Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Малюкова Вера Фёдоровна

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный материал как на одном, так и на двух уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ    УРОКА    РУССКОГО    ЯЗЫКА   В     9 КЛАССЕ

С   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ  ЛИЧНОСТНО  ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА   В   ОБРАЗОВАНИИ

Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области;  эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ; электронный адрес -  w.malukova@gmail.com.

Примечание:

  1. учитель (по своему усмотрению) может использовать предложенный  материал  как  на одном, так  и  на двух уроках.
  2. данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности.

        Тема урока:  МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тип урока - урок изучения нового материала

Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.;  дидактический материал, Энциклопедический словарь юного филолога,  толковый словарь, словарь иностранных слов,  доска с высказываниями о русском языке (эпиграф, цитаты), информативные карточки (материал для наблюдений - генеалогическое древо индоевропейских языков), компьютерная презентация «Международное значение русского языка»; портреты: М.Ломоносова, В.Даля, Л.Н.Толстого, А.Толстого, Н.Добролюбова, К.Паустовского, И.Тургенева, П.Мериме.

Цели урока.

1. Познавательные:

   а) повторить ранее известные сведения о функциях русского языка;

   б) расширить   и  углубить  общие  сведения  о  языке,  познакомить  

   с  понятием «мировые языки».

2. Практические:

   а) закрепить умение составлять план и пересказывать текст по плану;

   б) сформировать умение различать функции русского языка и составлять

   связный текст на заданную тему.

3. Общепредметные:

  а) воспитывать:

 - интерес    к    предмету    в   ходе   освоения  лингвистической  темы и

  размышления  над   содержанием   дидактического   материала  на тему  

  функций русского языка в современном мире;

- языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности:  лингвистической,  языковой,  речевой, культуроведческой,   правописной);

- нравственные качества школьников (уважительное и бережное отношение к великому русскому языку, к родной стране, культуре, а также требовательное отношение учащихся к собственной речи),  эстетическое  восприятие высказываний о русском языке;

  б) развивать: память, логическое мышление, речь,  способности, эмоции;

  в) формировать умения самостоятельно пополнять знания при   обращении к справочной литературе, а также навыков продуктивного интеллектуального труда школьников.

 Методы и приёмы:  

  1. создание благоприятного эмоционального настроя, ситуации успеха;
  2. смена видов деятельности для снятия признаков утомления;
  1. внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка;
  2. беседа;
  3. коллективная и индивидуальная формы работы;  
  4. развитие связной устной речи учащихся;
  1.  дифференцированный подход к учащимся;
  1. контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах;
  2.  самоконтроль и взаимоконтроль;
  3. комментарий домашнего задания;
  4. рефлексия.

                                       

Оформление доски

                                                                                                                                   


Богатый, звучный, живой, отличающийся  гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражании, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти

безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии.


Проспер  Мериме

               

                                              Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение  нового материала.

2.1.Вступительное слово  учителя с элементами беседы.

Сегодня у нас необычный урок русского языка. В подготовке к этому уроку принимали участие многие ребята: кто-то  выполнял индивидуальные задания, кто-то работал в малых группах, а кто-то писал плакаты, готовил книжные выставки, выполнял техническую работу на компьютере. И урок этот – в честь Его Величества Русский Язык!

М.В.Ломоносов писал:

«Карл  Пятый,  римский  император, говаривал,  что  ишпанским  языком

с  Богом,  французским – с друзьями,  немецким – с неприятелем,

италианским – с женским полом говорить прилично…»

- С кем, по мнению Ломоносова, можно говорить на русском языке?

(Цитату прочитаем полностью, прослушав 1-2 ответа  учащихся.

Открываем запасную доску с высказыванием Ломоносова о русском языке):

«Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие  ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Мы можем гордиться тем, что этот удивительный язык -  наш родной язык.

Действительно,  « Нам дан во владение самый богатый, меткий и

поистине волшебный русский язык».  (К. Паустовский)

2.2.Целеполагание    

Р. Совершенствование навыков связной монологической речи.

Учитель.  Велико значение русского языка.  Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях в различных функциях.

- О каких функциях русского языка вы знаете?

