Разработки уроков по истории и обществознанию.
план-конспект урока по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Степанова Тамара Гатыповна

Разработки уроков по истории и обществознанию с использованием  активных  методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод кейс-стади

10 класс

Тема урока: Социальные взаимодействия, социальный конфликт.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о социальном конфликте как особом взаимодействии индивидов, групп и объединений. Выявить причины конфликтов, их классификацию. Определить пути конструктивного разрешения конфликта.
  2. Развивать аналитическое мышление, умения осуществлять комплексный  поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; умения решать конфликтные ситуации.
  3. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Ход урока: сегодня на уроке мы с вами будем использовать метод кейс – стадии, который позволит рассмотреть конкретные ситуации и проанализировав их, выбрать оптимальное решение.

Дайте определение понятию «конфликт»?

Конфликт-это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

-Как вы думаете, а что такое социальный конфликт?

Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противников, стремящихся достичь того же вознаграждения. Как вы думаете, каковы причины возникновения конфликтных отношений? Причины возникновения конфликтных отношений связано с потребностями личности, социальной группы.

Основные типы потребностей по А. Маслоу.

  1. Физические потребности;
  2. Потребности в безопасности;
  3. Социальные потребности;
  4. Потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
  5. Внешние потребности в самовыражении, самоутверждении.

Причины социальных конфликтов:

  1. Личностные.
  2. Социальные.

Предпосылки:

  1. Социальное неравенство.
  2. Культурная неоднородность. (существование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов).

-Как может действовать человек в состоянии неудовлетворенности?

Три варианта поведения:

  1. Можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребностей.
  2. Поискать обходной путь удовлетворения потребностей.
  3. Путем агрессии добиться желаемого.

Социальное противоречие-взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей.

-Как вы думаете, каковы причины социальных противоречий?

1. отсутствие средств и условий.

2.препятствия на пути к цели.

3.несогласованность целей между субъектами.

Эти противоречия могут привести к социальному конфликту.

Конфликт - наивысшая стадия противоречия.

Работа в группах с кейсом: метод проигрывания ролей.

Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает определенную  конфликтную ситуацию, с инструкцией, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать. Затем группа должна выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

Задания группам.  

1 группа: В класс пришёл новый ученик с девиатным поведением, который стремится всех подчинить своей воле. Большинство детей испугавшись его друзей с улицы, подчинились ему. Но небольшая группа во главе со старостой класса противостоит ему.

Как решить данную конфликтную ситуацию?

2 группа: Классный руководитель застал ученика своего класса курящим в туалете школы. После профилактической беседы ученик дал слово. Что больше не будет курить, но не сдержал его. Учитель при всем классе сообщил, что данный ученик систематически лжет и является слабовольным существом. Ученик пожаловался родителям, что учитель  несправедливо его оскорбил. Класс разделился на две группы. Одна в поддержку классного руководителя, другая –против.

Как разрешить данный конфликт?

Презентация работ групп.

Домашнее задание: Придумать и подробно описать конкретные ситуации к каждому типу конфликта и  методы, пути решения данных конфликтов. Вы можете использовать реальные ситуации конфликтов из вашей жизни или из мировой истории.

Методическая рекомендация: данный метод позволяет развивать у учащихся умения и навыки анализа и критического мышления, соединять теорию и практику, представлять примеры принимаемых решений, демонстрировать различные позиции и точки зрения,  формирует навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности; формирует умения учащихся анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. Кроме этого у учащихся формируются  коммуникативные навыки, презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Таким образом, метод кейс - стади позволяет развивать у учащихся аналитическое, логическое, творческое и критическое мышление; умения высказывать свою точку зрения, отстаивать её, аргументировать свой ответ, вести дискуссию, формируются коммуникативные, информационные, проблемные компетенции.



Предварительный просмотр:

Метод мозгового штурма

10 класс

Тема: «Право на образование».

Цели:  1) Сформировать у учащихся представление о необходимости существования школы и права на образование, выразить отношение к школе, связав его с вопросом о человеческих правах.

2) Развивать логическое мышление, умения выявлять причинно-следственные связи, сравнивать и анализировать; высказывать свою точку зрения, аргументируя собственный ответ; отстаивать и защищать свои права.

3) Воспитывать активную гражданскую позицию, способствовать ориентации личности ребёнка на демократические ценности.

