Написание эссе
презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему

Степанова Татьяна Викторовна

Написание эссе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степанова Т.В. Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №30 г.Тамбова

Слайд 2

«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус». Жан –Луи Бюффон

Слайд 3

ОЧЕРК СОЧИНЕНИЕ СВОБОДНОЙ КОМПОЗИЦИИ ЖАНР ПРОЗЫ ЭССЕ – ЭТО … .

Слайд 4

Приём незаконченного предложения Введение новых понятий(тезис, аргумент) Обучение подбору аргументов Обучение умению отстаивать собственную позицию 8-9 классы:

Слайд 5

1. Обучение развернутому ответу с элементами аргументации с использованием приема незаконченного предложения»: «Я считаю (я думаю, я уверен), что..., так как (потому что, в связи с тем, что)….» 8-9 классы. Этапы работы:

Слайд 6

2. Введение понятий «тезис», «аргумент». 8-9 классы. Этапы работы:

Слайд 7

3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием изученных обществоведческих понятий и терминов. 8-9 классы. Этапы работы:

Слайд 8

«Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?» понятия и теоретические обобщения: «социальная среда»; «воспитание»; «преступление»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».

Слайд 9

4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий 8-9 классы. Этапы работы:

Слайд 10

1.Введение понятия «эссе». 2.Определение его существенных характеристик. 3.Определение требований к содержанию эссе 4.Отработка написания . 10-11 классы: Этапы работы:

Слайд 11

Особенности объема: Как правило, это небольшая работа Индивидуальность работы : Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему Особенности стиля: Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика Особенности композиции : Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; Последовательность изложения: Как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений. Особенности эссе как литературного жанра

Слайд 12

1. Цитата 2. Проблема, поднятая автором , ее актуальность 3. Смысл высказывания 4. Собственная точка зрения 5. Теоретическая аргументация 6. Фактическая аргументация 7. Вывод Работа с черновиком

Слайд 13

Выбор цитаты для работы. Запишите её в графу 1 черновика. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г.Белинский Алгоритм написания эссе

Слайд 14

2. В графу 2 впишите сформулированную проблему высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание авто­ра — это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Здесь же укажите её актуальность в современных условиях. Алгоритм написания эссе

Слайд 15

Проблема биосоциальной сущности человека, механизм социализации Алгоритм написания эссе

Слайд 16

Алгоритм написания эссе 3. Запишите основную мысль автора в графу 3. Не стоит повторять цитату дословно, главное — раскрыть смысл высказывания. Можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что...» «Автор обращает наше внимание на то, что...» «Автор убеждён в том, что...»

Слайд 17

3. Смысл высказывания Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности. Алгоритм написания эссе

Слайд 18

4. Определите свою позицию в отношении высказывания автора. Здесь можно согласиться с автором полностью или частично, опровергнув определённую часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. Сформулированное собственное мнение по проблеме запишите в графу 4 черновика. Алгоритм написания эссе

Слайд 19

Подберите теоретические аргументы к собственной позиции по данной проблеме. В графу 5 черновика выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения. При этом следует помнить, что они должны раскрывать и подтверждать высказанную позицию. Помните, что наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. Алгоритм написания эссе

Слайд 20

Теоретическая аргументация Человек – живой организм Биологические потребности, биологически наследуемые черты Понятие социализации, ее этапы, механизмы, направления Агенты социализации Роль социального контроля в формировании личности Алгоритм написания эссе

Слайд 21

6. Подтвердите доказываемую мысль фактами и примерами, почерпнутыми из различных источников. Можно использовать сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Необходимо привести не менее двух примеров из различных источников. Фактические аргументы должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции. При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте на вопросы: Подтверждают ли они моё мнение? Не могут ли они быть истолкованы по-другому? Не противоречат ли они высказанному мною тезису? Убедительны ли они? Алгоритм написания эссе

Слайд 22

Фактическая аргументация 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни может привести к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости, к т.н. «синдрому Маугли». Он обычно развивается у детей, брошенных родителями. У ребенка не вырабатывается практика речи, прямохождения, общения и других необходимых человеку навыков. Алгоритм написания эссе

Слайд 23

Сформулируйте вывод. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод...» «Подводя черту, хотелось бы отметить, что...» Вывод записывается в черновике в графу 7 Алгоритм написания эссе

Слайд 24

7. Вывод Человеческий ребенок может стать человеком в полном смысле этого слова только в обществе Алгоритм написания эссе

Слайд 25

Оформите полученный материал в виде мини-сочинения: Составьте текст, используя слова-связки, обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов. Текст мини-сочинения разбейте на абзацы, каждый из которых должен выражать отдельную мысль. При этом соблюдайте принцип красной строки. Алгоритм написания эссе

Слайд 26

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все - таки участь: Мне кажется, я их чему-то учу, А это они меня учат. А. Дольский

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

формирование навыка написания эссе на уроках обществознания

мастер-класс (презентация, сопроводительный матерал) на тему "Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания"...

Методкопилка по написанию эссе по английскому языку

Методкопилка по написанию эссе по английскому языку . Схема написания эссе....

Мастер-класс "Стратегия написания эссе С2"

Мастер-класс посвящен обсуждению поэтапного написания сочинения «Мое мнение» раздела С2 ЕГЭ по английскому языку....

Вводные фразы для написания эссе на английском языке.

Использование данного материала необходимо при написании зссе как на уроках английского языка так и при сдаче экзамена....

Написание эссе

Эссе — (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечат...

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....