Правовое воспитание несовершеннолетних.
статья по обществознанию на тему

Плахотник Анна Николаевна

«Школа-второй дом». Как часто мы слышим это выражение?! Дети огромную часть жизни проводят именно в образовательном учреждении. Да, мы часто говорим, что все идет из семьи, но ведь и школа-это тоже семья. Именно в ней ребенок получает воспитание. Моя мама 30 лет проработала в школе и всегда повторяла родителям: “хотите вы или нет, но ваши детки во многом будут похожи на меня».

   Так каким же должен быть педагог? Добрым? Внимательным? Сочувствующем? Безусловно, все эти качества должны присутствовать, но есть еще одно немало важная черта-самоуважение. Самоуважающий педагог не позволит смеяться над собой и другим, не позволит унижать слабых, не будет внушать детям, что им все должны и т.д. Настоящий педагог не будет наплевательски относиться к будущему своих учеников. Учитель сделает все, чтобы из воспитанника вырос достойных гражданин нашего государства. Именно поэтому в школах необходимо проводить работы по правовому воспитанию. Для чего же это нужно и что это такое?

Актуальность  проблемы  правового  воспитания  подрастающего  поколения  обусловлена  рядом  факторов.  Во-первых,  присоединением  России  к  международным  документам  в  области  защиты  прав  детей  и  юношества.  Во-вторых,  разработкой  и  внедрением  в  жизнь  новых  основ  законодательства  РФ.  В-третьих,  необходимостью  повышения  правовой  культуры,  в  целом  российского  населения.  В-четвертых,  необходимостью  своевременной  профилактики  девиантного  и  делинк­вентного  поведения  несовершеннолетних.

В  практику  подростковой  психиатрии  понятие  «делинквент­ность»  ввел  А.Е.  Личко.  По  мнению  автора,  делинквентное  поведение  представляет  собой  мелкие  антиобщественные  действия,  не  влекущие  за  собой  уголовной  ответственности.  Например,  приобщенность  к  асоциальной  группе,  школьные  прогулы,  мелкое  хулиганство,  мелкая  спекуляция,  издевательство  над  слабыми,  угон  мотоциклов  и  велосипедов  и  т.  д.

Другие  авторы,  например  Е.В.  Змановская,  возражают  против  такой  трактовки  делинквентности,  указывая,  что  делинквентное  поведение  является  поведением  преступным  [3].

Всемирная  организация  здравоохранения  (1993)  определяет  делинквента  как  лицо  в  возрасте  до  18  лет,  чье  поведение  причиняет  вред  другому  индивидууму  или  группе  индивидуумов  и  превышает  предел,  установленный  нормальными  социальными  группами  в  данный  момент  развития  общества.

В  психологическом  словаре  под  термином  «делинквент»  (от  лат.  delinguens  —  правонарушитель)  понимается  субъект,  чье  отклоняю­щееся  поведение  в  крайних  своих  проявлениях  представляет  собой  уголовно  наказуемые  действия.

Делинквентное  поведение  представляет  собой  крайние  прояв­ления  отклоняющегося  поведения,  уголовно  наказуемые  действия.  Относительность  девиантного  поведения  проявляется  в  том,  что  оно  имеет  отношение  только  к  культурным  (социальным)  нормам  данной  группы,  а  делинквентное  поведение  абсолютно  по  отношению  к  законам  страны.

Делинквентное  поведение,  являясь  крайней  формой  проявления  девиантного  поведения  личности,  имеет  ряд  специфических  особенностей.  Во-первых,  оно  регулируется  правовыми  нормами  —  законами  и  нормативными  актами.  Во-вторых,  делинквентное,  или  противоправное  поведение  признается  одной  из  наиболее  опасных  форм  девиации,  поскольку  угрожает  основам  социального  устройства  —  общественному  порядку.  В-третьих,  такое  поведение  личности  однозначно  осуждается  и  наказывается.  И,  в-четвертых,  делинквентное  поведение,  по  сути,  означает  наличие  конфликта  между  личностью  и  обществом,  между  индивидуальными  стремлениями  и  общественными  интересами.  Делинквентное  поведение  в  детско-подростковом  возрасте  легче  предупредить,  нежели  исправлять.