Оборудование: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребёнка; Конституция РФ.                                          

Ход урока: сегодня на уроке мы с вами будем использовать метод мозгового штурма, который позволит нам  с вами решить проблемные вопросы. Получение образования – право и обязанность граждан. Государство обязано делать все, чтобы каждый человек получил необходимый для жизни минимум знаний.

Существуют три ступени общего образования:

  1. начальное образование – оно включает три или четыре класса, в зависимости оттого, с какого возраста дети поступили в школу.
  2. Основное общее образование –5-9-й классы;
  3. Среднее (полное) общее образование-10-11классы;

Основное общее образование  – это как бы стартовая площадка для каждого гражданина. Посещая школу и получая основное общее образование, он реализует свое право. Фактически здесь решается дальнейшая судьба человека, поскольку все будет зависеть от того, как он воспользуется этим правом. Определяющим документом в области образования в России являются Конституция РФ и принятый в 1992году Закон РФ « Об образовании». Участниками образовательного процесса являются и родители учащихся, которые имеют возможность влиять на учебную деятельность своих детей и в то же время участвовать в решении вопросов жизни школы.

       Нормы права регулируют отношения между школой и государственными органами управления образованием (комитетами или управлениями образованием в районе, городе, Министерством образования РФ, Правительством РФ.) На текущую деятельность школы оказывают влияние правовые акты Министерства образования и науки РФ – решения коллегии министерства, приказы министра, подготовленные в Министерстве образования и науки инструкции и положения.

Работа с документами: конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании. Какую информацию о праве на образование они содержат?

Статья 43 Конституции РФ: Каждый имеет право на образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

-Что означает право на образование? Кому оно адресовано? Какие возможные действия оно предполагает?

-Что означает обязательность общего основного образования?

Какие обязательные действия она предполагает?

В конституции РФ закреплено право граждан на получение образования, причем не только общее, но и дошкольное, профессиональное, включая высшее (п.2,3 ст.43).

Определяющую роль в регулировании отношений в области образования играют следующие положения Конституции РФ (ст.2)

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Важное условие осуществления гражданами права на образование, предусмотренное Законом РФ «Об образовании» - создание условий для получения основного общего образования на родном языке.

Самостоятельная работа: напишите цели, связанные с вашим личностным развитием, расположив их по степени важности.

Что необходимо для осуществления целей?

Продолжите предложения:

  1. Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда …, потому что…
  2. Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда …, потому что…
  3. Я чувствую себя обиженным в школе, когда…, потому что…
  4. Я чувствую гнев в школе тогда, когда…, потому что…

 «Мозговой штурм»: К сожалению права ребенка, не всегда соблюдаются. В большинстве случаев эти нарушения происходят в школе. Что необходимо предпринять, чтобы права ребенка не нарушались? Каким образом ребенок может отстоять свои права, защитить их?

Методическая рекомендация: учителю необходимо отметить, что ответы учащихся должны быть четкими, лаконичными, а  во время высказывания учащегося, другие не должны перебивать его или  давать комментарии его ответу. Сформулируйте требования к школе, которые помогли бы вам реализовать свои права и защитить их.

Все ответы учащихся, фиксируются учеником – секретарем.

  1. Создать правозащитную комиссию в школе;
  2. Проводить разъяснительную работу;
  3. Увеличить количество часов по предмету обществознания;
  4. Проводить общешкольные и классные мероприятия по праву;
  5. Установить видео наблюдение в классах.

 Из данного списка выберите наиболее эффективные и реальные.

Оценивание предложенных идей учащимися.

Общее итоговое оценивание учителем.

Работа в группах. Класс делится на пять групп.

Работа с конкретными ситуациями. Каждой группе раздается задание, в котором 2 части А. и Б.. Часть Б. одинакова для всех групп.

Задание 1гр.

А) Родители плохо слышащего мальчика, хотят, чтобы он учился в обыкновенной школе. Директор отказывается принять его. Противоречит ли правам ребенка этот отказ?

Б) Соблюдаются ли на практике все права в школе?

Какие права нарушаются чаще всего?

Приведите конкретный пример, когда было нарушено ваше право или когда вы были свидетелем нарушения прав другого.

Задание 2гр.

А) На уроке истории ученик высказывает мнение, отличающееся от мнения учителя. Учитель грубо оскорбляет его и выгоняет с урока.