(Русский язык – государственный язык РФ, а также язык межнационального общения.)

Задание. Прочитайте тему урока, записанную на доске.

- О какой ещё функции русского языка мы будем говорить сегодня?

(Международное значение русского языка )

Учитель. 

- А.Н.Толстой писал в 1934 году:

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».

И это время настало.

Действительно, русский язык – один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Он входит в число наиболее распространённых языков мира. На земном шаре на нём говорят более 250 млн. человек. По степени распространения русский язык занимает пятое место в мире.

Именно о международном значении русского языка мы и будем говорить сегодня. 

(Учащиеся записывают тему урока в тетради.)

Цель нашего урока – расширить ранее известные вам сведения о русском языке.

2.3. Работа по учебнику. Упр. 1

- Прочитаем вслух содержание упр. 1.

- В чём состоит главная функция международных языков?

2.4. Работа с эпиграфом.

Р. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Учитель. Прочитаем высказывание Проспера Мериме,  классика французской литературы о русском языке.

- Какова основная мысль, заложенная в эпиграфе?

- Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа я взяла высказывание зарубежного деятеля искусства?

(Восторженные высказывание о русском языке русских писателей, поэтов  понятны – это же их родной язык! А вот высказывание классика французской

литературы, выучившего русский язык, действительно, наполняет гордостью

сердце и душу каждого россиянина.)

 2.5. Работа учащихся  с Энциклопедическим словарём юного филолога.

Понятие «мировые языки».

Р.   Обучение самостоятельной работе с текстовой информацией.

Учитель. - Итак, русский язык является одним из мировых языков.

- А как в Энциклопедическом словаре юного филолога трактуется понятие  «мировые языки»?

(Учащиеся находят в словаре ответ: «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные».)

Р.  2.6. Изучение материалов для наблюдения. 

Работа с иллюстративным дидактическим материалом о составе   и структуре индоевропейской семьи языков. Получение новой информации.

(материал для наблюдения – на столе у каждого ученика)

Учитель. Вы, наверное,  слышали о существовании генеалогической (родословной) классификации языков по родственным связям между ними.

-  А кто знает, к какой языковой семье относится русский язык?

(Индоевропейская семья.)

 Индоевропейская семья языков самая многочисленная семья, она объединяет около 100 языков.

- Рассмотрите генеалогическое древо и ответьте на вопросы:

- Какие из перечисленных языков: немецкий, финский, итальянский, литовский, эстонский, армянский, азербайджанский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский –  родственны русскому?

 (Родственными русскому являются следующие языки: немецкий, итальянский, литовский, армянский, английский, шведский, сербский, чешский, румынский. Все эти языки, в том числе и русский,  относятся к индоевропейской семье языков. Не являются родственными русскому языки: финский, эстонский (финно-угорские языки), азербайджанский

(тюркские языки).

- На какие 3 группы делятся славянские языки?

- В какую группу входит русский язык?

 

2.7. Лекция учителя по теме урока.

Р.  Отработка умений выделять главное при получении устной информации и составлять план.

Комментарий учителя об организации работы учащихся на данном этапе

урока. 

- На уроках русского языка в 9 классе должны решаться не только познавательные задачи, а также и отрабатываться практические навыки.  Сейчас вы не просто будете слушать новую информацию по теме урока,  вы  по ходу моего сообщения попытаетесь «уловить» микротемы моей небольшой лекции и составите краткий план. А план этот должен быть в форме вопросов, поднятых в моём сообщении.  Итак,  мы будем отрабатывать умение составлять план. Напоминаю, что план – это краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.

1). Лекция учителя с элементами беседы.

 Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединённых Наций.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века.  Помимо русского, ООН официальными языками признаёт английский, французский, испанский, арабский, китайский, хинди.

Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

   Мировое   значение русского  языка  обусловлено  тем,  что  это  один    из

богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.

Богатство русского языка заключается и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности выражать мысли по-разному в зависимости от цели, характера и даже условий речевого общения.

- Вспомните, как, например, по-английски звучит слово «мать» (mother).

- И сколько вариантов этого слова в русском языке! Назовите синонимы  

  к слову «мать».

