Особенности преподавания ОРКиСЭ: нормативно-правовое обеспечение, организация, современные педагогические технологии.
методическая разработка на тему
Основы православной культуры – предмет, не так давно введенный в школьную программу. В отличие от других предметов, например, математики или русского языка он выполняет не сколько познавательную, сколько воспитывающую функцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания ОРКиСЭ: нормативно-правовое обеспечение, организация, современные педагогические технологии.
Основы православной культуры – предмет, не так давно введенный в школьную программу. В отличие от других предметов, например, математики или русского языка он выполняет не сколько познавательную, сколько воспитывающую функцию.
В связи с преподаванием курса возникло много вопросов этического и правового характера не только у родителей но и у многих учителей. Чтобы знать ответы на них, надо неукоснительно придерживаться нормативно-правовой базы, обеспечивающей преподавание курса.
- Конституция РФ (ст.ст. 13,14):
Свободный выбор учащихся (представителей) религиозных культур и светской этики.
- Закон « Об образовании» (п. 4 ст.14):
Реализация прав учащихся (представителей) на свободный выбор мнений и убеждений.
- Закон « Об Основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст.5):
Право родителей обучать детей религии (вероучению) вне образовательной программы. Такое обучение может вести религиозная организация. Деятельность по обучению могут осуществлять религиозные организации, имеющие соответствующие документы.
Введение данного курса поддерживает и ФГОС, который направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Знакомство с основами курса способствует достижению этих целей.
Чтобы не нарушать законные права ребенка и его родителей до начала преподавания в ОУ должны пройти родительские собрания, на которых будут представлены все модули курса ОРКиСЭ, родители смогут получить ответы на все вопросы, связанные с содержанием и формами работы. По результатам анкетирования родителей выбирается определенный блок, родители оформляют письменное заявление.
ОУ на основе определения потребностей обучающихся(представителей),а также собственных возможностей самостоятельно определяет перечень модулей курса.
В соответствии с п.3 ст.15 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно и в выборе системы оценок. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания презентаций творческих проектов. Результаты могут учитываться при формировании портфолио ученика.
Вести курс ОРКСЭ могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
Но и значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на уроке, предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.
В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики», наиболее часто задаваемые вопросы и опасения родителей.
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызвал немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их:
«В школу придут священнослужители».
Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.
«Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер».
Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые прошли специальную подготовку, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.
Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
- Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
А чтобы ребята не только с удовольствием знакомились, но и запоминали то, что хочет донести до них учитель, содержание материала должно быть актуальным и интересным. Необходимо также показать детям, что Православие современно, оно не статично, что русская культура не только выросла на корнях Православия, но и развивается вместе с ним.
В связи со спецификой преподавания предмета изложение материала должно быть не только информативным, но и интересным, нестандартным, запоминающимся. Именно эту задачу помогает решить применение информационных технологий.
Не секрет, что нынешнее поколение детей не представляет себе жизнь без компьютеров, DVD и mp3-плееров. Так давайте же покажем ученикам, что компьютер – это не только печатная машинка, не только возможность поиграть в компьютерные игры или решить задачи по математике, что возможности компьютера гораздо шире, и школьники могут научиться их использовать. Давайте покажем, что бывают фильмы, наполненные не только стрельбой и жестокостью, ведь снято множество православных кинофильмов, только наши дети их не видят, например, такие фильмы как «Храм Божий», автор и ведущий: священник Артемий Владимиров, «Слово. Таинство. Церковь», автор и ведущий: митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл, «Религиозные секты: свобода от совести», автор и ведущий: Александр Егорцев и другие ленты. Есть немало и художественных православных кинофильмов. С неподдельным интересом ученики знакомятся с лекциями Осипова, Кураева, Дворкина.
Многие ребята не расстаются с mp3-плеерами. Они слушают их практически все свободное время. Мы должны показать им, что есть другая музыка, другие песни, отличные от тех, которые они слушают. Они должны знать о творчестве иеромонаха Романа, Олега Погудина, Жанны Бичевской, Игоря Талькова и других исполнителей.
Каким же образом можно использовать новые технологии в преподавании основ православной культуры?
Прежде всего, очень эффективным приемом является использование тематических презентаций, составленных учителем. Когда рассказываешь, например, об устройстве храма, будет эффективным сопровождение речи учителя схемами. Говоря о событиях библейской истории, полезным будет использование географических карт или репродукций картин, написанных по данному сюжету. Это особенно актуально, если принимать во внимание низкую оснащенность школ наглядными пособиями, картами, репродукциями картин, таблицами, схемами, иллюстрациями.
Помимо этого есть возможность организовывать заочные экскурсии по различным местам, посетить которые нет возможности. Интересен цикл программ «Святые места Кубани» телекомпании «Фотон», в которых рассказывается и об освоении Кубани, и об истории отдельных городов и станиц, показаны храмы разных уголков нашей малой родины. Это очень важно, потому что история Кубани тесно связана с Православием, ведь именно отсюда Апостол Андрей Первозванный начал проповедовать христианскую веру.
Учащиеся с удовольствием занимаются поисковой деятельностью и готовят свои презентации на компьютере, а затем показывают их. Такая форма работы развивает мышление, совершенствует навыки работы на компьютере и учит высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Таким образом можно сказать, что использование новых технологий, компьютеров, ресурсов сети Интернет, дают неограниченные возможности для творчества как учителя, так и учеников, позволяют сделать преподавание основ православной культуры ярким, интересным, нестандартным, эффектным и запоминающимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".
Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...
Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Василюк О.Н., Фирсова С.Н.,"ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОУ «СШИ № 2» г. МАГНИТОГОРСКА"
Василюк О.Н., учитель физической культурыФирсова С.Н., учитель физической культурыОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКАФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМСОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ УСЛОВИЯХ МОУ &l...
Рекомендации по преподаванию обществознания (нормативно-правовые акты, документы)
Рекомендации по нормативно-правовым актам и документам, которые помогутт при составлении рабочей программы по предмету обществознание...
«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»
В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в ...