Поурочная разработка по теме «Производство – основа экономики» к учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой (8 класс)
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Поурочная разработка по теме "Производство - основа экономики" построена в виде технологической карты. В ней спланирована не только деятельность учителя, но и работа ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического мышления. Технологическая карта урока помогает реализации цели - научить учиться, рационально распределять время в течение урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnaya_razrabotka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочная разработка по теме «Производство – основа экономики» к учебнику обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой

 (М.: Просвещение, 2016) 8 класс.

Технологическая карта урока

Тема урока

Производство – основа экономики

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Образовательные ресурсы

Учебник § 21, презентация «Факторы производства» https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/01/01/prezentatsiya-po-obshchestvoznaniyu-proizvodstvo-osnova

План урока

1. Главный источник экономических благ

2. Товары и услуги

3. Факторы производства

4. Разделение труда и специализация

Цели и задачи

Познакомить с главными отраслями современной экономики, особенностями услуги как товара; характеризовать роль производства в экономике

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Метод: частично-поисковый

Основные понятия и термины

Продукт, товар, средства производства, предметы потребления, услуга, факторы производства, производительность

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий продукт, товар, средства производства, предметы потребления, услуга, факторы производства, производительность; описывать роль производства как источника экономических благ; различать товары и услуги как результат производства; описывать факторы производства

1) коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) регулятивные:

формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;

3) познавательные: 

анализировать графическую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления;

личностные УУД:

формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, готовности к выбору профильного образования, уважительного отношения к трудовой деятельности; развитие творческих способностей через активные формы деятельности;

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

(мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация учебной деятельности

3

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь

фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его;

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Работа в тетради

II. Актуализация опорных знаний

10

Тестовые проверочные задания

(Приложение 1)

Проверяет, насколько хорошо учащиеся усвоили изученный материал

Выполняют тест

индивидуальная

фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проверка выполнения задания

Беседа по теме «Производство – основа экономики»

Организует диалог с учащимися по вопросам рубрики «Вспомним» с. 175 учебника

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга

Устные ответы

III. Изучение нового материала

20

Работа по теме урока:

1. Главный источник экономических благ.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

1) Какие ассоциации вызывает у вас слово «производство»?

2) Работая с п. 1 § 21 учебника, определите основные показатели, используемые для характеристики производства.

3) Используя знания по истории, приведите примеры формирования отраслей производства с древних времен до наших дней.

4) Работая с текстом на с. 177 учебника, определите изменения, появляющиеся в профессиональной деятельности людей в связи с возникновением новых видов деятельности.

Выполняют задания:

Называют ассоциации, формулируют определение понятия «производство».

Читают текст, отвечают на вопросы.

индивидуальнаяфронтальная

Познавательные:

формулируют ответы; самостоятельно осуществляют поиск информации;

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию;

Записи в тетради, устные ответы

2. Товары и услуги

Проводит беседу по вопросам:

1) В чем вы видите главное назначение экономики?

2) Что такое товар?

3) Попробуйте перечислить предприятия таких отраслей, как коммунальное хозяйство или бытовое обслуживание, услугами которых пользуется практически каждая семья.

4) Изучите и прокомментируйте материал рубрики «Факты» на с. 178 учебника.

Выполняют задания.

фронтальная

индивидуальная

Познавательные:

собирают и фиксируют информацию, выделяя главную и второстепенную; привлекая ранее изученный материал при решении познавательных задач;

Устные ответы

3. Факторы производства

Изложение учителем основных положений учебного текста в сочетании с работой по таблице «Факторы производства».

(Приложение 2)

Показывает и поясняет слайды презентации «Факторы производства».

Организует игровую деятельность. Игра «Найди пару». Класс делится на 10 мини-групп.

Приводят примеры. Просматривают презентацию «Факторы производства», делают записи в тетради.

Группы получают или карточку с названием одного из факторов производства, или карточку с определением. Задача участников игры – найти свою «пару», т. е. подобрать определение к термину.

групповая

Познавательные:

преобразуют текстовую информацию в табличную форму;

Коммуникативные:

организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

Записи в тетради, устные ответы

4. Разделение труда и специализация

Формулирует задание, осуществляет контроль.

1) Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 180 учебника, охарактеризуйте представленный в ней процесс производства.

2) Работая в группах, определите преимущества работы с применением разделения труда.

3) Изучив материал рубрики «Документ» на с. 181 учебника, ответьте на вопросы:

В чем А. Смит видит преимущества разделения труда?

К каким выводам он пришел?

4) Составьте несколько предложений, используя понятия «разделение труда», «специализация».

Отвечают на вопросы

индивидуальная

групповая

Познавательные:

дополняют и расширяют имеющиеся знания;

Коммуникативные:

организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

Устный ответ

IV. Первичное осмысление закрепление

5

Выполнение заданий в рабочей тетради: №3, №4 с. 48 – 49

(Приложение 3)

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради

Выполняют задания в рабочей тетради

индивидуальная

Личностные:

проявляют интерес к экономической сфере жизни общества;

Регулятивные:

ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка заданий в рабочей тетради

V. Рефлексия (подведение итогов урока)

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Проводит беседу:

1) Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 183 учебника.

