Урок-игра "Имею право"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Данный урок был проведен среди учеников 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_imeyu_pravo_10_klass.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Межегей

Методическая разработка урока-игры

 «Имею право»

выполнила: учитель истории

и обществознания

МБОУ СОШ с. Межегей

Тюлуш Л.А.

Межегей, 2016г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ИГРЫ «ИМЕЮ ПРАВО»

Класс: 10

Цель: сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства. Подвести учащихся к критическому осмыслению получаемой информации.

Задачи: 

- формирование правовой культуры будущих избирателей;

 - совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников;

- развитие умений применять в социально-правовой практике полученные на учебных занятиях знания.

Оформление и оборудование:

1. таблица ответов (для каждой команды свой цвет);  

2. компьютер;

3. мультимедийная презентация;

4. плакат с названием игры “Имею право!”;

5. столы, за которыми сидят команды, расположены полукругом;

6. секундомер;

7. эмблемы игроков;

8. призы для поощрения;

9. жетоны;

Подготовка к игре.

В игре принимают участие 2 команды, в каждой команде от 5-7 человек. Команды должны придумать название команды, девиз. Данная игра проводится как урок-обобщение. Назначаются два помощника для подготовки и проведения игры, выбирается жюри.

Продолжительность игры: 45 минут.

Ход игры

1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока-игры.

Учитель:

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех в этом классе на игре "Имею право!". Я представляю участников игры. Поприветствуем их (команды должны объявить свое название и озвучить девиз). Пожелаем, им удачи, счастливого случая. Итак, вперед к успеху!

2. Проведение игры

Ведущий:

Сегодня между командами сраженье.

Но пусть обид не будет среди вас.

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажите находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье позволят вам

Сыграть вничью.

Учитель: - Итак, вашему вниманию представлено изображение древнегреческой богини. (слайд 2)

- Какими символами оснащена данная богиня? И что они означают?

(ответы учащихся) (слайд 3)

- меч — неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние

- весы -  человеческие поступки

- завязанные глаза- беспристрастность

- Как вы думаете, какая богиня представлена вам?

(ответы учащихся)

- Правильно, это богиня Справедливости – (Фемида)

- А выбрали мы данную богиню потому, что 20 февраля - Всемирный день социальной справедливости

- А что же такое справедливость? (слайд 4)

Справедливость - это соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.

Несомненно, мы всегда стремимся достичь справедливости, и отстаиваем свои интересы, часто произнося фразу: «Имею право!», но не всегда задумываемся о ее значении. Сегодня я предлагаю вам испытать себя в знании своих прав, а так же задуматься над собственным выбором, который вам предстоит сделать в скором будущем. Соответственно речь пойдет об избирательном праве – мы с вами вспомним основные избирательные права и избирательные системы.

- Какими же правами обладает человек?

- На какие основные виды они поделены? (слайд 5)

Личные

Социально-экономические

Культурные

Политические (слайд 6)

К политическим правам относятся:

Свобода слова

Право на информацию

Право обращений или петиций

Право на объединение

Свобода собраний

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Право на гражданство

Избирательные права

Право на участие в отправлении правосудия

Сегодня нам предстоит изучить избирательный процесс.

(слайд 7) Избирательное право - право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме

Виды избирательного права:

  • Активное - право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах.
  • Пассивное - право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления

Участие в избирательном процессе  - одна из основных политических ролей граждан. Однако в современных условиях проявляется абсентеизм избирателей, т.е. сознательное неучастие в выборах.

 (За каждый правильный ответ группа получает один жетон. Сначала учитель зачитывает задание, затем предоставляет по 1 минуте на размышление – ответы первоначально записываются в таблицу (Приложение 1), только после этого озвучиваются).

(слайды с 8-22)

Задание № 1

Найдите в приведенном ниже списке требования, которые являются обязательными для избирательной системы в демократическом обществе.

  1. Наличие возрастного ценза
  2. Наличие образовательного ценза
  3. Тайная подача голосов
  4. Информированность граждан о программах кандидатов
  5. Допущение привилегий при распределении голосов

Задание № 2

Задание: выбери кандидата.

Кандидат А.

Родился в селе Калиновка Курской губернии, работал пастухом, слесарем на заводах и шахтах Донбасса. В 1918 году вступил в партию большевиков, участвовал в Гражданской войне. Находясь на пенсии, был, фактически под домашним арестом.

Кандидат Б.

Был высокообразованным человеком, знал английский, французский, датский, немецкий языки. Убежденный сторонник  самодержавной власти, считал, то только она подходит для России.