Правовое  воспитание  растущей  личности  относится  к  числу  ключевых  проблем,  которые  стоят  перед  нашим  государством  сегодня.  В  условиях  роста  правонарушений  среди  несовершеннолетних,  снижения  социальной  защищенности  детей,  подростков,  юношества  приоритетным  направлением  работы  с  несовершеннолетними  является  осуществление  системы  правового  воспитания  несовершеннолетних.

Ведущими  принципами  в  осуществлении  системы  правового  воспитания  являются  принципы  гуманизма  и  законности.  Принцип  гуманизма  провозглашает  признание  человека  высшей  ценностью,  защиту  его  прав  и  достоинства,  создание  условий  для  свободного  проявления  его  способностей.  Принцип  законности  предполагает  строгое  соблюдение  законов  и  правовых  актов  всеми  государственными  органами,  общественными  организациями,  должностными  лицами  и  гражданами.  В  обществе,  сознании  людей  должна  сложиться  идея  безусловного  уважения  закона.  Другими  словами,  необходимо  наличие  высокого  правового  сознания,  правовой  культуры  граждан  и  общества. 

В  детском  возрасте,  когда  формируются  все  личностные  установки  человека,  необходимо  формировать  основы  для  становления  человека,  уважающего  закон.  Именно  правовое  воспитание  является  основным  средством  формирования  и  повышения  уровня  правосоз­нания  и  правовой  культуры  граждан,  инструментом  духовного  воспитания  подрастающего  человека. 

Нарушение  норм  права  несовершеннолетними  совершается  по  разным  причинам.  Среди  наиболее  часто  встречающихся  причин  делинквентного  поведения  несовершеннолетних  можно  выделить  следующие.  Незнание,  извращение  или  примитивное  представление  о  правовых  нормах  и  принципах;  искажение  или  отсутствие  опыта  социально-правового  поведения;  резко  отрицательное  отношение  к  системе  юридических  норм;  ситуативность  психологического  настроя;  деформации  поведенческой  регуляции,  установок,  ценностно-нормативных  представлений,  референтных  ориентаций;  низкий  уровень  социализации;  деформации  морально-эмоциональной  сферы  (эмоцио­нальная  неуравновешенность,  тщеславие,  упрямство,  нечувствитель­ность  к  страданиям  других,  агрессивность,  демонстративную  грубость,  несдержанность)  и  др.

Под  правовым  воспитанием  понимается:

· процесс  организованной  и  целенаправленной  деятельности  по  формированию  системы  правовых  знаний,  правовой  убежденности,  а  также  мотивов  и  привычек  правомерного  поведения;

· целенаправленная  систематическая  деятельность  государства,  его  органов  и  их  служащих,  общественных  объединений  и  трудовых  коллективов  по  формированию  и  повышению  правового  сознания  и  правовой  культуры  личности.

Правовое  воспитание  состоит  в  распространении  правовых  знаний,  представлений  о  важности  и  ценности  правомерного  поведения,  законности  и  других  правовых  явлений  в  жизни  личности  и  общества  с  целью  их  восприятия  и  последующего  усвоения.

Правовое  воспитание  детей  и  юношества  предполагает  создание  специального  инструментария  по  донесению  до  разума  и  чувств  каждого  ребенка  правовых  норм  и  ценностей,  превращение  их  в  личные  убеждения  и  мотивы  поведения. 

 Целями  правового  воспитания  подрастающего  поколения  являются:

· формирование  системы  знаний  детей  о  правах  и  обязан­ностях  человека,  о  законе  и  законности;

· формирование  у  детей  уважения  к  закону  как  непреложной  социальной  ценности,  потребности  поступать  в  соответствии  с  законом;

· формирование  установок  и  привычек  законопослушного  пове­дения,  элементарных  умений  и  навыков  участвовать  в  правосудии;

· воспитание  уважения  и  толерантности  к  людям  независимо  от  их  социального  происхождения,  расовой  или  национальной  принадлежности,  языка,  вероисповедания,  пола,  возраста,  личностного  и  поведенческого  своеобразия;

· воспитание  нетерпимости  и  протеста  к  правонарушению,  неотвратимости  ответственности  за  его  нарушение.

Правовое  воспитание  есть  многоаспектная  система  деятельности,  большая  роль  в  которой  принадлежит  системе  образования.  Содержание  правового  воспитания  в  образовательном  процессе  рассматривается  в  возрастном  аспекте.  Основы  правового  воспитания  закладываются  в  дошкольном  детстве  в  семье.  Ребенок  осознает  свои  «права  и  обязанности»  сквозь  призму  представлений  желаемого  и  должного,  допустимого  и  нежелательного,  возможного  и  запретного.  Поэтому  правовое  воспитание  необходимо  осуществлять,  начиная  с  дошкольного  детства. 

Правовое  воспитание  включает  следующие  составляющие:

· правовую  грамотность;

· правовое  мышление  (сознание);

· правовое  умение  (умелость).

Правовая  грамотность  включает  в  себя  знакомство  с  сущностью  понятий  (закон,  конституция,  законодательство,  нормативный  акт,  норма  права,  право);  законодательными  документами  по  защите  прав  детей  международного,  федерального  и  регионального  уровней.

Детей  дошкольного  возраста  целесообразно  знакомить  с  привле­кательной  и  соответствующей  их  возрасту  форме  с  основами  международных  документов  по  защите  прав  ребенка,  способствовать  развитию  у  них  чувства  собственного  достоинства,  осознания  своих  прав  и  свобод,  развитию  чувства  ответственности  за  свои  поступки  и  действия.  Для  формирования  у  дошкольников  элементарных  представлений  о  своих  правах  и  свободах,  воспитания  уважения  и  толерантности  к  другим  людям  и  их  правам  важно  не  только  давать  знания,  но  и  создавать  условия  для  их  практического  применения.  Организуя  работу  по  данному  направлению,  необходимо  опираться  на  ведущие  для  детей  дошкольного  возраста  виды  деятельности:  игровую  и  художественно-продуктивную.

Развитие  правовой  грамотности  школьников  осуществляется  на  практических  занятиях  с  учетом  принципа  доступности,  на  которых  школьники  учатся  делать  сравнительно-сопоставительный  анализ  документов,  вырабатывать  суждения  и  делать  выводы.

Правовое  мышление  основывается  на  правовых  знаниях  и  представляет  собой  умение  оценивать  замыслы,  поступки,  поведение  людей  с  точки  зрения  норм  права.  Для  развития  правового  мышления  целесообразно  решение  психологических  и  педагогических  ситуаций,  имеющих  место  в  реальной  жизни.

Правовое  умение  формируется  в  ходе  решения  данных  ситуаций  и  задач.  Школьники  учатся  проектировать  свои  действия  в  реальной  действительности,  осознавать  ценность  личности,  ее  прав  и  свобод.

Правовое  воспитание  несовершеннолетних  может  осущест­вляться  в  различных  формах.  Среди  них:

· Пропаганда  права  средствами  массовой  коммуникации.  Для  данной  формы  характерна  массовость  охвата  аудитории,  исполь­зование  различных  рубрик,  тематических  бесед,  интернет-сайтов  и  т.  п.

· Издание  литературы  по  вопросам  права.  Причем  содержание  брошюр,  книг  и  т.  п.  должно  быть  дифференцировано  в  зависимости  от  возраста  детской  аудитории.

· Устная  правовая  пропаганда.  Это  могут  быть  беседы,  лекции,  консультации,  вечера  вопросов  и  ответов,  лектории  и  др.  Данная  форма  позволяет  строить  общение  на  основе  личностно-ориентированного  подхода,  сразу  же  получить  ответ  на  интересующий  вопрос,  обменяться  мнениями.

· Правовое  образование  детей  —  изучение  законодательства  в  образовательных  учреждениях  разных  типов.

· Наглядная правовая информация (стенды  фотографий  правонарушителей, стенгазеты, боевые листки  и  т. п.).

· Влияние  произведений  литературы  и  искусства,  посвя­щенных  правовым  проблемам  (кинофильмы,  художественная  литература,  театральные  постановки  и  др.)