Прав ли учитель? Имеет ли здесь место нарушение прав человека?

Задание 3 гр.

А) Ученик бездельничает на уроке математики. Чтобы рассмешить одноклассников, он начинает иронизировать над учителем, комментируя его. Учитель выгоняет его из класса. Есть ли здесь нарушение человеческих прав? Чьи права нарушаются?

Задание 4гр.

А) Сын возвращается из школы и заявляет маме, что больше не пойдет в школу, потому что учитель постоянно называет его глупым, а другого мальчика Максима хвалит, хотя он списывает у других.

Прав ли учитель? Нарушаются ли права человека?

Выступление групп 5-7 мин.

Обобщение. Оценивание. Закрепление.

-Какие положения Закона РФ «Об образовании» соответствуют статье 2 Конституции РФ?

-Что дала Вам школа в области воспитания, а что - в плане обучения?

-Что означает выражение «гуманистический характер образования»?

О каких общечеловеческих ценностях идет речь в п.1. ст.2?

-В чем проявляется на практике свобода и плюрализм в образовании?

Итог. Обобщение. Оценивание.

Методическая рекомендация: метод мозгового штурма относительно  прост, доступен, эффективен, даже на этапе ввода новой темы. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведущего, который должен знать теорию  метода. Данный метод развивает творческое, критическое мышление, позволяет добиться раскрепощения сознания учащихся. Таким образом, мозговой штурм способствует развитию проблемной и коммуникативной компетенций, формирует проблемное мышление, учит учащихся не бояться высказывать собственные мысли, снимает страх перед критикой и возможностью ошибиться, высказывать собственную точку зрения, слушать и уважать позицию собеседников.



Предварительный просмотр:

Синектика

10 класс

Тема урока: Межнациональные отношения

  1. Систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей. Сформировать представление о понятиях: национальное самосознание, межнациональные отношения, национализм, межнациональные конфликты. Рассмотреть проблемы данных отношений и пути разрешения  межнациональных конфликтов.
  2. Развивать аналитическое мышление, умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
  3. Способствовать формированию толерантности, активной гражданской позиции.

Понятия: толерантность, межнациональный конфликт, национализм, межнациональное сотрудничество.

Ход урока: сегодня на уроке мы будем использовать метод синектики, который позволит нам разобрать такое сложное понятие как межнациональные отношения. Межнациональные отношения в современном мире являются сложными и актуальными. На протяжении всей истории человечества, проблема взаимоотношений наций, народов была наиболее неоднозначной. Мы с вами живем в многонациональном государстве, многонациональной и многоконфессиональной республике, на территории которой проживают свыше 100 национальностей. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, что же такое межнациональные отношения. Приведите примеры понятиям: толерантность, национализм, межнациональное сотрудничество, межнациональный конфликт из истории и современной жизни.

Работа в группах – учащиеся в четырех группах находят аналогии понятиям, используя метод синектики: прямую, символическую, личностную или фантастическую аналогию.

Методическая рекомендация: синектика - это метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования. Здесь допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Как правило, применимы три  вида аналогий – прямая, символическая, и личная. Однако можно выделить и т.н. фантастическую, позволяющую найти аналогию в фантастическом фильме, сказке или самими придуманной фантастической истории. Во время выступления группы, остальные группы внимательно слушают и готовят  свои вопросы. В данном случае после построения таблиц производится итоговый анализ содержания понятий.

1 группа. Межнациональное сотрудничество.

Межнациональное сотрудничество

Пчела и цветок.

1.Наличие не менее двух субъектов.

1. Два субъекта

2.Заинтересованность сторон.

2. Заинтересованность

3.Многогранный процесс

4.Взаимная польза, выгода

3. Опыление

4. Взаимная выгода.

Межнациональное сотрудничество - взаимосвязанные действия между разными нациями, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон.

2 группа. Толерантность.

Толерантность.

Дружба.

  1. Терпимость

1. Признание права на ошибку

  1. Уважение

2. Право на свое мнение

  1. Компромисс

3. Право на свои привычки

  1. Понимание

4.Право на индивидуальность.

Толерантность - терпимость, стремление понять другого, доброжелательность. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

3 группа. Межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт

        Загрязнение природы

1. Противостояние

1.Часто использование природы происходит хищническим обра

2. Столкновение

2.Загрязнение окружающей сред

3. Противоречия

3.Машины, техника, химия

4. Конфликт

4.Вырубка лесов

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, противоречий и столкновений между представителями различных этносов, народов и наций друг другу.

