«Нестандартные задания на уроках обществознания»
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Залавина Светлана Михайловна

Данное внеклассное мероприятие проводилось на школьном обучающем семинаре: «Нестандартные задания на уроках обществознания»с целью ознакомления с нестандартными задания по предметам.

Была представлена групповая работа обучающихся 10Б класса(класс был поделен на две группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie_po_obshchestvoznaniyu.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на обучающем  семинаре «Нестандартные задания на уроках обществознания»

Место проведения: «МОУ СОШ №31»

Учитель: Залавина С.М.

Класс:10Б

Данное внеклассное мероприятие проводилось на школьном обучающем семинаре: «Нестандартные задания на уроках обществознания»с целью ознакомления с нестандартными задания по предметам.

Была представлена групповая работа обучающихся 10Бкласса(класс был поделен на две группы)

Ход мероприятия:

«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг.  Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям»
                                                                                                                    И.Этвеш

-О чем говорит в своем высказывании Этвеш?

-Дайте определение термину»прогресс»

-Назовите особенности прогресса(по мнению автора)

 

  1. Отработка темы: «Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы»:

 Для наиболее успешного усвоения темы  помимо традиционных методов закрепления целесообразно использовать и нестандартные задания, задействующие    зрительную, ассоциативную  память и  метапрепредметные связи

1.1Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.

  Схема 1

 http://compendium.su/social/10klass/10klass.files/image046.jpg

примеры из отечественной истории, соответствующей этому графическому рисунку.

Схема2

 http://compendium.su/social/10klass/10klass.files/image047.jpg 

 1.2 Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

11.1.

        Река времен в своем стремленьи

        Уносит все дела людей

        И топит в пропасти забвенья

        Народы, царства и царей.

        А если что и остается

        Чрез звуки лиры и трубы,

        То ___________ жерлом пожрется

        И общей не уйдет судьбы.

(Г.Р. Державин)

11.2.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

        (А.С. Пушкин)

        Философская позиция:

Философская позиция:

2.1Отработка терминов

Для наиболее прочного усвоения  и разнообразия работы по закреплению знаний терминов по разным разделам помимо словарных диктантов, тренажеров  по датам возможно использование следующих типов заданий:  

 Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. 

В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

«Кошелек»

 Экономическая инфраструктура

«Невминяемый»

 Убеждение

«Порча»

Власть

2.2 Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

1. Вал…в…й национальный продукт – сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителем данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

2. Т…л…рантность – терпимость к другим мнениям, верованиям. Поступкам.

3. Экстр... мизм – проявление крайних взглядов на мир. Поведение

 4. Д…прессия – застой в чем-либо

 5 Т…н…йджер – подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет.

6. Н……сфера – новое эволюционное состояние биосферы

 3.Отработка темы: «Государство как политический институт»

Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово (выражение) выпишите и объясните, почему вы так решили 

1. Аграрное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, постиндустриальное общество

2. Национально - государственное устройство, форма правления, политический режим, тоталитарный режим.

4Для развития устойчивого интереса к изучаемому предмету и в целях подготовки к предметной олимпиаде в работе возможно использовать для решения логические задачи и ознакомление способов решения их :

   В семье четверо детей, причем все мальчики в ней (если таковые есть) лгут, а все девочки (если таковые есть) говорят правду. Один ребенок сказал: «У меня сестер и братьев поровну», другой: «У меня ровно один брат», третий: «У меня ровно два брата», четвертый: «У меня ровно две сестры». Определите, сколько в этой семье мальчиков. Обоснуйте свой ответ.

5Для проверки усвоения изученной темы, для  отработки навыка решения подобных заданий в   ЕГЭ используются задания следующего типа:

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

В настоящее время в отечественной …… ведутся дискуссии о…... . Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от……  частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …….. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1.государство

2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

9. каста

 

10. люмпены

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания".

В презентации представлены некоторые аспекты компетентностного урока обществознания....

Ситуационные задания на уроках обществознания

Дидактические задания к урокам, позволяющие активизировать процесс обучения и придать ему практическую направленность...

нестандартные задания на уроках литературы

Как сделать урок литературы интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного ...

Нестандартные задания на уроках русского языка.doc

Цель данной работы-познакомить учителей русского языка с некоторыми видами нестандартных заданий,помогающих оживить урок.Необычность заданий вызывает у школьников в начале работы удивление,радость в п...