Его вступление на престол ознаменовалось трагедией. Во время торжеств в Москве, посвященных коронации, на Ходынском поле собралась огромная толпа. Из-за плохой организации празднеств началась давка, в которой погибло более 1000 человек.

Кандидат В.

Учась в школе, работал помощником комбайнера, в 18 лет был награжден орденом Трудового Красного Знамени, вступил в ряды КПСС. Имел два высших образования: юридический факультет МГУ и сельскохозяйственный институт. В отечественной истории ему досталась роль реформатора. Последний руководитель КПСС, первый и последний Президент СССР.

Варианты ответов:

1. Горбачев Михаил Сергеевич

2. Керенский Александр Федорович

3. Николай II

4. Хрущев Никита Сергеевич

Задание № 3

Необходимо продолжить высказывание. Свою версию вы должны аргументировать. Та команда, которая даст правильный ответ и сумеет доказать свою точку зрения, получает дополнительные баллы.

Команды получают карточки с заданием: «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не …».

(«Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании»)

Задание № 4

Конкурс «Соедини слоги».

ко на ди пу та ми за лю с пра ют ва ны.

(Люди путают законы с правами (С. Лец))

Задание № 5

Работа учащихся с тестом. Выберите верные утверждения.

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать.

2). Мужчины на выборах имеют два голоса, женщины один.

3). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок.

4). Гражданин, участвующий в выборах может проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся ему кандидатов.

5) Все граждане обладают равными избирательными правами.

Задание № 6

Учитель предлагает учащимся попытаться расставить стадии (ступени) избирательного процесса.

СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

1. Составление списка избирателей.

2. Деление на избирательные участки.

3.Выдвижение и регистрация кандидатов.

4. Предвыборная кампания.

5.Голосование.

6. Подсчет голосов.

7.Объявление результатов.

Задание № 7

Группам предлагается агитационная листовка, агитирующая за определённого кандидата. (Приложение 2)

Задание: Ознакомиться с материалами и ответить на вопросы:

1). На что вы сразу обратили внимание?

2). Назовите плюсы и минусы агитационного материала.

3). Что бы вы изменили, добавили?

4). Ясна ли, исходя из материала, программа кандидата (партии)?

Задание № 8

Учитель каждой команде выдает изображение «Идеального кандидата».

Задание группам: Подумайте, какими качествами, личными, деловыми, должен обладать «Идеальный кандидат». Назовите не менее 6 таких качеств. Запишите их на отдельных листочках бумаги.

После выполнения задания представители групп называют качества «Идеального кандидата». Поясняя свой выбор, и крепят листочки на бумажной фигуре «Идеального кандидата».

Обобщение результатов работы групп.

Рефлексия: Тест “Я – избиратель”

1. Если ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, вы:

а) сделаю, что просит

б) не знаю, как поступить

в) не сделаю

2. Если вам предложат приличные деньги за ваш избирательный бюллетень, вы:

а) продам

б) не знаю, как поступить

в) не продам

3. Если в день выбора президента у вас появится шанс классно отдохнуть с ночёвкой у реки с друзьями, вы:

а) не проголосую

б) не знаю, как поступить

в) проголосую

4. Если вы узнали, что ваши родители в день голосования собрались на дачу, вы

а) промолчу

б) не знаю, как поступить

в) буду убеждать проголосовать

5. Если один из кандидатов пообещает накануне выборов резко снизить цены на продукты и одежду, вы

а) проголосую за него

б) не знаю, как поступить

в) не проголосую за него

Если в ваших ответах преобладает ответ “а”, то печальной может быть судьба вашего Отечества. А это значит, что и ваша судьба незавидна. Вы недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса многое зависит.

Если в ответах преобладает вариант “б”, то вы немного отличаетесь от предыдущего “избирателя”. Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика никогда не коснётся – я, мол, человек маленький.

Если в ответах преобладает вариант “с”, то всё в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы.

Ведущий:

Слово жюри для подведения общего итога игры.

Команда - победительница награждается дипломами победителей, и все участники команды получают оценку «5». Участники проигравшей команды получают оценку «4».

Учитель:

- Вот и подошла к концу наша игра «Имею право». Мы вспомнили пройденный на уроках материал, надеюсь, узнали много интересного, смогли еще раз убедиться в том, что от того, насколько сплоченно и четко работает каждый участник в группе, зависит результат всей команды. Давайте подведем итоги сегодняшнего мероприятия и узнаем команду-победительницу. (по количеству жетонов)

 - Как мы живем в современной России,  и как мы будем жить решать вам, нынешней молодежи – завтрашним гражданам своего государства. И в заключении мне бы хотелось привести вам слова Жака Примо, болгарского историка, экономиста «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании».

Игра закончена. До новых встреч!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...