4 группа. Национализм.

Национализм.

Птенец кукушки

1. Превосходство

1. Крупнее, сильнее

2. Насилие

2. Выталкивает других

3. Неравенство

3. Неравное положение

4. Дискриминация

4. Ущемление прав других

Национализм - Идеология и политическое течение, основывающееся на признании превосходства одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа.

Выступления и презентация работы групп. Затем вместе с учителем учащиеся заполняют общую таблицу на доске, выбирая наиболее характерные аналогии из работ групп.

Итоговая синектическая таблица

Межнацион-ые отношения

                Погода

  1.  Сложные.

1.Сложное явление

  1.  Многогранные.

2.Дождь, снег, град, и т. д.

  1.  Важные.

3.Без дождя невозможен рост

растений.

  1.  Необходимые.

4.Необходимо всем и живым

организмам и растениям.

  1. Изменчивые.

5.Быстро меняется: дождь, буря.

Работа в группах. 2-3 минуты. Задание группам: сформулируйте свое определение понятию «Межнациональные отношения».

Межнациональные отношения – это синтез политических, социально-экономических, культурных, языковых и иных отношения между национальными общностями. Какая аналогия  на ваш взгляд была наиболее удачной? Критерии оценивания ответов учащихся:

1) Насколько, аналогия точно соответствовала определению.

2) Обоснованность, аргументированность ответа.

Вывод: межнациональные отношения очень сложные, многогранные, изменчивые, требующие максимально продуманной политики, основанной на идеях гуманизма, демократии, учитывающей интересы всех народов и народностей.

Домашнее задание: составьте рекомендации Ангеле Меркель в решении межнационального вопроса Германии. Вам необходимо написать эссе (не более двух страниц), в котором вы должны предложить перечень конкретных мероприятий по стабилизации и урегулированию проблемы мультикультурализма в современной Германии (http://www.rbc.ru /rbcfreenews  /20101017 070 445.shtml): «Попытки построить мультикультурное общество в Германии, в котором представители различных культур будут "жить в полном согласии", полностью провалились. Такое заявление сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая в Потсдаме на встрече с молодежным крылом ее партии Христианско-демократический союз Германии. "В 1960-х годах власти ФРГ призвали иностранных рабочих приезжать в страну, и теперь они живут в ней. Тогда мы обманывали себя, заявляя, что они не останутся в Германии и уедут. Однако это далеко от реальности", - отметила канцлер. А.Меркель также подчеркнула, что сегодня иммигранты, которые живут в Германии должны предпринять больше усилий, чтобы интегрироваться в немецкое общество, в частности выучить немецкий язык. "Тому, кто по-немецки не говорит, мы не рады", - добавила А.Меркель. По данным недавнего социологического исследования, не менее 30% жителей Германии уверены, что в стране слишком много мигрантов.».

Методическая рекомендация: метод синектики применяется для решения сложных учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска. Данный метод позволяет самим  учащимся раскрыть сложные понятия и термины в доступной форме. Благодаря этому методу у учащихся развивается аналитическое, логическое, творческое, критическое мышление. Таким образом, данный метод синектики способствует формированию коммуникативной, информационной, проблемной компетенций



Предварительный просмотр:

SWOT-анализ и сценирование

10 класс

Тема урока: Роль экономики в жизни общества.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление об экономических системах и их типах, роли экономики в жизни общества.
  2. Развивать аналитическое мышление, осуществлять комплексный поиск, умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.
  3. Формировать активную гражданскую позицию у учащихся.

Ход урока: сегодня на уроке мы будем использовать два  метода: сценирование и SWOT-анализ, которые позволят наиболее полно рассмотреть роль экономики в жизни общества:

  1. Государство и экономика.
  2. Экономические системы и их типы.
  3. Особенности рыночной экономики.

        При любом типе экономической системе страны государство остается мощным субъектом экономических отношений. Во - первых, в экономике существует государственный сектор, который выполняет две важные функции.

А) Обеспечивает минимальный жизненный уровень для населения. (в сфере медицины, образования, социального обеспечения);

Б) Обеспечивает общественные услуги (в сфере транспорта и связи, энергетики). Во-вторых, следует отметить государственное регулирование экономики. Государственное регулирование включает: планирование, программирование, финансирование, налогообложение, кредитование, администрирование, контроль.

