Личностно- ориентированная технология: особенности применения на уроках обществознания
статья по обществознанию на тему

В статье рассматривается личностно- ориентированные технологии обучения  по обществознанию. Обоснуется выбор  применения технологий идеи гуманизации  образования при изучении обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно- ориентированная технология:

                особенности применения на уроках обществознания 

        В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания образования: внедряется ФГОС, строятся новые школы, обновляются профессиональные компетенции педагогов, особая роль отводится воспитанию и обучению личности ученика, а для этого создаются и используются различные   инновационные технологии  к изучению предметов. В настоящее время всё больше  педагогов придерживаются принципа создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Среди большого числа технологий применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором  творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Современная  парадигма  образования ориентирует ОУ на  реализацию личностно- ориентированного  обучения, она стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.

 Исследования в области технологии личностно-ориентированного обучения проводили такие ученые как: С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко Л.В.Занкову, Д.Б.Эльконина, Е.Н.Ильина, Амоношвили, Е.В. Бондаревская, В.В, Котова, Е.Н., О.В.Заславская, С.В. В.В. Шоган и др. Психологической основой педагогической технологии личностно- ориентированного  обучения  являются теории  И. Якиманской, Леонтьева и т.д. 

Таким образом, все исследователи связывают теорию личностно- ориентированного обучения  с идеями гуманизации образования, подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей как основное условие успешной работы.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Г.К.Селевко кандидат педагогических наук, автор педагогических технологий, все педагогические технологии делит на:

А) Авторитарные технологии Б) Дидактоцентрические технологии. В) Личностно- ориентированные технологии.

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, Г.К.Селевко, И. С. Якиманская, Е.В.Бондаревская ). 

По мнению Г.К. Селевко, ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализации его природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой – либо отвлеченной цели. Такие технологии еще называют антропоцентрическими. Таким образом личностно- ориентированные технологии характеризируются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.[1]

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.[2]

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности. Под принципами следует понимать, исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо любого педагога. Принцип самоактуализации; Принцип индивидуальности; Принцип субъектности; Принцип выбора; Принцип творчества и успеха; Принцип доверия и поддержки.

В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно- личностные (Ш.А. Амоношвили), технология сотрудничества и технология свободного воспитания.

Можно выделить дополнительно, технология саморазвивающего обучения, адаптивная система обучения, технологии разноуровневого обучения, технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов), развивающееся обучение (Якиманская И.С).

  1. Гуманно- личностная технология.

Гуманно- личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью, помощь ей. Идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие  силы. Способы внедрения данных технологий в образовательный процесс: индивидуальные задания,открытые задания выполняют самостоятельно,  составление плана занятий для себя - ИОП.

  1. Технология сотрудничества.

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей.

«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4— 6 чел. для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Поскольку единственный путь освоить материал всей темы — это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях — никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 чел. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности.

  1. Развивающее обучение (Якиманская И.С).

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.         Цели РО:

•  Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

•  Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

•  Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

 Центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения. Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы. Образовательный процесс должен строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Основное содержание, методы, приемы  РО направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

В РО для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.

  1. Разноуровневое (дифференцированное) обучение.

Наиболее эффективными в рамках технологий личностно-ориентированного обучения я считаю приемы разноуровнего (дифференцированного) обучения, которые позволяют учитывать: индивидуальные особенности школьников; содержание обучения различной сложности; специфические особенности каждого класса. Например, я использую внутриклассную дифференциацию, выделяю для себя группы для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). При наличии устойчивого интереса к учебе (подтягиваются), стремлюсь помочь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Задания, которые предлагаются ученикам: дифференцированные; используется семикратное повторение; создается ситуация успеха.

Необходимы особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика, сравнение не по горизонтали, а по вертикали, то есть динамика развития ребенка в сравнении с самим собой, а не с другими.

Таким образом, дифференцированный подход предполагает сначала раскрыть индивидуальные особенности ученика, а затем выбрать для него наиболее благоприятные условия развития, которые раскроют возможности максимального развития каждого ученика.

Все сказанное выше предполагает иное построение познавательного процесса: основной его идеей является цель предупредить, а не наказать незнание, сформировать мотивы обучения, а не констатировать факты; базовый уровень должен быть реально воплотим для всех учащихся, но при этом учащимся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения изучаемого материала.

Дифференцированный подход определяет ориентированность заданий на различные уровни обучаемости и обученности учащихся.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения на уроках обществознания является,  выработка у учащихся собственной позиции по отношению к вопросам власти, личной свободы, гражданской ответственности и законности. Они должны помочь обучающимся научиться применять полученные знания при столкновении с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами.

Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках обществознания должно помочь развитию у  обучающихся  активной жизненной позиции, приобретению способностей  коллективной работы по достижению общих целей, оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах  и отстаивать его.

 В результате у школьников происходит формирование и развитие способностей  переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные  качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим.

В связи с этим важными приемами и методами технологий личностно-ориентированного обучения являются: дискуссия, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностические, системное моделирование, проектировочная и творческая деятельность. 

Различие личностно — ориентированного урока обществознания от традиционного (и не только)

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения  «педагог — ученик». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. При подготовке и проведении личностно ориентированного урока обществознания учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

Добиться успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся на уроках обществознания, можно через:

- Диалогические формы общения. Осуществление диалога учителя и обучающихся на уроке становится одним из ключевых условий личностно-ориентированных технологий образования, создания комфортной образовательной среды, воспитания учащихся в духе толерантности. Ведь диалогическая направленность в общении – это, прежде всего, ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание позиций, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству. 
При этом необходимо уйти от традиционного диалога, построенного на вопросе учителя и ответе ученика. Необходимо строить вопрос так, чтобы ученик свободно мог высказать свое мнение (Как вы думаете…?, Каково ваше мнение…? Предположите…и т.п.). Не спешить оценивать правильность ответа, а дать возможность высказать свои предположения другим учащимся. В результате в процессе дискуссии школьники совместно с учителем смогут найти ответ. Причем учитель, не навязывая своего мнения как единственно правильного, должен направлять мыслительную деятельность учащихся.

- Дискуссии, они формируют понимание проблемной неоднозначности выдвигаемых положений, работы с учебным материалом, обществоведческим текстом, умению анализировать, сопоставлять, делать выводы.

- Проблемные ситуации на уроке. Обществоведческие понятия не должны усваиваться как готовые знания, необходимо, чтобы они возникали в сознании обучающихся в результате логического выведения и построения. В этом случае достигаемые результаты усвоения являются продуктом собственной познавательной деятельности, организуемой и управляемой педагогом. 
- Использование метода проектирования. Важным моментом в формировании способности добывать необходимую информацию играет обучение учащихся правилам написания различных работ (исследований, рефератов, отчетов о проделанной работе). Создание проектов, научно-исследовательская деятельность предоставляет обучающимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования способностей самостоятельного оперирования полученным материалом. Проектная деятельность стимулирует самообучение и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность.
Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий.

- Использование творческих заданий, игровое моделирование. Обществознание заставляет детей думать, творить, мечтать, созидать, чувствовать. Для того чтобы обучающиеся могли почувствовать  предмет, они  должны пропустить полученные знания через себя, свои чувства и представления, создать свой образ видения современного общественного явления, процесса. Решению этой задачи способствует, которые помогают наполнить знания детей эмоциональным, личностным содержанием.  

- Развитие рефлексии, понимаемой как обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту - мышления, деятельности, переживаний и т.д. Ученику предстоит осознать, как и почему он так делал, думал,  чувствовал.

Рассмотренные направления  способствуют гуманизации образования - одной из важнейших тенденций личностно- ориентированного обучения. Она рассматривается как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом.

Можно выделить основные критерии эффективности урока обществознания с использованием личностно-ориентированной технологии. К ним можно отнести:

· Наличие вариативной составляющей учебного плана урока в зависимости от индивидуальных особенностей, готовности класса и т.п.

· Использование проблемных творческих заданий.

· Применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

· Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока.

· Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

· Обсуждение е учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

· Стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.

· Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа учащегося, но и анализ того, как учащийся рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.

· Отметка, выставляемая учащемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

· Вариативность домашнего задания, объяснение не только темы и объема задания, но и рациональной организации учебной работы при выполнении домашнего задания.

Достоинства личностно-ориентированного обучения:

- Уважение к личности учащегося, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности).

- Оригинальное построение содержание и методов обучения.

- Поиск новых форм и средств обучения.

Слабые стороны личностно-ориентированного обучения:

- Переоценка интересов учащихся, определяющих содержание и методы обучения, ведет к снижению академического уровня знаний, к отрывочным, несистематизированным знаниям.

- Личностно-ориентированное обучение во всем объеме и со всеми нюансами сложно проводить в классах, группах, в которых учится по 25-35 учащихся. На должном уровне его можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Следовательно, такой тип обучения надо сочетать с другими, в том числе и традиционными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Личностно ориентированный подход к обучающмся на уроках математики

В выступлении рассмотрены вопросы: Личностно ориентированное обучение как современная ориентация  в педагогической деятельностиЛичностно-ориентированная система обучения.Структура типового б...

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках литературы в инновационной среде школы

Презентация "Личностно ориентированный подход к учащимся" поможет при изучении данной темы и при подготовке публичного выступления...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...