Алгоритм написания исследовательской работы
проект по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Пасечник Наталья Викторовна

 

В данном документе представлена структура исследовательского проекта, особенности написания введения, основной части и заключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «Школа № 74»

Методические рекомендации

Алгоритм написания

исследовательской работы

учащегося

автор: Пасечник Наталья Викторовна

учитель истории и обществознания

Тольятти, 2017

Алгоритм написания исследовательской работы

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом

Алгоритм – совокупность действий, правила для решения данной задачи (3).

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • введение (где отражены актуальность проблемы,  цель и задачи, предмет, объект исследования, гипотеза, структура работы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Структура введения:

  1. Актуальность
  2. Проблема
  3. Объект
  4. Предмет
  5. Гипотеза
  6. Цель
  7. Задачи
  8. Методы
  9. Новизна
  10. Теоретические основания исследования

Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. - почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Для школьников: актуальность исследования исходя из их знаний и опыта.

Проблема - «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Одно исследование – одна проблема.

Объект исследования – философская категория, то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта - что конкретно исследуется?

Предмет исследования - в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект.

Например: «Влияние уровня дохода на объем спроса смартфонов»

Объект исследования: объем спроса на смартфоны

Предмет исследования: влияние уровня дохода покупателей на спрос.

Гипотеза - (от греч. hypothesis– предположение, основание) – предположительное суждение, выдвинутое в науке для объяснения какого-либо явления или процесса – основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. - формулировка: «если ….., то ……». - одно исследование – одна гипотеза.

Например:

  • Я предполагаю, что количество выданных кредитов влияют на стоимость недвижимости..
  • Перевод зарплат из "серых" в "белые" неминуемо приведет к повышению пенсии гражданина через 20 лет..
  • Эффективно обучать детей младшего школьного возраста основам экономических знаний можно при условии проведения ролевых игр и конкурсов.

  Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель есть планируемый, ожидаемый результат. 

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Изучение…  и т.д.

Например, целью проекта «Влияние уровня дохода на объем спроса смартфонов» является изучение влияния уровня дохода потребителей на объем спроса на рынке смартфонов.

Цель достигается через решение определенных задач. Задача – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. 3

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…
  •  Обобщить…       и т.д.

Например, если целью исследования является изучение причин возникновения сколиоза у младших школьников, то задачи исследования будут следующие:

  1. Провести обследование школьных помещений (классов).
  2. Проанализировать данные медицинских карточек учащихся, имеющих сколиоз.
  3. Ознакомить администрацию школы с результатами исследования.

    Таким образом, поэтапно выполняя задачи исследования, мы добиваемся достижения целей своей работы.

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методы исследования – способы, направления деятельности.

- теоретические (анализ, объяснение); - эмпирические (опыт, наблюдение); - общенаучные (описание, сравнение); - частные (например, метод световой микроскопии) и др

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. При этом следует учитывать, чтобы выбранные методы соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты и соответствовали логичной структуре работы, находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме. В своей работе можно использовать как широко известные методики, так и не очень.

 Выполняя практическую часть исследования, необходимо придерживаться определенной схемы – изложения, описания чего-либо в главных чертах. 3

 Схема опыта (эксперимента, наблюдения и т.д.) должна отражать суть этапов его выполнения и их взаимосвязь.

Структура опытно – экспериментальной работы    1  :

  1. Констатирующий эксперимент – проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснить на практике изучаемое исследование.
  2. Формирующий эксперимент – является основным этапом работы. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на свойства объекта. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
  3. Контрольный эксперимент – дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы).

В бланке данный компонент исследования заполняется по схеме:

Следующий этап в исследовательской работе – наглядное представление опытных данных. Результаты проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, формул, цифровых данных, но нагляднее в виде графических материалов.

Например,

В виде гистограммы:             В виде графика:            В виде круговой

                                                                                         диаграммы:

При заполнении бланка следует обобщать данные и представлять только самые важные, демонстрирующие ход эксперимента или доказывающие верность гипотезы. В рукописи исследовательской работы данный материал, как правило, оформляется в виде приложения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

 Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.   2    Необходимо помнить, что выводы должны быть краткими, обстоятельными и соответствовать поставленным задачам.

 Рекомендация – советы автора работы по решению данной проблемы. 2

Литература:

  1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  2. Культура научной речи: Учебное пособие к спецкурсу для начинающих исследователей-педагогов / Сост. В.Т. Садченко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
  4. Петрова Н.Н., Сухинин С.А. Статистический метод // География в школе. – 2004. - №4. – с.51-55.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План написания исследовательских работ

подробный лан написания научно-исследовательских работ,...

Алгоритм научно-исследовательской работы

В методической разработке я постаралась создать алгоритм исследовательской работы обучающегося. ...

Методическая разработка на тему: "Алгоритм выполнения исследовательской работы".

Рассматриваются этапы работы над исследовательской работой и порядок деятельности учеников....

Рекомендации по написанию исследовательской работы школьниками.

Теория . Подготовка к научно-исследовптельской работе школьников....

Рекомендации по написанию исследовательской работы

в данной статье приводятся конкретные подробные рекомендации по написанию научно-исследовательских работ учащихся...

Алгоритм создания исследовательской работы по математике в школе.

План исследовательской работы для учащихся  и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта ...