 января 2014 года

Урок составлен в рамках  программы курса «Обществознание. 5-9 классы». Авторы – Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.

По учебнику:  под ред. Боголюбова Л.Н. для основной школы, составленная на основе ФКГСОО. М., «Просвещение», 2011.

Класс:   9

Продолжительность:  45 минут

По рабочей программе:   20 урок

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры 

Задачи урока:

Образовательные: 

  • Познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи;
  • Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

Развивающие: 

  • организация решения практических задач и обсуждение практических выводов;
  • развивать умения и навыки работы с текстами, документами.

Воспитательная:

  • воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
  • воспитание правовой культуры;
  • развитие умения участвовать в политической жизни страны;

Оборудование урока:  Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, проектор, презентация, учебник, тетради, карточки

Присутствовали: директор МБУ лицея №76 В.Д. Коняхин, зам. директора по УВР Н.С. Усова,  руководитель МО учителей истории и географии  Е.А. Кучко, учителя истории.

Методы урока: беседа, лекция, работа с текстом Конституции РФ, презентацией, дидактическими материалами, учебником, карточками.
Термины: Конституция, правовой статус человека.

План изучения нового материала:

1.        Что такое Конституция?

2.        Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

3.        Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

Эпиграф к уроку. «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан». С. Смайлс., английский писатель. (слайд 2)

I.Организационный момент.

II. Этап  актуализации и контроль знаний.

Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть».

Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.

1. Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/

2. Назовите понятие:

- обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/

- лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/

- лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/

- круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/

- защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/

- должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/

- исполнительная власть в стране. /Правительство/

- глава государства. /Президент/

Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/

Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/

Изучение нового материала:

Учитель:

 Что такое Конституция?

 – Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

        Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

  • ее нормы выше любых других законов;
  • сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

Таким образом: Конституция оформляет юридически  общественный договор граждан.

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на экране: (слайд 3)

1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила

демократические основы государственного устройства/

Комментарий учителя:

В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.

Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская  Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/  В Конституции 10 глав.            

  1. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?

Учитель: Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Учитель обращается к учащимся: Быть гражданином России – это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;
  • получать от государства гарантии соблюдения прав;
  • быть государству в чем-то обязанным.

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

  1. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 93, обращает внимание обучающихся/

В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Один  из обучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/

В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает один из обучающихся/

Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ. /Для самостоятельного изучения/

III. Закрепление. Рефлексия. 

1.Учитель предлагает прокомментировать эпиграф к уроку:

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан».                               С. Смайлс., английский писатель. (слайд 2)

Согласны ли вы с этим высказыванием? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ? Между какими понятиями проводится параллель? Согласны ли вы с ним?

2 .Учитель предлагает обучающимся следующие карточки:

Согласно Конституции РФ: 
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
* гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

IV. Подведение итога урока.

Оценка работы учащихся на уроке. Выставление отметок.

V. Домашнее задание:

  1.  Заполните таблицу:

Основные

конституционные права

Примеры

реализации прав

Личные

Политические

Гражданские  

Имущественные

Права, охраняющие жизнь достоинство личности

Национальные

и т.д.

Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.

Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.

Ст.25

Ст. 20-24

Ст. 26

выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека/, мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку.

Используемая  литература: 

1. Учебник:  под ред. Боголюбова Л.Н. для основной школы, составленный на основе ФКГСОО. М., «Просвещение», 2011.

2. П. А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для  подготовки к ГИА, ЕГЭ. М.АСТ. 2011. Обществознание в схемах.

4.Т.П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию.: 9 класс.-М,: ВАКО, 2008.

6. А.В.Клименко . Обществознание. М.Дрофа, 2009.

Заместитель руководителя МБУ лицея №76_______________ /Е.А. Кучко/

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Качели»

Станьте прямо, ноги врозь, руки на поясе. Качаться, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки под счет учителя («раз» - на носки, «два» - на пятки. 10 раз).

Игра «Косить траву»

Встать из-за парт, выпрямиться, ноги врозь, руки перед собой. Вращаясь слева и справа, делать широкие движения руками («раз» и «два»), будто кося траву. Дыхание свободное. (Выполнять в среднем темпе 5-6 раз)

Игра «Тащить канат»

Станьте прямо, руки врозь, поднять руки вверх (вдохнуть воздух), делать такие движения, будто держишься за канат и тащишь его, чуть сгибая колени (выдыхать воздух), в счет 7-8. (Выполнять 3 раза)

Фрагменты пр+езентаций урока.C:\Users\ПК\Desktop\Снимок4.PNGC:\Users\ПК\Desktop\Снимок2.PNGC:\Users\ПК\Desktop\Снимок3.PNGC:\Users\ПК\Desktop\Снимок1.PNGC:\Users\ПК\Desktop\Снимок7.PNGC:\Users\ПК\Desktop\Снимок6.PNG



