Подготовка к муниципальному этапу ВОШ по обществознанию
презентация к уроку по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Овсянников Артём Андреевич

Решение правовых задач и казусов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_munitsipalnomu_etapu_po_obshchestvoznaniyu.pptx1.07 МБ
Файл zadachi.docx18.69 КБ
Файл algoritm.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию « Решение правовых задач и казусов»

Слайд 3

1. Прочитайте внимательно условие задачи по праву. Алгоритм решения правовых задач

Слайд 4

2. Определите , к какому разделу права относится задача. Алгоритм решения правовых задач

Слайд 5

3. Определите действующих лиц задачи. Алгоритм решения правовых задач

Слайд 6

4. Распишите план ситуации, описываемой в задаче: укажите время и обстоятельства, при которых были совершены те или иные деяния, а также лиц, которые имели к ним непосредственное участие. определите , какие лица действовали предумышленно, а какие нет; что заставило их совершить те или иные действия. Алгоритм решения правовых задач

Слайд 7

5. Опираясь на знания, жизненный опыт, докажите, что ответчик действительно нарушил законы или же, наоборот, неправомерно обвиняется в этом. Алгоритм решения правовых задач

Слайд 8

6. Сделайте вывод, дав подробный ответ на все вопросы, данные в условии задачи. Алгоритм решения правовых задач

Слайд 9

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права . А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения. Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае? В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае? Задача 1

Слайд 10

Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч . проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность . А) разница в наступивших последствиях, в первом случае вред никому не причинен, либо причинен до средней тяжести вреда здоровью включительно. Т.е. изменился объект правовой охраны (правонарушения), в первом случае это общественные отношения по охране установленных правил дорожного движения, во втором случае это общественные отношения по охране жизни и здоровья. Б) определять вид ответственности будут органы внутренних дел (в первом случае работники ГИБДД в порядке административного разбирательства, во втором случае следователи ОВД в уголовно-процессуальном порядке) В) в обоих случаях возможна гражданско-правовая ответственность, так как вред причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), должен быть возмещен владельцем источника повышенной опасности. Задача 1. Ответ.

Слайд 11

Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека? Задача 2

Слайд 12

Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека . Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право. Задача 2. Ответ.

Слайд 13

Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. А) Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Б) Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. В) Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему? Задача 3

Слайд 14

В силу ст. 90 Семейного кодекса РФ право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства I группы; нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака; нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее, чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время. Участниками правоотношения являются бывшие супруги и суд, рассматривающий дело. Суд изучит материальное положение бывшего супруга Ф., и если признает, что он (супруг) обладает достаточными необходимыми для этого средствами, то дело будет решено в пользу Ф.; размер алиментов определит суд в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. Задача 3. Ответ.

Слайд 15

Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность. А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы. Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы. В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае. Задача 4

Слайд 16

А) Статья 7.8 находится в Кодексе об административных правонарушениях РФ, статья 658 в Гражданском кодексе РФ. Б) Данный вывод сделан по следующим причинам: в ст. 7.8 говорится о правонарушении и предусмотрена незначительная ответственность, что является одним из отличительных признаков административной ответственности от уголовной. Так же здесь говорится об ответственности юридического лица, а к уголовной ответственности можно привлечь лишь физическое лицо. Объектом данного правонарушения будет являться общественное отношение по охране защитной полосы водного объекта, т.е. общественное отношение в сфере управления, ведь именно они охраняются административным законодательством. В ст. 658 устанавливаются правила поведения при аренде предприятия, т.е. правоотношения по поводу имущества и платы за это имущество, так как предметом гражданского права являются имущественные стоимостные отношения, то данное правоотношение относится к сфере гражданского права и регулируется нормами ГК РФ. В) В первом случае– органы природоохраны и непосредственный нарушитель. Во втором случае стороны – договора аренды предприятия и государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество. Задача 4. Ответ.

Слайд 17

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь. А) На каком основании она может это осуществить? Б) Раскройте последовательность ее действий. В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения? Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса. Задача 5

Слайд 18

А) На основании ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты. Б) 1. Обеспечить доказательства возможности утраты прялки (фотографии, свидетели); 2. Обратиться в суд с иском об отмене договора дарения; 3 . Получить прялку.(обращение в суд необходимо, только если племянник добровольно не вернет прялку). В) Гражданского кодекса. Г) так как предметом гражданского права являются имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения. Задача 5. Ответ.