         Настоящий, цивилизованный способ участия государства в рыночной экономике - развитие и поощрение механизмов рынка и конкуренции. Экономическая система – это исторически возникшая или установленная совокупность правил, принципов,  норм, которые определяют форму и содержание экономических отношений в процессе производства, распределения и потребления. О типе экономической системе можно судить главным образом по: А) по виду собственности, Б) взаимоотношениям людей, фирм и государства.

Работа в группах. Класс делится на четыре группы. С помощью  SWOT– анализа рассматриваются основные типы экономических систем. На основе выделенных позиций возможно разработать различные сценарии развития России при той или иной экономической системе, на выбор. Ниже представлены примеры двух матриц .

1 группа: Традиционная экономическая система;

2 группа: Рыночная экономическая система;

3 группа: Командная экономическая система;

4 группа: Смешанная экономическая система.

   Традиционная  экономическая система

Сильные стороны.

1.Экологическая безопасность;

2.Независимость от других;

3.Сохранение традиционных способов производства.

Слабые стороны.

1.Ограниченность видов производства;

2.Неэффективность;

3.Малая производительность.

Возможности.

1.Создание экологически безопасных продуктов;

2.Очищение земли,

восстановление экологии;

3.Восстановление забытых традиций возделывания культур и т.д.

Угрозы.

1.Экономическое отставание от других стран;

2.Нехватка продовольствия;

3.Недостаток промышленных

товаров.

        Рыночная экономическая система

Сильные стороны

1.Свобода хозяйственной деятельности, свобод. конкуренция

2. Равноправие различных видов собственности.

3. Учет спроса и предложения.

Слабые стороны

1.Перепроизводство товаров.

2.Высокий риск безработицы.

3.Банкротство, в результате жесткой конкуренции.

Возможности

1. Развитие и процветание государства во всех сферах общества.

2. Каждый человек может самореализоваться.

3) Повышение благосостояния

Угрозы

1. В результате конкуренции, разорение предприятий.

2. Обнищание малообеспеченных слоев населения.

3) Экономический кризис.

        Командная экономическая система.

Сильные стороны.

1. Отсутствие безработицы.

2. Низкие цены.

3. Военно-промышленный

комплекс.

Слабые стороны.

1. Государственное регулирование жизни общества.

2. Отсутствие частной собственности и конкуренции

3. Централизованное назначение цен, дефицит товаров.

Возможности.

1.Высокая степень обороноспособности страны.

2.Высокая степень мобилизац.

3.Защищенность от безработицы.

Угрозы.

1.Экономический кризис.

2.Революция.

3.Обнищание  широких слоев населения.

        Смешанная экономическая система.

Сильные стороны.

1.Свобода хозяйственной

деятельности.

2.Частная собственность.

3.Свободная конкуренция.

4.Частичное государственное

регулирование.

5.Отсутствие дефицита товаров.

Слабые стороны.

1.Неизбежность перепроизводства товаров.

2.Зависимость от других стран, в случае кризиса.

3.Экономические кризисы.

Возможности.

1.Повышение материального благосостояния граждан.

2.Развитие социального обеспечения.

3.Творческая самореализаци.

Угрозы.

1.Мировой экономический.

2.Рост иждивенческих.

 настроений в обществе.

3.Безработица.

Методическая рекомендация: метод сценирования может использоваться как домашнее задание, но если Вы заранее дали задание группам, то можно применить его на уроке. Желательно выделить два урока, иначе учащиеся могут не успеть его выполнить. В процессе работы групп учитель может направлять, консультировать детей.  Приводимые  примеры должны быть конкретными.

Презентация работ групп – четыре-пять минут на каждую группу.

1 группа: Развитие России при традиционной экономической системе. Улучшение экологической обстановки, но мощное экономическое отставание от западных стран, отставание в научно – техническом развитии, вследствие чего,  ослабление положения России на международной арене.

2 группа: Развитие России при рыночной экономической системе. Бурное развитие промышленности и научно-технического прогресса, развитие новых отраслей промышленности, из-за быстрых темпов развития промышленности загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы. Из-за процесса глобализации разорение мелких и средних предприятий.