Подписи к слайдам:

БУНГЕ Николай
Христианович
(1823-1895), российский государственный деятель, экономист, академик Петербургской АН (1890).
В 1881-86 министр финансов.
В 1887-95 председатель Комитета министров. Проводил политику протекционизма, государственного финансирования тяжелой промышленности.
Расширил строительство государственных железных дорог, способствовал выкупу частных железных дорог в казну.
Инициатор ряда реформ в социальной и экономической сферах (учреждение Крестьянского банка, отмена подушной подати, введение фабричной инспекции и начал рабочего законодательства).
Выступал против сохранения крестьянской общины и привилегий поместного дворянства.
Экономическое развитие страны.
В годы правления Александра III для хозяйственной жизни России был характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности.
Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства.
Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-1892 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-1892 годах выросла на 47%).
Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Александр
III

10.03.1845

-

01.11.1894г
Второй сын Александра
II
,
В 20 лет после смерти старшего брата становиться наследником престола. Участник русско-турецкой войны. Создатель русского

исторического общества. Трудолюбив.
Тема:
Экономическое

развитие
в годы 
правления
Александра
III
Цель: 
дать общую характеристику экономической политики Александра 
III
. Сравнить экономическую политику Александра
II
и Александра
III
План
:
1. Общая характеристика экономической политики
Александра

III
2. Деятельность Н.Х.
Бунге

,И.А
.
Вышнеградского

и Витте Сергея Юльевича
3. «Золотое десятилетие»
4. Сельское
хозяйство
5. Сравнение экономической политики
Александра II и Александра III
В 1891 началось строительство железной дороги, получившей название Транссибирская магистраль, которая соединила Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
Дорога составила линию длиной около 7 тысяч км — Челябинск — Омск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток.
Строительство магистрали развернулось по инициативе министра путей сообщения, а затем министра финансов С. Ю. Витте (1849-1915), продолжалось около 25 лет и было закончено в 1916.
Учитель:
Бейдерман
А.В
Личность в истории
Александр
iII
Начало
29

апреля 1881г.
Манифест о незыблемости самодержавия
«Я никогда не допущу ограничений самодержавной власти, которую нахожу нужной и полезной для России»
3

апреля
1881г
казнь народовольцев
Витте как министр финансов
Одиннадцать лет, в течение коих Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства.
Общий баланс государственного бюджета за время Витте возрос с 965303066 рублей в 1892 г. до 2071667472 рублей в 1903 г., то есть на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период — 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями. С 1883 по 1892 г. бюджет возрос с 778506 тысяч рублей до 965303 тысячи рублей, или на 24%, в среднем в год всего на 2,7%; с 1903 по 1912 г. бюджет увеличился с 2071667 тысяч рублей до 3001919 тысяч рублей, или на 45%, то есть средний годовой прирост определился всего в 5%.
Главнейшею причиною особо быстрого роста бюджета в министерство Витте было расширение казенного хозяйства за счет частного, происшедшее в железнодорожном деле и в питейной торговле. Если исключить расходы на эксплуатацию железных дорог и на винную монополию из сопоставляемых бюджетов.
Александр III держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др.
Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам.
ЛИЧНОСТЬ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Контроль знаний:
1
. политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений
2
. исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных
напитков
3.
организованный рынок
биржевых товаров, валют, ценных бумаг
4.
косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления
5
. Александр получил прозвище «миротворец», за то что…
протекционизм
Винная монополия
биржа
акциз
Не вёл войн
ВИТТЕ Сергей Юльевич
(1849-1915), граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06.
Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской ж. д.
Подписал
Портсмутский
мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905.
Разработал основные положения
столыпинской
аграрной реформы.
Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством.
Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился главным образом к военной деятельности. Стал цесаревичем в 1865 после смерти старшего брата великого князя Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев (история), Я. К. Грот (история литературы), М. И. Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев.
В 1866 Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии — Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Воспитание. Начало государственной деятельности
Вышнеградский
И.А.
Премьер – министр России
(1887-1892).
российский

государственный
деятель и предприниматель.
В 1886-94 Почетный член Петербургской АН (1888).
Из семьи священника. Математик, ученик М. В. Остроградского. Один из основоположников теории автоматического регулирования, основатель научной школы по конструированию машин.

Член Совета торговли и мануфактур.
Как предприниматель занимался в основном железными дорогами, городскими службами, входил в правление ряда железных дорог.
Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности.
Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства.
Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-92 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-92 выросла на 47%).
Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891-92).
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ

в экономической сфере

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»

Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Разработки уроков по истории и обществознанию

Данные файлы содержат разработки уроков по истории и обществознанию...

Разработки уроков по истории и обществознанию.

Разработки уроков по истории и обществознанию с использованием  активных  методов обучения....

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...