· Школьные и семейные правовые олимпиады, диспуты на темы права, кружки «молодого юриста»  и  т. д. 

Таким  образом,  в  настоящее  время  для  российского  общества  наиболее  актуальна  проблема  правового  воспитания  подрастающего  поколения,  повышения  уровня  их  правового  сознания  и  правовой  культуры  как  необходимого  условия  профилактики  делинквентного  поведения  несовершеннолетних  в  условиях  построения  в  России  правового  государства.  От  этого  зависит,  будет  ли  у  современной  России  будущее.

 

Список  литературы:

  1. Зайдуллина  Г.Г.  Гражданско-правовое  воспитание  дошкольников  в  ДОУ  //  «Имею  честь  достойно  Родине  служить».  Проблемы  духовности  современного  общества  и  патриотического  воспитания  молодежи  ХМАО:  направления  и  перспективы:  Материалы  окружной  научно-практической  конференции  /  Отв.  ред.  Н.В.  Сапожникова.  Нижневартовск,  2006.  —  174  с.
  2. Зайдуллина  Г.Г.  Девиантное  поведение  подростков  и  условия  его  социально-педагогической  профилактики  и  коррекции:  учебное  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений.  М.,  2011.  —  159  с.
  3. Змановская  Е.В.,  Рыбников  В.Ю  Девиантное  поведение  личности  и  группы:  учебное  пособие  для  вузов.  СПб,  2010.  —  350  с.
  4. Локк  Д.  О  государственном  правлении  //  Локк  Д.  Избранные  произведения.  Т.2.  М.:  Соцэкгиз.1960.
  5. Певцова  Е.А.  Правовая  культура  и  правовое  воспитание  в  России  на  рубеже  XX—XXI  веков.  М.,  2003.  —  416  с.
  6. Психологический  словарь.  М,  2007.  —  354  с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа-второй дом». Как часто мы слышим это выражение?! Дети огромную часть жизни проводят именно в образовательном учреждении. Да, мы часто говорим, что все идет из семьи, но ведь и школа-это тоже семья. Именно в ней ребенок получает воспитание. Моя мама 30 лет проработала в школе и всегда повторяла родителям: “хотите вы или нет, но ваши детки во многом будут похожи на меня».

   Так каким же должен быть педагог? Добрым? Внимательным? Сочувствующем? Безусловно, все эти качества должны присутствовать, но есть еще одно немало важная черта-самоуважение. Самоуважающий педагог не позволит смеяться над собой и другим, не позволит унижать слабых, не будет внушать детям, что им все должны и т.д. Настоящий педагог не будет наплевательски относиться к будущему своих учеников. Учитель сделает все, чтобы из воспитанника вырос достойных гражданин нашего государства. Именно поэтому в школах необходимо проводить работы по правовому воспитанию. Для чего же это нужно и что это такое?

Актуальность  проблемы  правового  воспитания  подрастающего  поколения  обусловлена  рядом  факторов.  Во-первых,  присоединением  России  к  международным  документам  в  области  защиты  прав  детей  и  юношества.  Во-вторых,  разработкой  и  внедрением  в  жизнь  новых  основ  законодательства  РФ.  В-третьих,  необходимостью  повышения  правовой  культуры,  в  целом  российского  населения.  В-четвертых,  необходимостью  своевременной  профилактики  девиантного  и  делинквентного  поведения  несовершеннолетних.

В  практику  подростковой  психиатрии  понятие  «делинквентность»  ввел  А.Е.  Личко.  По  мнению  автора,  делинквентное  поведение  представляет  собой  мелкие  антиобщественные  действия,  не  влекущие  за  собой  уголовной  ответственности.  Например,  приобщенность  к  асоциальной  группе,  школьные  прогулы,  мелкое  хулиганство,  мелкая  спекуляция,  издевательство  над  слабыми,  угон  мотоциклов  и  велосипедов  и  т.  д.

Другие  авторы,  например  Е.В.  Змановская,  возражают  против  такой  трактовки  делинквентности,  указывая,  что  делинквентное  поведение  является  поведением  преступным  [3].

