Статья "Из опыта написания исследовательской работы по литературе в 7 классе «Б.В.Шергин. Музыка северной души»
статья по литературе (7 класс)

Осинова Анна Алексеевна

Статья освещает этапы подготовки исследовательской работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_napisaniya_issledovatelskoy_raboty.docx19.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из опыта написания исследовательской работы по литературе в 7 классе «Б.В.Шергин. Музыка северной души»

       « Народное искусство уходит безвозвратно из нашей жизни. Теряя его, мы начинаем понимать утрату. Мы не бережём старую красоту, мы не знаем её как следует и не умеем ни оценить, ни полюбить. А между тем она слишком  нужна нам». Замечательные слова! В них и боль, и обращение, в том числе и к нам, преподавателям литературы.

       Часто  бывает, что дети подсказывают  темы интересных уроков, внеклассных занятий и исследовательских работ. Расскажу, как было в этот раз. Ребята на классном часе рассказывали о своих увлечениях. Одна ученица поделилась тем, что она два года увлекается раскрашиванием деревянных фигурок разными орнаментами. Показала работы, среди которых была миниатюрная разделочная досочка с северодвинской росписью. Затем она поведала о своём маленьком наблюдении и открытии, о том , сколь велико было её удивление, когда она ,посмотрев мультфильм «Смех и горе у синего моря»,заметила, что он был стилизован под роспись Северной Двины. Ещё она обратила внимание на речь героев, звучавшую необычно. Она выяснила, что мультфильм снят по сказкам  Бориса Шергина.  Ей захотелось прочесть книгу, узнать о росписях и побольше о тогда ещё неизвестном и загадочном для неё писателе.

       Мне как учителю стало понятно, что дальнейшая работа может вылиться  в интересное исследование. Я предложила свою идею ученице, и мы с энтузиазмом взялись за дело. Поставили такие задачи для решения:

  • познакомиться с биографией Бориса Шергина, проследить истоки его творчества ,
  • выделить жанры, которым отдавал предпочтение  писатель,
  • выявить художественные особенности произведений Б.Шергина, показать на примере их колорит и самобытность, благодаря использованию диалектных и профессиональных слов,
  • выяснить, почему писатель некоторые произведения иллюстрировал сам,
  • доказать, что произведения Б.В.Шергина воспитывают любовь к  традициям народа, его культуре, любовь к родному краю.

Работая над темой, изучали биографические сведения о Б.Шергине, читали тексты его произведений, рассматривали иллюстрации в книгах разных лет издания, проводили опросы среди учащихся. В ходе опроса, например, выяснилось, что мультфильм  «Смех и горе у синего моря» знают 70% опрошенных, автора произведений ,по которым снят мультфильм, только 9%, хотели бы узнать о писателе  и почитать произведения 100% учащихся.

Ученица решила выступить на внеклассном занятии с сообщением об интересных фактах жизни писателя и подготовить с ребятами  сценку из сказки «Рифмы». По отзывам одноклассников, им запомнилось следующее:

  • Борис Шергин родился в Архангельске, его отец был мореходом, талантливым рассказчиком, «мастерицей сказывать» была и мать Анна Ивановна- коренная архангелогородка. Дом  их был с любовью украшен руками отца: корабельные модели по стенам, крышки сундуков расписаны его рукой,
  • страсть к народному искусству привела Шергина в 1913 году в Московское Строгановское училище, и к первым трём книгам: «У архангельского города, у корабельного пристанища», «Архангельские новеллы», «У песенных рек»- иллюстрации сделал он сам,
  • около  девяти лет в должности научного работника Института Детского чтения Наркомпроса , а фактически артистом пять дней в неделю выступал писатель в разных аудиториях, читая со сцены былины, старины, сказки, пропагандируя северный фольклор.
  • богатый материал Б.Шергин собирал в экспедициях, например, от Академии Наук в Архангельскую и смежные губернии для исследования местных говоров и записи произведений фольклора.

Исследуя вопросы дальше, мы дали задание учащимся- прочитать разные произведения писателя, выступить с чтением наиболее понравившихся фрагментов. Таким образом, провели работу над жанрами произведений Шергина и обнаружили в его творчестве былины, старины, среди которых цикл об Илье Муромце, о Сухмане Непровиче»,  Авдотье Рязаночке. Замечательными оказались у Шергина  новеллы и рассказы, в которых с чувством преклонения говорится об искусстве морского кораблевождения, укладе поморской жизни. Сразу обращали на себя внимание  нравоописательные очерки о подвижничестве, такие, как «Матвеева радость». Поучителен цикл с маленькими «Пословицами в рассказах». Слушая  чудесные «Плотник думает топором», «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок», «Сказка скоро говорится –дело мешкотно творится»,ребята делали рисунки. Возникла  выставка  работ. Полюбились всем и скоморошины, где действуют купеческие дети, принцы, бранятся  красавицы, под стать кустодиевским.

           Особый интерес вызвали сказки Бориса Шергина. Перед чтением ученица, выполнявшая исследовательскую работу, заинтриговала ребят загадкой : «Прохвост румяный и вертлявый, один глаз голубой, другой, как смородина. Завидев его, царь всегда «начинал сгогатывать». Вездесущий герой сегодня выпорет «дикого барина», завтра накормит краденым царским быком голь перекатную. Когда же его кидаются искать через адресную книгу, сыщикам остаётся только всплеснуть руками: местом жительства плута оказывается «угол Сливочной и Колбасной, а дому номер красный».

          Сейчас все ребята знают, что это- Шиш Московский из одноимённой эпопеи, вышедшей в 1930 году. Борис Викторович Шергин, мастер торжественно-печальных старин, владел и грубовато-озорным юмором крестьянско-бытовой прозы. Писатель собрал по берегам Белого моря более 100 сказок о Шише. Мы прочитали сказки «Волшебное кольцо», «Кобыла», «Рифмы». Поместили в приложении к исследовательской работе « Словарик диалектных слов народов Севера», встречающихся в произведениях Б.Шергина.

          Для того чтобы заинтересовать учащихся из других классов творчеством замечательного писателя, чтобы ярче зазвучали  живая разговорная самобытная речь и юмор Шергина, украшением выступления с исследовательской работой на школьной конференции «Горизонты науки» мы решили сделать маленький спектакль по сказке «Золочёные лбы». Продумали костюмы и декорации. Аплодисменты после выступления показали, что тема исследования не  оставила никого равнодушными.

        Подводя итоги работы, так захватившей и увлёкшей нас, мы с уверенностью могли сказать, что искусство Бориса Шергина не только не утратит интереса долгие годы, но и будет объектом всевозрастающего пристального изучения благодаря разнообразию жанров, узорчатой, пластичной, насыщенной образами речи, идущей прямо из народа.

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План написания исследовательских работ

подробный лан написания научно-исследовательских работ,...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ

Данное пособие создано в помощь учащимся при написании научно-исследовательской работы. В данном пособии описаны современные требования к оформлению написания работы и тезисов. Методичка подскажет уча...

Рекомендации по написанию исследовательской работы школьниками.

Теория . Подготовка к научно-исследовптельской работе школьников....

Алгоритм написания исследовательской работы

В данном документе представлена структура исследовательского проекта, особенности написания введения, основной части и заключения....

Рекомендации по написанию исследовательской работы

в данной статье приводятся конкретные подробные рекомендации по написанию научно-исследовательских работ учащихся...

Основные аспекты при написании исследовательской работы по литературе

Изменения, происходящие в современном образовании, требуют развития способов,  технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с формированием у ученика умений самостоятельно мыслит...