2) Выполните задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 183 учебника.

3) Творческое задание. Представьте, что ваши друзья решили открыть фотосалон и им необходим совет, как сделать производство услуг эффективным. Составьте перечень советов, позволяющих повысить эффективность данного производства.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

фронтальная

индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке;

Регулятивные:

определяют уровень усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2

Прочитать § 21 учебника.

Выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» на с. 183 учебника.

Поработать над проектом «Выгодное производство в нашем регионе» (по желанию)

Объясняет домашнее задание

Проверяют запись дом. задания в дневниках (Сетевой Город. Образования)

индивидуальная

Приложения

Приложение 1

Тестовые проверочные задания

1. К признакам рынка не относится

1) нерегулируемое предложение

2) нерегулируемый спрос

3) нерегулируемая цена

4) нерегулируемое налогообложение

2. Верны ли следующие суждения о рынке?

А. Признаком конкурентного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.

Б. Признаком конкурентного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения   4) оба суждения неверны

3. Накануне 1 сентября родители школьников покупают для них школьную одежду, канцелярские принадлежности. Какое экономическое явление проявляется в действиях родителей?

1) спрос   2) предложение   3) конкуренция   4) производство

4. Владельцы обувных магазинов города, желая привлечь покупателей, объявили о снижении цен. Какое экономическое явление проявилось в этих действиях?

1) спрос   2) предложение   3) инфляция   4) производство

5. Отметьте признак, не характерный для рыночной экономики:

1) господствующее положение занимает частная собственность

2) принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализовано, предпринимателю гарантируется свобода деятельности

3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм

4) главным механизмом экономики является государственное регулирование цен

6. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов:

1) кооперация   2) корпорация   3) конкуренция   4) монополия

7. Фирма V выпустила новую модель пылесоса, но на рынке уже в избытке представлены пылесосы с аналогичными функциями от других производителей. Как в этих условиях может измениться первоначально установленная цена на пылесосы фирмы V? Кратко поясните почему.

Ответ: Первоначальная цена может быть снижена, чтобы товар мог быть конкурентоспособным.

Приложение 2

Факторы производства

Фактор

Характеристика

Земля

Природные ресурсы, естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг, т. е. все то, что используется в натуральном виде (земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые)

Труд

Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг

Капитал

Средства производства, нужные при создании экономических благ, включая финансы, промышленное оборудование, инфраструктуру (газопроводы, электропроводы и др.)

Предпринимательские способности

Управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства

Информация

Все знания и сведения необходимые для квалифицированной экономической деятельности

 

Всем факторам производства свойственна ограниченность. Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, которые люди хотели бы получить.

Приложение 3

Задание из рабочей тетради №3.

Прочитай текст и выполни задания.

Форрест Марс родился в семье небогатого американского кондитера. Однажды он пил молочный коктейль, и ему пришла в голову идея: наполнить шоколадную конфету молочным коктейлем. Так появился батончик Milky Way.
Форрест переехал в Англию, где арендовал кондитерский цех. Внеся некоторые изменения в рецептуру Milky Way, он начал выпускать батончик Mars. Для того чтобы обеспечить сбыт нового изделия, предприниматель пошел на некоторую рекламную хитрость. Он объявил, что батончик Mars - это не лакомство, а еда, дающая человеку энергетический заряд, снимая усталость и нервное напряжение. Потребители поверили, новый батончик полюбили, и стали охотно покупать.
Следующим изобретением Марса стало шоколадное драже M&M's. Новинка под девизом «шоколад, который не пачкает руки» тоже пришлась по вкусу потребителям.
Ещё одно удачное изобретение Марса -  рис быстрого приготовления (торговое название Uncle Ben's).
После войны Марс освоил еще одно направление бизнеса. Он первым придумал и наладил производство продуктов питания для домашних питомцев -  кошек и собак.

                                                                                                                                                              (По материалам Энциклопедии для школьников)

1) Какой фактор производства стал определяющим в успехе компании Mars?

 Аргументируй свой ответ.

2) Какие особенности психологии потребителей были использованы Ф. Марсом?

Задание из рабочей тетради №4.

На предприятии трудятся 30 рабочих, каждый из которых в неделю работает по 40 часов. В неделю предприятие выпускает 800 мужских костюмов. Какова производительность труда на этом предприятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тесты к профильному учебнику по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова

Мной  были созданы и подобраны тесты к профильному учебнику по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова помогающие учителю контролировать изучение учебного материала. 4-5 основных вариан...

Практические задания для 11 класса по учебнику обществознания под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского (для подготовки к ЕГЭ)

Хотелось бы на уроках в 10-11 классах максимально использовать учебник и время для подготовки к ЕГЭ. На вопросы  в учебнике в интернете есть ответы и не хотелось, чтобы ученики списывали и сдавал...

Урок обществознания по теме "Производство - основа экономики"

Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ....

Урок обществознания по теме: "Производство - основа экономики" 8 класс

Урок обществознания 8 класс Тема: «Производство – основа экономики». Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли производства в экономике, о том, что способствует повышени...

Презентация "Производство - основа экономики". Обществознание. 8 класс

Обществознание. 8 класс. Урок 6. Экономика. Производство - основа экономики. По учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова....