Главные вкладки

    Духовная сфера
    учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему

    Андрюхина Зинаида Александровна

    Технологическая карта урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sfera_duhovnoy.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Андрюхина Зинаида Александровна

    МОУ «СОШ п. Дубки Саратовской области Саратовского района»

    Должность: учитель истории и обществознания

    Предмет: Обществознание

    Класс 8

    Тема и номер урока в теме: Сфера духовной жизни.

    Базовый учебник: Обществознание/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014 г.

    1. Цель  урока: систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры, усвоенные при изучении в 6-7 классах.
    2. Задачи:

    - личностные: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей         страны;

    -метапредметные: уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

    приобрести способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

    овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
    уметь  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
    1) использование элементов причинно-следственного анализа;
    2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
    3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
    4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

    -предметные:

    иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

    знать  ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, , социальной психологии и; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

    уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
    понимать специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;понимать значения коммуникации в межличностном общении;

    умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

    1. Тип урока: открытие новых знаний
    2. Формы работы учащихся
    3. Необходимое техническое оборудование
    4. Структура и ход  урока:

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

    Время

    1.Мотивация

    Организационный момент.

    Проверяют готовность своего рабочего места

    личностные

    1

    2. Актуализация

    И фиксирование индивидуальных действий

    Вспомните основные сферы общества? В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? (Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы, все отношения между людьми, все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т.е. конкретное общество, имеющее определенный облик).

    Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной?

    Участвуют в актуализации.

    Личностные, метапредметные.

    4

    3. Выявления места и причин затруднения

    Что объединяет понятие «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского пути в культуре?

    Участвуют в выявлении причин затруднения

    личностные

    2

    4.Построение проекта и выхода из затруднений

    Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о духовной сфере. Тема урока «Духовная сфера жизни». Мы постараемся ответить на поставленные вопросы.

    Формулируют  тему, цель и способы достижения.

    регулятивные

    1

    5. Реализация проекта

    Понятие «культура».

    Ученые не могут дать общепризнанного определения понятия « культура». Словари предлагают более 200 толкований. Слово «культура»-латинского происхождения, и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы  говорим о культурных растениях в отличие от диких.

    В современном значении слово «культура» стало употребляться в 17 веке. В качестве самостоятельного научного термина оно появилось в трудах немецкого юриста и историка  С. Пуфендорфа.

    1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

    технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

    деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

    ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

    2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

    в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

    в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

    3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

    материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

    духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

    Это деление условно.

    Записывают понятие «культура».

    Познавательные

    Коммуникативные, метапредметные.

    25

    (7)

    Духовная  сфера.

    Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

    Работа в 3-х группах

    1. Используя текст учебника, создайте кластер «Духовная жизнь общества» с. 46-47 ( Р.т. с 21 №1)

    (язык, философия, право, религия, образование, наука, искусство, мораль).

    1. Обратите внимание н Документ с. 47 « Фрагмент из Декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым».+ Задания.

    1. Сформулируйте основные отличии духовных ценностей от материальных на основе текста учебника с.46-48.

    (а) имеют сложную структуру; долговечность, запечатливают особенности личности их создателей,

    б) созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры занято немало людей различных профессий в) достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при многочисленных специализированных учреждений.

    Работают в группах.

    Культура личности и общества.

    Учитель:  С древнейших времен люди связывают с понятием «культура» представление не только о рукотворных ценностях. Человек, создавая какие-либо предметы…преобразует себя. Совершенствует умения, развивает творческие способности, воображение, образное мышление.

    Это уже не внешняя культура, проявляющаяся в созданных неодушевленных вещах, а культура внутренняя.

    Как человек приобщается к культуре?

    История о властителе, обратившемуся к Евклиду с желанием обучится геометрии очень быстро. Евклид: «в науке-нет царского пути»

    Объясните смысл слов Евклида.

    Вывод: без труда и борьбы с собственной ленью восхождение к вершинам культуры.

    О поверхностном отношении к культурным ценностям, в целях повышения престижа.

    По настоящему культурный человек стремится быть широкообразованным. Он не равнодушен когда оскорбляют и унижают других людей, и когда неуважительно относятся к культурным ценностям.

    Слушают учителя, участвуют в беседе.

    Развите культуры в современной России.

    Прочитайте текст, поставьте + и – к характеристикам сотояния развития отечественной культуры сегодня.

    Цензура-это хорошо или плохо?

    Работают с тексом учебника.

    Роль государства в сохранении культурного достояния.

    С. 52. Фрагмент из Декларации прав культуры+ вопросы

    6.Первичное закрепление с проговариванием

    Повтор по конспекту основных позиций темы.

    личностные

    2

    7.Самостоятельная работа с самоконтролем

    В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Как это характеризует культуру РФ. Назовите одним словом? (многонациональная)

    Участвуют в самоконтроле.

    Личностные,

    познавательные

    3

    8.Включение в систему знаний повтор

    Что представляет собой духовная сфера? (по кластеру)

    Повторение

    личностные

    3

    9.Рефлексия

    Как связаны культура общества и культура отдельного человека? № 1

    Задание из рубрики «В классе и дома»

    Личностные,

    познавательные, метапредметные.

    4

    10.Домашнее задание

    1.  § 6 вопросы. Задания из рубрики «В классе и дома»

    1

     

    Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

    Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

    Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

    Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

    Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

    Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

    Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

    Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

    Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

    Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

    Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

    Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

    Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

    Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

    Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

    Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

    Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

    Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

    Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

    Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

    Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

    Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

    Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

    Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

    Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

    Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

    Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

    Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

    Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

    Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

    Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

    Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

    Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

    Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

    Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

    Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест Духовная сфера

    Тест по теме "Духовная сфера" для 10 класса...

    Духовная сфера

    Презентация урока по обществознанию в 6 классе...

    Духовная сфера

    Учебный тренажёр по обществознанию для подготовки к ЕГЭ по блоку"Духовная сфера" содержит тестовые задания группы А, В иС...

    Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

    Материалы составлены по примеру заданий части С  (ЕГЭ по обществознанию)....

    Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс.

    Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс....

    Духовная сфера общества

    Духовная сфера общества Презентация к уроку обществознания 6 класс . Учебник  Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса/ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.- 2-е изд.-М.: ОО...