3 группа: Развитие России при командно-административной экономике. Отсутствие безработицы, низкие цены,  не смогут компенсировать уравнительную оплату труда, дефицит товаров. Жесткая централизация, плановая экономика приведет к экономическому кризису и как следствие этого к восстаниям  и революции.

4 группа: Развитие России при смешанном типе экономической системе. Мощное развитие экономики, научно – технического прогресса, развитие высоконаучных инновационных технологий. Повышение уровня жизни всех слоев населения, рост социальных пособий – отсутствие социальных кризисов. Экологические катастрофы, загрязнение окружающей среды.

Домашнее задание: составьте письменный реалистический сценарий развития РФ на ближайшие четыре-пять лет в виде аналитической справки объемом не более трех страниц. Часть работ будет заслушана на следующем уроке.

Методическая рекомендация: используя метод сценирования, учащиеся овладевают умениями прогнозировать, анализировать информацию, сравнивать; способствует развитию критического, аналитического, творческого мышления, умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения. Таким образом, данный метод формирует коммуникативные, проблемные, информационные компетенции.



Предварительный просмотр:

SWOT-анализ

10 класс

Тема урока: Многообразие путей познания мира.

 Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представления о формах и способах ненаучного познания.

2.Развивать аналитическое мышление, умения характеризовать ненаучные формы познания; доказывать, в чем преимущества ненаучных форм познания; объяснять смысл основных понятий; высказывать свою точку зрения. Развивать коммуникативные компетенции - умения работать в группах, учиться прислушиваться к мнению других, участвовать в дискуссии. Информационные компетенции – умения осуществлять комплексный поиск, выбирать нужную информацию из различных источников, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, определять главные особенности,  анализировать документы, сопоставлять и сравнивать разные данные. Развивать проблемные компетенции: умения решать познавательные и проблемные задания.

3. Воспитывать у учащихся объективное отношение к субъективным понятиям; формировать активную гражданскую позицию, интерес к обществознанию.

Понятия: мифология, жизненный опыт, паранаука.

Ход урока: в истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

-Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

-Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

-Помогает ли искусство лучше понять мир?

Сегодня на уроке мы поразмышляем над этими вопросами, и будем использовать метод SWOT- анализа, который позволит нам наиболее подробно рассмотреть все формы ненаучного познания.

Изучение нового материала: класс делится на четыре группы, каждая из которых будет выполнять свое задание, используя метод SWOT - анализа. Его применение позволит нам систематизировать всю имеющуюся информацию и, позволит создать целостное представление о ненаучных формах познания, принять итоговое взвешенное решение.

Проблемный вопрос для всех групп:

Какими особенностями обладают ненаучные формы познания?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, Вы будете работать в группах с матрицами SWOT-анализа. (Рекомендуем заранее дать задание классу, составить макеты таблиц по основным ненаучным формам познания).

Методическая рекомендация: группы могут формироваться по разным критериям: по выбору учителя или по желанию самих детей. Но лучше формировать группы самому учителю, учитывая психологические, индивидуальные особенности учащихся, желательно чтобы в каждой группе были сильные, слабые и дети со средними способностями. Также очень важно обратить внимание учащихся на то, что построение данной матрицы анализа не является самоцелью. Учащиеся должны понять, что с помощью данной таблицы они могут комплексно проанализировать проблему и сделать соответственный вывод.         

Мифологическое познание

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Знания о системе правил и ценностей в человеческом обществе

Ограниченность объективного познания мира

Создание картины целостной жизни народа

Узость рамок восприятия мира

Соотношение личного опыта с родовым опытом

Описание, а не объяснение.

Сохранение традиций народа

Нечеткое разделение роли

человека и природы

Обеспечивает преемственность культурного опыта

Примитивное восприятие окружающего мира.

Возможности

Угрозы

Изучение традиций, обычаев народов в древности

Необъективное оценивание

                                          Народная мудрость

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Обобщенные практическ. знания

Не являются предметом специального анализа, рефлексии.

Свод рецептов поведения на все случаи жизни.

Часто содержат противоположную информацию.

Здравый смысл. Доступно всем.

Ограничено опытом человека.

Возможности.

Угрозы.

Применение на практике.

Возможен негативн. результат

Предвидение событий, явлений.

                                   

                                Познание средствами искусства

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Художественное обобщение,

образ.

Неполноценное восприятие мира.

Представляют идеальную мысль через реальное воплощение.

Познание мира через эмоции, идеализация.  

Возможности.

Угрозы.

