Алгоритм научно-исследовательской работы
методическая разработка по русскому языку на тему

В методической разработке я постаралась создать алгоритм исследовательской работы обучающегося.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_issledovatelskoy_raboty.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Алгоритм научно-исследовательской работы.

1.Выборите  тему, объект и предмет исследования.

 Тема – отражает характерные черты проблемы. При выборе темы учитываются многие факторы: интересы учащихся, актуальность темы, определение круга нерешенных и слабо освещенных в научной литературе и требующих уточнения вопросов, наличие необходимой литературы и её доступность. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

 Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информацией.

  Предмет исследования включает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

2.Определите актуальность исследования.

 Необходимо, чтобы прежде всего исследование было актуальным для самого исследователя. Исследователю необходимо ответить на вопрос: зачем необходимо такое исследование.

3.Поставьте цели работы.

 Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель работы вытекает из предложенной темы, конкретизируется и развивается в задачах исследования.

4.Сформулируйте  задачи.

      Задач может быть много. Формулировка задач исследования  довольно сложное и трудоёмкое дело. Они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы; соответствуют сформулированной цели. Исследователю  необходимо четко сформулировать  для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ.

 Необходимо помнить, что они должны быть доступны по своей трудности для учащихся, учитывать их познавательные возможности, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения материала, т.е. могут                                                                                                                              

привлечь учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они смогут установить связи предметов и явлений действительности, сделают выводы, познают закономерности.

5.  Проанализируйте литературу, выявите проблемы, противоречия.

    Подборка литературы для анализа – задача руководителя, однако, возможен и самостоятельный  библиографический поиск литературы по теме. Используя метод «снежного кома», предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, районную, городскую библиотеку. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых юные исследователи могут восполнить в ходе работы. Можно провести социологический опрос, заранее подготовив вопросы по данной теме. Ответы занести в диаграмму

На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

6. Сформируйте  гипотезу.

7. Спланируйте и разработайте действия, методы.

    Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений  было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:  интервью,    опросы,   обработка статистических и опытных данных.

8. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез.

9. Подготовка и написание работы.

10. Оценка работы экспертами.                                                                                                                              

11.Устранение недостатков в исследовании, оформление.

12. Выступление, защита исследовательской работы.

Обучающиеся при подготовке к уроку, содержащему исследование, могут воспользоваться разработанной памяткой.

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Алгоритм написания научно-исследовательских проектов

Проектная деятельность учащихся школы...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...