Обществознание
проект по обществознанию (9 класс) на тему

Овсянникова Татьяна Павловна

Интересный урок по обществознанию для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestviya_v_9_klass1e.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «20 лет Конституции РФ»

Урок – путешествие в 9 классе

«Наш основной закон»

Овсянникова Татьяна Павловна

 учитель истории высшей квалификационной категории.

ГБОУ СОШ с. Новокуровка м.р Хворостянский Самарской области.

Тема: КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

Урок рассчитан на 2 часа

Цели: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства  общества, воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства, популяризация знаний о Конституции РФ.

Учащиеся должны знать:

1) Первые попытки создания Конституции в России принадлежат декабристам.

2) Конституция обладает высшей юридической силой.

3) Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

4) Признание, соблюдения и защита этих прав и свобод - главная цель Основного закона.

Учащиеся должны помнить:

1)  Конституция-закон высшей юридической силы.

2) Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.

3) Перед Конституцией три задачи:

а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

б) упорядочить государственную власть;

в) утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять, почему Конституция называют законом высшей юридической силы;

2) характеризовать смысл основных понятий;

3) анализировать тексты.

Тип урока - изучение нового материала (форма  - урок –путешествие).

                                                                   Я требую, чтобы государство защитило не только меня,

 но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу–

и мою собственную, и всех окружающих людей.

Карл Поппер

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.

Конституция (лат. constitution) – установление, учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Так как конституция государства – это юридический,  политический и идеологический по своему характеру документ , то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличии от остальных законов конституция:

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

б) является основным источником права, служить базой для текущего законодательства;

в) обладает высшей юридической силой;

г) отличается стабильностью;

д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2)

Учащиеся путешествуют по разделам Конституции, объясняя значение принятия  основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» ( закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правого положения личности в нашей стране, закрепляет ее права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный представитель органов в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. « Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы  и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправлении).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних.

Сущность Конституции, ее задачи высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, и установлении для нее известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Ограниченность государственной власти:

  1. В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
  2. За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.

Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.  

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.

Задание. Заполнить таблицу:

Основы конституционного строя

Статьи Конституции

Содержание

1.Народовластие

Ст. 1, ч. 1, ст. 3

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1, ст. 5

3. Правовое государство

Ст. 1, ч. 1

4. Разделение властей

Ст. 10

5. Приоритет прав человека

Ст. 2

6. РФ - социальное государство

Ст. 7

7. Суверенитет

Ст. 4

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч.2

9. Политическое многообразие

Ст. 13, ч. 3-5

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

11. Светский характер государства

Ст. 14

Затем организуется групповая работа по изучению Конституции РФ.

1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».

Классификация прав и свобод

2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ»

3 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

- Как Конституция определяет статус Президента?

4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

5 группа изучает главу «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

6 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».

Полномочия судов РФ

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу.

ПОВТОРИТЕЛЬНО –ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ»

Цель: продолжить работу по формированию основ правовой культуры, закреплению знаний учащихся о государственном устройстве страны , о трех ветвях власти.

Тип урока –контрольная работа.

  1. Тест  

1.Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?

а) В 1965г.;

б) 1918г.;

в) 1937 г.

2.Когда была принята последняя Конституция СССР?

 а) В 1965 г;

б) 1977 г.;

в) 1982 г.

3.Когда была принята предшествующая нынешней Конституция РФ?

а) В 1966г.;

б) 1971 г.;

в) 1978.;

4.Конституция-это:

а) юридический акт, содержащий все законы страны;

б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;

в) текст законов.

5. «Конституция» в переводе с латинского означает:

а) устройство

б) согласие;

в) договор.

6. Какова связь между Конституцией о остальными законами страны?

а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.

б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.

7. Сколько Конституций РСФСР, СССР и РФ было принято после Октябрьской революции 1917 г.?

а) 3;

б) 5;

в) 8.

8. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ (ответов может быть несколько.)

а) демократическое;

б) общенародное;

в) федеративное;

г) союзное;

д) конфедеративное;

е) правовое;

ж) с республиканской формой правления;

з) с конституционно-монархической формой правления.

9. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является.

а) экономическая сфера;

б) государство;

в) человек, его права и свободы.

10. Кроме прав и свобод человека и гражданина во второй главе Конституции закреплены:

а) санкции за нарушение прав;

б) меры поощрения за соблюдение прав;

в) обязанности;

II. Допишите .Заполните пропуски.

Российская федерация – Россия – есть демократическое, федеративное,______ ___государство с _________________ формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________-обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, ________,_______- равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин обладает на ее территории всеми ________ и несет __________, предусмотренные ____________________ . В РФ признается и ____________ равным образом частная, ____________и иные __________.

III. Объясните положения.

1. Ст. 3 Конституции РФ. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления»

2. Что нужно сделать для того, чтобы все обладали равными правами и свободами, закрепленными в Конституции?

VI. Заполните схему.

 

VI. Продолжите суждения.

1. Все равны ____________.

2. Жилище неприкосновенно. Некто не в праве _________.

3. Граждане РФ имеют права участвовать в управлении делами государства _______.

4. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным _______.

VII. Ответьте «да» или «нет».

1. РФ – демократическое федеративное государство.

2. Государственная власть в РФ Осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власть.

3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ

4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом.

5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

VII. Определите, каким главам Конституции соответствуют приведенные положения.

Конституция РФ-главный закон для всей страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Соблюдать ее обязаны все граждане России  независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка.

Граждане РФ имеют право участвовать в упавлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Государственную власть в РФ осуществляют  Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

Все равны перед законом и судом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного  Суда РФ.

Общественные объединения равны перед законом. Каждый имеет право на объединение.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ.

Положения настоящей главы Конституции РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

IX. Дайте определения понятий.

а) права человека;

б) конституция;

в) правовое государство;

г) федерация;

д) президент;

е) Федеральное Собрание;

ж) правительство;

з) суд;

и) референдум;

к) закон.

X. Найдите ошибки в тексте.

1. Президент РФ является главой государства.

2. Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.

4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.

5. Президент издает указы и распоряжения.

XI. Какие права и обязанности закрепляет Конституция РФ за гражданами страны? Покажите на примерах, что между правами и обязанностями существует неразрывная связь.

Конституционные права

Соответствующие им обязанности

Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов.

Номинация 3. Разработка внеклассного мероприятия (8-9класс)

 «Правовой статус несовершеннолетних»

Правовая информация для учителя и учащихся

С рождения ребенок имеет

Права:

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями ( лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в органах опеки и попечительства за защитой своих прав.

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жесткого, грубого, унижающего человеческого достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
  • соблюдать правила поведения, установленных в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются

Права:

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов)
  • соблюдать устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

С 8 лет добавляются

Права:

  • на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

  • соблюдать правила детского общественного объединения.

Ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками.

С 10 лет добавляются

Права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.

С 11 лет добавляются

Ответственность:

  • помещение в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются

Права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации, самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными,  трудовым законодательством РФ, льготами;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработкам, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;

Обязанности:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;

Ответственность:

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого  и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и другие).

С 15 лет добавляются

Права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются

Права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Российской Федерации законом может быть установлен порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
  • быть членом кооператива;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору) или занятия предпринимательской деятельностью (с согласия родителей).

Ответственность:

  • ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
  • ответственность за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляются

Обязанности:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...