Создание гипотезы окружающего мира.

Создание иллюзий.

Необъективное отражение действительности.

Методическая рекомендация: возможно деление класса на пять групп, каждая из которых рассматривает одну из форм ненаучного познания и уже в дальнейшем, заполняют общую таблицу. Также можно выделить два урока на эту тему, и рассмотреть степень угроз. Каждая группа должна проанализировать вероятность реализации угроз и их последствия своей ненаучной формы познания. Но не исключена возможность совместной работы.  

Паранаучное познание мира

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Неограниченные возможности.

Нетерпимость к традиц. науке.

Предвидение будущего.

Отсутствие достоверных доказательств, проверенных наукой.

Самопознание,самосовершенствование.

Претензии на завышенное внимание к себе.

Изменение своих недостатков.

Пророчества трудно проверить

Возможности.

Угрозы.

Изучение необъяснимых

явлений

Высокая вероятность ошибочных выводов

Раскрытие скрытых

способностей человека.

Недостаточно объективное изучение явлений.

Способствует развитию науки.

                                      Анализ угроз (итоговая матрица)                                    

Вероятность

реализации угроз

Последствия угроз

  Разрушительные(Р)

Тяжелые (Т)

Легкие(Л)

Высокая (В)

ВР

ВТ

ВЛ

Средняя (С)

СР

СТ

СЛ

Низкая (Н)

НР

НТ

НЛ

Методическая рекомендация: анализ возможностей можно также сделать по группам или совместно со всеми группами вместе. Это на усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса. Если вы впервые применяете данный метод, то не стоит брать анализ угроз и возможностей, в таком случае можно ограничиться построением базовой матрицы SWOT-анализа.

           Анализ возможностей  (итоговая матрица)                       

Вероятность использования возможностей

Влияние возможностей

Сильное (С)

 Умеренное (У)

Малое(М)

Высокая (В)

ВС

ВУ

ВМ

Средняя (С)

СС

СУ

СМ

Низкая (Н)

НС

НУ

НМ

Работа в группах. 8-10 минут. Задания группам:

Задание 1 гр.: выявите сильные стороны ненаучных форм познания;

Задание 2 гр: выделите слабые стороны ненаучных форм познания;

Задание 3 гр.: определите возможности ненаучных форм познания;

Задание 4 гр: выявите  угрозы ненаучных форм познания.

Выступления каждой группы - 3 минуты. Заполнение таблицы на доске по мере выступления групп.

                          Работа класса со SWOT-матрицей

Сильные стороны.

 1.Знания о правилах и ценностях в древности;

 2.Жизненный опыт народов;

 3.Свод рецептов по действию

 на все случаи жизни;

Слабые стороны.

1.Нетерпимость к науке;

2.Ограничения познания мира;

3.Отсутствие объективности

 в оценке ситуации.

Возможности.

 1.Возможность применения

  во многих  случаях жизни;

 2.Изучение необъяснимых

 явлений;

 3.Раскрытие скрытых

 способностей человека;

Угрозы.

 1.Неадекват. оценка событий;

 2.Неправильные действия

по решению проблем;

 3.Рост уровня девиантного

поведения у населения.

Итоговый вопрос: В чем роль значение ненаучных форм познания?

Вывод: Познавательная деятельность весьма разнообразна. На пути познания человека ждут и заблуждение, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут существовать с предрассудками и невежеством. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных форм познавательной деятельности.

Домашнее задание: напишите эссе, в котором вы должны описать и проанализировать реальную ситуацию, которую можно решить с помощью ненаучных форм познания используя SWOT-анализ.

Методическая рекомендация: применение данного метода способствует развитию  у учащихся умения анализировать и классифицировать социальную информацию, а также сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. Таким образом, данный метод формирует проблемные, коммуникативные, личностные компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..

В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " вкл...

Разработки уроков по истории и обществознанию

Данные файлы содержат разработки уроков по истории и обществознанию...

Разработка уроков по истории и обществознанию с использованием ИКТ

Эти разработки можно использовать на уроках истории и обществознания. Уроки выполнены по всем требованиям к разработкам уроков с использаванием ИКТ...

Методическая разработка интегрированного урока по истории и обществознанию на тему «В чем социальная значимость политических движений»

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:1.Познавательные (дидактические):-изучение и первичное закрепление новых знаний о политических и общественных движениях на примере радикального течения в...