Главные вкладки

    Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему "Занятость и безработица"
    план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

    Зарипова Ляйсан Фагимовна

    Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему "Занятость и безработица"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по обществознанию в 11классе.

    Тема: «Занятость и безработица».

    Тип урока: комбинированный.

    Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, прожиточный минимум, государственная политика в области занятости.

    Цели урока:

    -Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на рынке труда,

    - познакомить учащихся с тем, как формируется и работает рынок труда;

    - выяснить причины и виды безработицы;

    - развивать у учащихся умения выражать свои мысли, работать с разными источниками информации.

    План урока:

    1. Актуализация знаний: блиц – опрос.

    2. Рынок труда, причины и виды безработицы.

    3. Государственная политика в области занятости.

    4. Закрепление материала.

    5.Проверка знаний (тест)

    6.Рефлексия

    7.Домашнее задание.

    1.Блиц – опрос по домашнему заданию: учащимся следует ответить «да» или «нет» применительно к каждому выдвинутому суждению.

    а) Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств (да).

    б) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций (да).

    в) Выпуск денежных знаков в стране осуществляет Центральный банк и крупные коммерческие банки (нет).

    г) Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной (да).

    д) Пассивные операции банка – это предоставление различных по срокам и размерам кредитов (нет).

    2.  Изучение нового материала.

     

    1.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

                                Притча.

    На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.

    Один ответил: « Камни ношу» (труд-рабство, принудиловка)

    Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»  ( труд как средство существования)

    А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!»  (труд-радость служения великой цели)

    ?  Как вы думаете, почему об одном и том же занятии прохожий получил столь разные ответы?  Беседа с учащимися.

    Сообщается тема урока, эпиграф.

    Цель: после сегодняшнего урока, я надеюсь, вы будете знать как формируется и работает рынок труда; сумеете разобраться в причинах и видах безработицы; возможно знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам самим избежать безработицы в будущем.

     

    Вопрос: Назовите факторы производства?

    (Труд , капитал, земля, предпринимательские способности).

    Конституция Р.Ф ст.27 (работа с источником.)

    Что значит свободный труд?

    Что такое принудительный труд?

    Как можно защитить от безработицы? 

    Труд как фактор производства включает человека с его физическими и умственными способностями, используемыми в процессе создания экономических благ.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (Обществознание. Базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова). Учащиеся работают с первым разделом параграфа «Занятость и безработица» - рынок труда.

    Обсуждение вопросов:

    1. Что такое рынок труда?
    2. Что является объектом спроса и предложения на рынке труда?

    3 Как действует закон спроса и предложения на рынке труда?

    4. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

    5. Какова роль заработной платы на рынке труда?

    Рынок труда это вид рынка, характеризующий систему социально-экономических отношений позволяющих фирмам удовлетворять потребности в трудовых услугах .

    Особенность рынка труда в том, что он является вторичным , т.е. зависит от спроса на товары и услуги.

    Объектом спроса и предложения на рынке труда являются знания, способности, профессиональные качества работника. На рынке труда продается и покупается способность к труду. :физическая и интеллектуальная.

    Основным рычагом на рынке труда выступают спрос, предложение и конкуренция.

    Роль цены рабочей силы на рынке труда играет заработная плата. Заработная плата-форма материального вознаграждения наемных работников за труд.

    Величина зависит от ставки.

    Учитель отмечает, что важная функция рынка труда – распределение перераспределение трудовых ресурсов. Равновесие наступает, когда и работодатель и работник удовлетворены величиной данного вознаграждения Достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.

    Безработица - социально-экономическое явление, сущность которого заключается в том, что часть экономически активного населения (16-55(60 лет), желающая работать, не может найти работу.

    Виды безработицы (учебник стр109-110)

    учащиеся работают с учебником и тетрадью . Заполняют таблицу «Виды безработицы и их суть».

    Задание: выяснить в чем суть? Таблица в тетради.

    Последствия безработицы: (Учащимся выдается материал для ознакомления и анализа.)

    А).Позитивные

    Б).Негативные 

    Учитель: Важная функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Мы с вами выяснили, что достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.

    А) Составьте, пожалуйста, в тетрадях синквейн. (1-2 мин.)

    Заслушиваются ответы каждого учащегося, а учитель на доске составляет кластер и делает обобщение.

    Б) Презентация о причинах и видах безработицы.    (4-5 мин.)

    В) Выступление учащегося с информацией из Интернета об уровне безработицы в г.Туймазы и в Туймазинском районе.

    3.Учитель: государство регулирует разные рынки, в том числе и рынок труда. Для решения вопросов безработицы создаются биржи труда.

    Какую задачу решает биржа труда?

    Выделяется активная и пассивная политика занятости

    Чем отличаются? Стр111 работа с учебником

    4.Закрепление. В качестве закрепления просматривается видеоролик «Рынок труда». Диск «Подготовка к ЕГЭ.

    Какие профессии востребованы на рынке труда сегодня?

    Каковы пути преодоления безработицы? Приведите примеры решения этого вопроса в местных условиях.

    Просматривается презентация «Предпринимательство на селе», созданная по итогам исследования, проводимого учащихся 11 класса, экскурсии к предпринимателям.

    5.В заключении подводятся итоги урока, делается общий вывод, выставляются оценки.

    Учащиеся выполняют тест.

    Установите соответствие между безработными гражданами и видами безработицы (к каждой позиции подобрать соответствующую позицию):

    Безработные граждане:

    А)Выпускник университета, ищущий работу

    Б)секретарь, вынужденный уволиться с работы,

    т.к. не умеет работать с компьютером.

    В)менеджера сократили на работе ,из-за

    экономического кризиса.

    Г)Участковый врач уволился из-за конфликта

    c главным врачом.

    Д)Учитель переехал на новое место работы.

    Виды безработицы:

    1)Структурная

    2)Фрикционная

    3)Циклическая


    А

    Б

    В

    Г

    Д

    6.Рефлексия

    -Я не знал

    - Я узнал

    -Хотел бы узнать


    7. Домашнее задание: Р-9, стр.103-115 подготовить эссе на тему «Как найти своё место на рынке труда?»,Составьте рейтинг самых востребованных профессий  Туймазинского района» (СМИ, беседы с родителями, АВИТО)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

    "Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

    План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

    Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

    Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

    Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...

    Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

    конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....

    Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

    Конспект урока по учебнику Кравченко А.И....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

    Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

    Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...