Рекомендации по преподаванию обществознания (нормативно-правовые акты, документы)
рабочая программа по обществознанию по теме

Kabirov Rustam

Рекомендации по нормативно-правовым актам и документам, которые помогутт при составлении рабочей программы по предмету обществознание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

   по преподаванию учебного предмета «обществознание» в школе

(поможет  при составлении пояснительной записки рабочей программы)

На какие нормативные документы рекомендуется обратить во внимание при  преподавании учебного предмета «Обществознание» в школе:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (с изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства образования и науки РФ№ 1897  от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);      

Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 15.05.2013 «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016  № 40937);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации    № 544н  от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» № 253 от 31 марта 2014 г.;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации http// concept-rg@andex.ru.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15);

Закон «Об образовании» субъекта РФ. Постановления Правительства субъекта РФ в сфере образования.

На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу образовательной организации, которая определяет содержание образования. Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 в редакции от 24 ноября 2015 г.). Структура рабочей программы учебного предмета, утверждается локальным нормативным актом образовательной организации.

Основным методологическим принципом преподавании обществознания является познаваемость реальной действительности.

Выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 28 (часть 3, пункт 9) Федерального закона № 273. Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания обществознания, необходимо руководствоваться Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253, перечень опубликован на сайте: http//минобрнауки.рф/документы.

При выборе учебников для основной школы рекомендуется использовать те, которые относятся к одной линии издательства, отвечают требованиям, предметных линий основного общего образования (5-9 классы) и среднего общего образования (10—11 классы). В соответствие с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26.01.2016 г. организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу выше указанного приказа и удаленные из федерального перечня на его основании. Согласно приказу от 18 июля 2016 г. обновление ФПУ будет происходить каждые 5 лет (ранее - 3 года). С 2016 г. все учебники, которые находятся в федеральном перечне учебников, должны иметь электронную версию.

При изучении предмета «Обществознание» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности субъекта РФ и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Таких пособий много, но не все они могут реально помочь при подготовке к экзамену. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию  учебной деятельности в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru)

Педагогу следует повышать интерес учащихся к исследовательской деятельности и принимать участие (по выбору) в многочисленных конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся разного уровня.

Ежегодно проводится Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. Рекомендации по проведению Всероссийской олимпиады школьников можно посмотреть на следующих сайтах:

  1. http://www.rosolvmp.ru - Официальный сайт всероссийской олимпиады школьников.
  2. http://oylimp.apkpro.ru - Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников

В целях совершенствования методики преподавания обществознания в общеобразовательных организациях рекомендуется:

1.        Планировать   работу   по   совершенствованию   методов   преподавания   дискуссионных обществоведческих вопросов с принципами Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации;

  1. Практиковать проведение семинаров, совещаний, вебинаров, дискуссионных площадок по актуальным вопросам преподавания истории и обществознания на базе ресурсных, опорных и базовых центров;
  2. Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации  выпускников  IX  и  XI классов  по  обществознанию и определить меры по улучшению качества обществоведческой подготовки учащихся;

4.        Организовать учебно-воспитательную работу, посвященную знаменательным событиям страны и субъекта РФ. Необходимо обратить   внимание   к   данным   темам   при   составлении   рабочих   программ,   тематического планирования, подготовке и проведении внеурочных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Краткая аннотация нормативных актов в сфере образования, начиная с международных и заканчивая локальными актами....

Перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права

Аннотированный перечень нормативно-правовых актов для учителей обществознания и права...

Особенности преподавания ОРКиСЭ: нормативно-правовое обеспечение, организация, современные педагогические технологии.

Основы православной культуры – предмет, не так давно введенный в школьную программу. В отличие от других предметов, например, математики или русского языка он выполняет не скол...

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания.

Перечень нормативных (правовых и локальных) актов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания....

Правовое регулирование мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования в региональных нормативных правовых актах

В статье рассмотрены аспекты правового регулирования мероприятий по совершенствованию кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на федеральном и региональ...

Перечень нормативных правовых документов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания

Перечень нормативных правовых документов по вопросам образования, актуальных для учителя истории и обществознания...

Методические рекомендации по преподаванию обществознанию в 2023-2024 у. г.

Методические рекомендации по преподаванию истории в 2023-2024 у. г. (СОИРО)...