(Мама (разг.), матерь (высок.и трад.-поэт), матушка (устар. и нар.-поэт.), мамаша (устар.), матка (прост. и обл.), родимая (нар.-поэтич.), родительница (уст. и шутлив.).

-  Небольшой тест. Как вы думаете, слово МАТЬ является:

а) исконно русским;

б) общеславянским;

в) общеиндоевропейским;

г) заимствованным.

Аргументируйте свой ответ.

( Слово мать является индоевропейским. Сравните созвучные корни:

старославянский - мати,  литовский - motа, санскрит - matar, греческий - mater, латинский - mater, французский - mere, английский - mother, немецкий - Mutter).

Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. Его изучают не только студенты, школьники,  но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны ещё в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

Первым её президентом был академик В.Виноградов.

- Что означает слова ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю.

(Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности)

Задача МАПРЯЛ – объединять преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь.

Ассоциация издаёт в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

2). Работа учащихся над планом в форме вопросов.

3). Проверка 3-4 планов, составленных учащимися.

4).Запись в тетради наиболее удачного плана.

(-Какие языки называют мировыми? Какие сферы деятельности они охватывают?

-Каково место русского языка среди других языков мира? В чём разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

-Чем обусловлена популярность русского языка в мире? Какова роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом?)

3. Закрепление (этап первичного закрепления материала).

3.1. Репродуктивное упражнение.

Р. Фронтальная беседа по вопросам плана. Отработка навыка воспроизведения  полученной информации.

3.2. Репродуктивно-продуктивные упражнения.

Р.  Обучение связному высказыванию на лингвистическую тему.

Формирование собственной коммуникативной деятельности с учётом личной заинтересованности учащегося.

Задание.  На  основе исходного текста (лекция учителя) расскажите свой текст.

(Комментарий учителя: по форме -  это всё тот же пересказ, а по сути – это уже начало собственной коммуникативной деятельности, возможность проявить особенности своей личности, свои интересы, свою индивидуальность.)

3.3.   Оценка качества ответа ученика. Рецензия на ответ.

Р.  Обучение умению выявлять значимое в полученной информации.

4. Реализация домашнего задания и закрепление (продолжение работы).

Р. Контроль качества самостоятельно полученной информации при организации работы в малых группах.

Примечание

  1. Реализация домашнего задания  - на втором уроке.

4.1.Слово учителя, предваряющее проверку группового задания учащихся.

Учащиеся 9 класса должны не только слушать объяснение учителя или одноклассника, воспроизводить услышанное, но и уметь самостоятельно пополнять знания, обращаясь к справочной литературе. Самостоятельную работу можно выполнять как индивидуально, так и в группах. Готовясь к сегодняшнему уроку, некоторые ребята работали в малых группах. И их задание, конечно же, было связано с языком. Хотелось бы напомнить, что язык – это живой организм, он живёт и развивается вместе с обществом, отражая те изменения, которые происходят в этом обществе. Какие-то слова уходят из активной речи, но мы встречаем их в художественной литературе, кинофильмах, в произведениях устного народного творчества.

4.2. Задание группе №1.

- Прочитайте найденные самостоятельно фразеологизмы, пословицы или поговорки, в которых встречаются устаревшие слова (или значения слов).   

(С отчётом о проделанной работе группы выступает лидер группы.)

Биться не на живот,а на смерть. На мужике кафтан сер, да ум у него волк не съел. Попал как кур во щи(в ощип) : кур-петух. Аз да буки не доведут до скуки и др.)

Р. Формирование навыков продуктивного интеллектуального труда учащихся.

(Учащимся  предлагается  записать в тетради  2-3 понравившихся примера,

самостоятельно определив важность, с их точки зрения, полученной информации.)

4.3.Задание группе №2: выбрать правильный ответ.

Первой  грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала:

1.«Российская грамматика»(1755г.) М.В. Ломоносова.

2.«Грамматика словенска» (1596г.) Л.Зизания.

3.«Русская грамматика»(1831г.) А.Х Востокова.

4.«Грамматика словенския  правильное синтагма»(1619 г.) Смотрицкого.