Предварительный просмотр:

Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
«Решение правовых задач и казусов»

Алгоритм решения правовых задач

1. Прочитайте внимательно условие задачи по праву.

2. Определите, к какому разделу права относится задача.

3. Определите действующих лиц задачи.

4. Распишите план ситуации, описываемой в задаче:

  • укажите время и обстоятельства, при которых были совершены те или иные деяния, а также лиц, которые имели к ним непосредственное участие.
  • определите, какие лица действовали предумышленно, а какие нет; что заставило их совершить те или иные действия.

5. Опираясь на знания, жизненный опыт, докажите, что ответчик действительно нарушил законы или же, наоборот, неправомерно обвиняется в этом. 

6. Сделайте вывод, дав подробный ответ на все вопросы, данные в условии задачи.

Задача 1

  • Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.
Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?
В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2

  • Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3

  • Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом.

А) Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде?

Б) Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде.

В) Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 4

  • Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
  • Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.

А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.

Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.

В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 5

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Алгоритм решения правовых задач

1. Прочитайте внимательно условие задачи по праву.

2. Определите, к какому разделу права относится задача.

3. Определите действующих лиц задачи.

4. Распишите план ситуации, описываемой в задаче:

  • укажите время и обстоятельства, при которых были совершены те или иные деяния, а также лиц, которые имели к ним непосредственное участие.
  • определите, какие лица действовали предумышленно, а какие нет; что заставило их совершить те или иные действия.

5. Опираясь на знания, жизненный опыт, докажите, что ответчик действительно нарушил законы или же, наоборот, неправомерно обвиняется в этом. 

6. Сделайте вывод, дав подробный ответ на все вопросы, данные в условии задачи.

Алгоритм решения правовых задач

1. Прочитайте внимательно условие задачи по праву.

2. Определите, к какому разделу права относится задача.

3. Определите действующих лиц задачи.

4. Распишите план ситуации, описываемой в задаче:

  • укажите время и обстоятельства, при которых были совершены те или иные деяния, а также лиц, которые имели к ним непосредственное участие.
  • определите, какие лица действовали предумышленно, а какие нет; что заставило их совершить те или иные действия.

5. Опираясь на знания, жизненный опыт, докажите, что ответчик действительно нарушил законы или же, наоборот, неправомерно обвиняется в этом. 

6. Сделайте вывод, дав подробный ответ на все вопросы, данные в условии задачи.

Алгоритм решения правовых задач

1. Прочитайте внимательно условие задачи по праву.

2. Определите, к какому разделу права относится задача.

3. Определите действующих лиц задачи.

4. Распишите план ситуации, описываемой в задаче:

  • укажите время и обстоятельства, при которых были совершены те или иные деяния, а также лиц, которые имели к ним непосредственное участие.
  • определите, какие лица действовали предумышленно, а какие нет; что заставило их совершить те или иные действия.

5. Опираясь на знания, жизненный опыт, докажите, что ответчик действительно нарушил законы или же, наоборот, неправомерно обвиняется в этом. 

6. Сделайте вывод, дав подробный ответ на все вопросы, данные в условии задачи.

Алгоритм решения правовых задач

1. Прочитайте внимательно условие задачи по праву.

2. Определите, к какому разделу права относится задача.

3. Определите действующих лиц задачи.

4. Распишите план ситуации, описываемой в задаче:

  • укажите время и обстоятельства, при которых были совершены те или иные деяния, а также лиц, которые имели к ним непосредственное участие.
  • определите, какие лица действовали предумышленно, а какие нет; что заставило их совершить те или иные действия.

5. Опираясь на знания, жизненный опыт, докажите, что ответчик действительно нарушил законы или же, наоборот, неправомерно обвиняется в этом. 

6. Сделайте вывод, дав подробный ответ на все вопросы, данные в условии задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

грамота за подготовку призёра муниципального этапа общероссийской олимпиады школьников по основам Православной культуры

Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют не только в школьной олимпиаде по Основам Православной культуры, но и в муниципальном этапе....

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по биологии2013-7,8 классы

Здесь представлены новые тестовые задания  по биологии....

Методика подготовки к муниципальному этапу олимпиады по физике.

В данной  презентации рассмотрены основные етодические приемы, которые я использую при подготовке олимпиадников....

ИОМ по подготовке к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников

ипо подготовке к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников ом...

ИОМ по подготовке к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников

ипо подготовке к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников ом...

Презентация для занятия по подготовке к муниципальному этапу олимпиады по математике

В презентации представлены общие подходы к решению олимпиадных задач...