Всемирная  организация  здравоохранения  (1993)  определяет  делинквента  как  лицо  в  возрасте  до  18  лет,  чье  поведение  причиняет  вред  другому  индивидууму  или  группе  индивидуумов  и  превышает  предел,  установленный  нормальными  социальными  группами  в  данный  момент  развития  общества.

В  психологическом  словаре  под  термином  «делинквент»  (от  лат.  delinguens  —  правонарушитель)  понимается  субъект,  чье  отклоняющееся  поведение  в  крайних  своих  проявлениях  представляет  собой  уголовно  наказуемые  действия.

Делинквентное  поведение  представляет  собой  крайние  проявления  отклоняющегося  поведения,  уголовно  наказуемые  действия.  Относительность  девиантного  поведения  проявляется  в  том,  что  оно  имеет  отношение  только  к  культурным  (социальным)  нормам  данной  группы,  а  делинквентное  поведение  абсолютно  по  отношению  к  законам  страны.

Делинквентное  поведение,  являясь  крайней  формой  проявления  девиантного  поведения  личности,  имеет  ряд  специфических  особенностей.  Во-первых,  оно  регулируется  правовыми  нормами  —  законами  и  нормативными  актами.  Во-вторых,  делинквентное,  или  противоправное  поведение  признается  одной  из  наиболее  опасных  форм  девиации,  поскольку  угрожает  основам  социального  устройства  —  общественному  порядку.  В-третьих,  такое  поведение  личности  однозначно  осуждается  и  наказывается.  И,  в-четвертых,  делинквентное  поведение,  по  сути,  означает  наличие  конфликта  между  личностью  и  обществом,  между  индивидуальными  стремлениями  и  общественными  интересами.  Делинквентное  поведение  в  детско-подростковом  возрасте  легче  предупредить,  нежели  исправлять.

Правовое  воспитание  растущей  личности  относится  к  числу  ключевых  проблем,  которые  стоят  перед  нашим  государством  сегодня.  В  условиях  роста  правонарушений  среди  несовершеннолетних,  снижения  социальной  защищенности  детей,  подростков,  юношества  приоритетным  направлением  работы  с  несовершеннолетними  является  осуществление  системы  правового  воспитания  несовершеннолетних.

Ведущими  принципами  в  осуществлении  системы  правового  воспитания  являются  принципы  гуманизма  и  законности.  Принцип  гуманизма  провозглашает  признание  человека  высшей  ценностью,  защиту  его  прав  и  достоинства,  создание  условий  для  свободного  проявления  его  способностей.  Принцип  законности  предполагает  строгое  соблюдение  законов  и  правовых  актов  всеми  государственными  органами,  общественными  организациями,  должностными  лицами  и  гражданами.  В  обществе,  сознании  людей  должна  сложиться  идея  безусловного  уважения  закона.  Другими  словами,  необходимо  наличие  высокого  правового  сознания,  правовой  культуры  граждан  и  общества. 

В  детском  возрасте,  когда  формируются  все  личностные  установки  человека,  необходимо  формировать  основы  для  становления  человека,  уважающего  закон.  Именно  правовое  воспитание  является  основным  средством  формирования  и  повышения  уровня  правосознания  и  правовой  культуры  граждан,  инструментом  духовного  воспитания  подрастающего  человека. 

Нарушение  норм  права  несовершеннолетними  совершается  по  разным  причинам.  Среди  наиболее  часто  встречающихся  причин  делинквентного  поведения  несовершеннолетних  можно  выделить  следующие.  Незнание,  извращение  или  примитивное  представление  о  правовых  нормах  и  принципах;  искажение  или  отсутствие  опыта  социально-правового  поведения;  резко  отрицательное  отношение  к  системе  юридических  норм;  ситуативность  психологического  настроя;  деформации  поведенческой  регуляции,  установок,  ценностно-нормативных  представлений,  референтных  ориентаций;  низкий  уровень  социализации;  деформации  морально-эмоциональной  сферы  (эмоциональная  неуравновешенность,  тщеславие,  упрямство,  нечувствительность  к  страданиям  других,  агрессивность,  демонстративную  грубость,  несдержанность)  и  др.

