Обществознание
проект по обществознанию (9 класс) на тему
Интересный урок по обществознанию для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestviya_v_9_klass1e.docx | 46.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «20 лет Конституции РФ»
Урок – путешествие в 9 классе
«Наш основной закон»
Овсянникова Татьяна Павловна
учитель истории высшей квалификационной категории.
ГБОУ СОШ с. Новокуровка м.р Хворостянский Самарской области.
Тема: КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ
Урок рассчитан на 2 часа
Цели: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства, популяризация знаний о Конституции РФ.
Учащиеся должны знать:
1) Первые попытки создания Конституции в России принадлежат декабристам.
2) Конституция обладает высшей юридической силой.
3) Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
4) Признание, соблюдения и защита этих прав и свобод - главная цель Основного закона.
Учащиеся должны помнить:
1) Конституция-закон высшей юридической силы.
2) Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
3) Перед Конституцией три задачи:
а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
б) упорядочить государственную власть;
в) утвердить правосудие.
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять, почему Конституция называют законом высшей юридической силы;
2) характеризовать смысл основных понятий;
3) анализировать тексты.
Тип урока - изучение нового материала (форма - урок –путешествие).
Я требую, чтобы государство защитило не только меня,
но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу–
и мою собственную, и всех окружающих людей.
Карл Поппер
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.
Конституция (лат. constitution) – установление, учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ , то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличии от остальных законов конституция:
а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служить базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2)
Учащиеся путешествуют по разделам Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.
Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Глава 1. «Основы конституционного строя» ( закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правого положения личности в нашей стране, закрепляет ее права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).
Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный представитель органов в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. « Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправлении).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних.
Сущность Конституции, ее задачи высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, и установлении для нее известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
Ограниченность государственной власти:
- В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
- За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.
Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.
Задание. Заполнить таблицу:
Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
1.Народовластие | Ст. 1, ч. 1, ст. 3 | |
2. Федерализм | Ст. 1, ч. 1, ст. 5 | |
3. Правовое государство | Ст. 1, ч. 1 | |
4. Разделение властей | Ст. 10 | |
5. Приоритет прав человека | Ст. 2 | |
6. РФ - социальное государство | Ст. 7 | |
7. Суверенитет | Ст. 4 | |
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности | Ст. 8, ст. 9, ч.2 | |
9. Политическое многообразие | Ст. 13, ч. 3-5 | |
10. Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч. 1-2 | |
11. Светский характер государства | Ст. 14 |
Затем организуется групповая работа по изучению Конституции РФ.
1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».
Классификация прав и свобод
2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ»
3 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».
- Как Конституция определяет статус Президента?
4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.
5 группа изучает главу «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.
6 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Полномочия судов РФ
Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу.
ПОВТОРИТЕЛЬНО –ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ»
Цель: продолжить работу по формированию основ правовой культуры, закреплению знаний учащихся о государственном устройстве страны , о трех ветвях власти.
Тип урока –контрольная работа.
- Тест
1.Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?
а) В 1965г.;
б) 1918г.;
в) 1937 г.
2.Когда была принята последняя Конституция СССР?
а) В 1965 г;
б) 1977 г.;
в) 1982 г.
3.Когда была принята предшествующая нынешней Конституция РФ?
а) В 1966г.;
б) 1971 г.;
в) 1978.;
4.Конституция-это:
а) юридический акт, содержащий все законы страны;
б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
в) текст законов.
5. «Конституция» в переводе с латинского означает:
а) устройство
б) согласие;
в) договор.
6. Какова связь между Конституцией о остальными законами страны?
а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.
б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.
7. Сколько Конституций РСФСР, СССР и РФ было принято после Октябрьской революции 1917 г.?
а) 3;
б) 5;
в) 8.
8. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ (ответов может быть несколько.)
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
9. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является.
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
10. Кроме прав и свобод человека и гражданина во второй главе Конституции закреплены:
а) санкции за нарушение прав;
б) меры поощрения за соблюдение прав;
в) обязанности;
II. Допишите .Заполните пропуски.
Российская федерация – Россия – есть демократическое, федеративное,______ ___государство с _________________ формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________-обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, ________,_______- равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин обладает на ее территории всеми ________ и несет __________, предусмотренные ____________________ . В РФ признается и ____________ равным образом частная, ____________и иные __________.
III. Объясните положения.
1. Ст. 3 Конституции РФ. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления»
2. Что нужно сделать для того, чтобы все обладали равными правами и свободами, закрепленными в Конституции?
VI. Заполните схему.
VI. Продолжите суждения.
1. Все равны ____________.
2. Жилище неприкосновенно. Некто не в праве _________.
3. Граждане РФ имеют права участвовать в управлении делами государства _______.
4. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным _______.
VII. Ответьте «да» или «нет».
1. РФ – демократическое федеративное государство.
2. Государственная власть в РФ Осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власть.
3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ
4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом.
5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
VII. Определите, каким главам Конституции соответствуют приведенные положения.
Конституция РФ-главный закон для всей страны. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Соблюдать ее обязаны все граждане России независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка.
Граждане РФ имеют право участвовать в упавлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
Все равны перед законом и судом.
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ.
Общественные объединения равны перед законом. Каждый имеет право на объединение.
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ.
Положения настоящей главы Конституции РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
IX. Дайте определения понятий.
а) права человека;
б) конституция;
в) правовое государство;
г) федерация;
д) президент;
е) Федеральное Собрание;
ж) правительство;
з) суд;
и) референдум;
к) закон.
X. Найдите ошибки в тексте.
1. Президент РФ является главой государства.
2. Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права.
4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет.
5. Президент издает указы и распоряжения.
XI. Какие права и обязанности закрепляет Конституция РФ за гражданами страны? Покажите на примерах, что между правами и обязанностями существует неразрывная связь.
Конституционные права | Соответствующие им обязанности |
Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов.
Номинация 3. Разработка внеклассного мероприятия (8-9класс)
«Правовой статус несовершеннолетних»
Правовая информация для учителя и учащихся
С рождения ребенок имеет
Права:
- на имя;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего вопроса, затрагивающего его интересы;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями ( лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
- на гражданство;
- иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
- на самостоятельное обращение в органах опеки и попечительства за защитой своих прав.
Обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жесткого, грубого, унижающего человеческого достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
- соблюдать правила поведения, установленных в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
С 6 лет добавляются
Права:
- совершать мелкие бытовые сделки;
- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения.
Обязанности:
- получить основное общее образование (9 классов)
- соблюдать устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Ответственность:
- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
- за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.
С 8 лет добавляются
Права:
- на участие в детском общественном объединении.
Обязанности:
- соблюдать правила детского общественного объединения.
Ответственность:
- перед детским общественным объединением и его участниками.
С 10 лет добавляются
Права:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.
С 11 лет добавляются
Ответственность:
- помещение в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
С 14 лет добавляются
Права:
- получить паспорт гражданина Российской Федерации, самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными, трудовым законодательством РФ, льготами;
- самостоятельно распоряжаться своим заработкам, стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
- управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
- участвовать в молодежном общественном объединении;
Обязанности:
- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
Ответственность:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- возмещение причиненного вреда;
- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и другие).
С 15 лет добавляются
Права:
- работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
С 16 лет добавляются
Права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Российской Федерации законом может быть установлен порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
- быть членом кооператива;
- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору) или занятия предпринимательской деятельностью (с согласия родителей).
Ответственность:
- ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
- ответственность за совершение всех видов преступлений.
С 17 лет добавляются
Обязанности:
- встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...