Под  правовым  воспитанием  понимается:

· процесс  организованной  и  целенаправленной  деятельности  по  формированию  системы  правовых  знаний,  правовой  убежденности,  а  также  мотивов  и  привычек  правомерного  поведения;

· целенаправленная  систематическая  деятельность  государства,  его  органов  и  их  служащих,  общественных  объединений  и  трудовых  коллективов  по  формированию  и  повышению  правового  сознания  и  правовой  культуры  личности.

Правовое  воспитание  состоит  в  распространении  правовых  знаний,  представлений  о  важности  и  ценности  правомерного  поведения,  законности  и  других  правовых  явлений  в  жизни  личности  и  общества  с  целью  их  восприятия  и  последующего  усвоения.

Правовое  воспитание  детей  и  юношества  предполагает  создание  специального  инструментария  по  донесению  до  разума  и  чувств  каждого  ребенка  правовых  норм  и  ценностей,  превращение  их  в  личные  убеждения  и  мотивы  поведения. 

 Целями  правового  воспитания  подрастающего  поколения  являются:

· формирование  системы  знаний  детей  о  правах  и  обязанностях  человека,  о  законе  и  законности;

· формирование  у  детей  уважения  к  закону  как  непреложной  социальной  ценности,  потребности  поступать  в  соответствии  с  законом;

· формирование  установок  и  привычек  законопослушного  поведения,  элементарных  умений  и  навыков  участвовать  в  правосудии;

· воспитание  уважения  и  толерантности  к  людям  независимо  от  их  социального  происхождения,  расовой  или  национальной  принадлежности,  языка,  вероисповедания,  пола,  возраста,  личностного  и  поведенческого  своеобразия;

· воспитание  нетерпимости  и  протеста  к  правонарушению,  неотвратимости  ответственности  за  его  нарушение.

Правовое  воспитание  есть  многоаспектная  система  деятельности,  большая  роль  в  которой  принадлежит  системе  образования.  Содержание  правового  воспитания  в  образовательном  процессе  рассматривается  в  возрастном  аспекте.  Основы  правового  воспитания  закладываются  в  дошкольном  детстве  в  семье.  Ребенок  осознает  свои  «права  и  обязанности»  сквозь  призму  представлений  желаемого  и  должного,  допустимого  и  нежелательного,  возможного  и  запретного.  Поэтому  правовое  воспитание  необходимо  осуществлять,  начиная  с  дошкольного  детства. 

Правовое  воспитание  включает  следующие  составляющие:

· правовую  грамотность;

· правовое  мышление  (сознание);

· правовое  умение  (умелость).

Правовая  грамотность  включает  в  себя  знакомство  с  сущностью  понятий  (закон,  конституция,  законодательство,  нормативный  акт,  норма  права,  право);  законодательными  документами  по  защите  прав  детей  международного,  федерального  и  регионального  уровней.

Детей  дошкольного  возраста  целесообразно  знакомить  с  привлекательной  и  соответствующей  их  возрасту  форме  с  основами  международных  документов  по  защите  прав  ребенка,  способствовать  развитию  у  них  чувства  собственного  достоинства,  осознания  своих  прав  и  свобод,  развитию  чувства  ответственности  за  свои  поступки  и  действия.  Для  формирования  у  дошкольников  элементарных  представлений  о  своих  правах  и  свободах,  воспитания  уважения  и  толерантности  к  другим  людям  и  их  правам  важно  не  только  давать  знания,  но  и  создавать  условия  для  их  практического  применения.  Организуя  работу  по  данному  направлению,  необходимо  опираться  на  ведущие  для  детей  дошкольного  возраста  виды  деятельности:  игровую  и  художественно-продуктивную.

Развитие  правовой  грамотности  школьников  осуществляется  на  практических  занятиях  с  учетом  принципа  доступности,  на  которых  школьники  учатся  делать  сравнительно-сопоставительный  анализ  документов,  вырабатывать  суждения  и  делать  выводы.

Правовое  мышление  основывается  на  правовых  знаниях  и  представляет  собой  умение  оценивать  замыслы,  поступки,  поведение  людей  с  точки  зрения  норм  права.  Для  развития  правового  мышления  целесообразно  решение  психологических  и  педагогических  ситуаций,  имеющих  место  в  реальной  жизни.

Правовое  умение  формируется  в  ходе  решения  данных  ситуаций  и  задач.  Школьники  учатся  проектировать  свои  действия  в  реальной  действительности,  осознавать  ценность  личности,  ее  прав  и  свобод.

Правовое  воспитание  несовершеннолетних  может  осуществляться  в  различных  формах.  Среди  них:

· Пропаганда  права  средствами  массовой  коммуникации.  Для  данной  формы  характерна  массовость  охвата  аудитории,  использование  различных  рубрик,  тематических  бесед,  интернет-сайтов  и  т.  п.

· Издание  литературы  по  вопросам  права.  Причем  содержание  брошюр,  книг  и  т.  п.  должно  быть  дифференцировано  в  зависимости  от  возраста  детской  аудитории.

· Устная  правовая  пропаганда.  Это  могут  быть  беседы,  лекции,  консультации,  вечера  вопросов  и  ответов,  лектории  и  др.  Данная  форма  позволяет  строить  общение  на  основе  личностно-ориентированного  подхода,  сразу  же  получить  ответ  на  интересующий  вопрос,  обменяться  мнениями.

· Правовое  образование  детей  —  изучение  законодательства  в  образовательных  учреждениях  разных  типов.

· Наглядная правовая информация (стенды  фотографий  правонарушителей, стенгазеты, боевые листки  и  т. п.).

· Влияние  произведений  литературы  и  искусства,  посвященных  правовым  проблемам  (кинофильмы,  художественная  литература,  театральные  постановки  и  др.)

· Школьные и семейные правовые олимпиады, диспуты на темы права, кружки «молодого юриста»  и  т. д. 

Таким  образом,  в  настоящее  время  для  российского  общества  наиболее  актуальна  проблема  правового  воспитания  подрастающего  поколения,  повышения  уровня  их  правового  сознания  и  правовой  культуры  как  необходимого  условия  профилактики  делинквентного  поведения  несовершеннолетних  в  условиях  построения  в  России  правового  государства.  От  этого  зависит,  будет  ли  у  современной  России  будущее.

Список  литературы:

  1. Зайдуллина  Г.Г.  Гражданско-правовое  воспитание  дошкольников  в  ДОУ  //  «Имею  честь  достойно  Родине  служить».  Проблемы  духовности  современного  общества  и  патриотического  воспитания  молодежи  ХМАО:  направления  и  перспективы:  Материалы  окружной  научно-практической  конференции  /  Отв.  ред.  Н.В.  Сапожникова.  Нижневартовск,  2006.  —  174  с.
  2. Зайдуллина  Г.Г.  Девиантное  поведение  подростков  и  условия  его  социально-педагогической  профилактики  и  коррекции:  учебное  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений.  М.,  2011.  —  159  с.
  3. Змановская  Е.В.,  Рыбников  В.Ю  Девиантное  поведение  личности  и  группы:  учебное  пособие  для  вузов.  СПб,  2010.  —  350  с.
  4. Локк  Д.  О  государственном  правлении  //  Локк  Д.  Избранные  произведения.  Т.2.  М.:  Соцэкгиз.1960.
  5. Певцова  Е.А.  Правовая  культура  и  правовое  воспитание  в  России  на  рубеже  XX—XXI  веков.  М.,  2003.  —  416  с.
  6. Психологический  словарь.  М,  2007.  —  354  с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание несовершеннолетних: Я и ШКОЛА

Правовое воспитание несовершеннолетних...

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в сос...

Статья "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через правовое воспитание"

В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю профилактику правонаруш...

Программа "Правовое воспитание несовершеннолетних"

Программа направлена на сохранение и развитие всех тех благ, которые ребенку дают право и образование, когда они не входят в противоречие не с их физическом здоровьем, ни с психологическим, ни с наруш...

Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»

Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних,  понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...

Занятие по правовому воспитанию по теме: "Ответственность несовершеннолетних за присвоение чужого имущества (совершение краж)"

Цель: познакомить обучающихся с ответственностью и видами наказания несовершеннолетних за совершение краж, грабежей, разбоев. Дать рекомендации о том, как себя вести, если вы сами стали жертвой открыт...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...