(Первой грамматикой русского языка, напечатанной на русском языке, стала «Российская грамматика»(1755) М.В Ломоносова, являвшаяся законодательницей русского языка почти 80 лет, вплоть до появления в 1831 году грамматики А.Х.Востокова. Грамматики Л.Зизания и М.Смотрицкого были грамматиками церковно-славянского языка.)

(Учащиеся записывают правильный ответ в тетради)

4.4. Проверка индивидуального задания.

- Какие из приведённых прилагательных нельзя употреблять в сочетании со словом  ЯЗЫК?    

Абхазский, австрийский, аджарский, бельгийский, болгарский, бразильский, голландский, датский, канадский, румынский, португальский, шведский, швейцарский, шотландский, югославский.

( Нельзя употреблять со словом ЯЗЫК имена прилагательные: австрийский (государственный язык Австрийской республики – немецкий), аджарский (является диалектом грузинского языка); бельгийский (официальные языки Королевства Бельгия – немецкий, нидерландский и французский); бразильский (государственный язык Бразилии – португальский); канадский (государственные языки Канады – английский и французский); швейцарский (официальные языки Швейцарской Конфедерации – итальянский, немецкий, ретороманский (несколько вариантов), французский);  югославский (в бывшей Югославии (СФРЮ) были употребительны языки: македонский, сербскохорватский, словенский; официальными государственными языками Югославии являлись македонский, сербскохорватский, словенский).

4.5. Работа у доски. Тематический словарный диктант с дополнительным   заданием.                     

Р. Расширение словарного запаса учащихся.  Контроль правописной компетенции.

Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода.      

Ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, кафтан, копейка, блин, квас др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан. А с изменениями в общественно-политической жизни России в языки мира вошли слова перестройка, гласность и др. Точно так же в русский язык вошли иностранные слова.

Задание: замените предложенные вам иноязычные (интернационалистические)  лингвистические термины русскими  (слова

записываются под диктовку); составьте 1 предложение с любым (любыми) словом (словами) на тему урока:

алфавит, императив, лингвистика, префикс, флексия, адекватный, авторитет, ассимиляция.

(Азбука, повелительное наклонение, лингвистика, приставка, окончание, вполне соответствующий, общее уважение, уподобление.)

Р.Вопрос для размышления. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Обучение мини-реплике.

Воспитание уважительного и бережного отношения  к родному языку.

- Всегда ли уместно и необходимо использование в речи слов иноязычного происхождения?

(Мини-реплика – не более двух фраз, в которые вложить своё понимание главной мысли.)

(После прослушивания 2-3 ответов учащихся ещё раз читаем высказывание П.Мериме о богатстве русского языка и делаем вывод о необходимости требовательного отношения учащихся к собственной речи.)

 4.6.  Самостоятельная работа учащихся со словарём иностранных слов.

Р. Объясните значение слов иноязычного  происхождения и подберите 

к ним синонимы:

доминировать, инициатива, практика, превалировать, фрагмент 

(преобладать, быть основным; почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в каких-либо действиях; приёмы, навыки, опыт, обычные способы какой-нибудь работы;        преобладать, иметь перевес; отрывок текста, художественного, музыкального произведения).

 4.7. Продуктивное (творческое) задание. Экспромтное сочинение –миниатюра.

Р. Развитие речевой компетентности. Формирование у школьников умения выражать свои мысли в письменной форме. Отработка навыка создания текста-рассуждения, трёхчленного строения сочинения ((вступление, основная часть, заключение).

Учитель. Н.А.Добролюбов сказал о русском языке:

«Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».

 -  А умеете ли вы владеть великим русским языком?

-  О чём заставил вас задуматься сегодняшний урок?

-  Как вы поняли назначение полученной информации?

-  Какое значение имеет для вас эта информация?

-  Что изменилось в вас как в личности?

Задание.  Составьте связный текст (3-5 предложений) в публицистическом стиле, в форме рассуждения, выразив в нём определённый взгляд на международное значение русского языка, а также отразите своё эмоциональное отношение, свои чувства к великому русскому языку.

Включите в работу различные средства выразительности, речевые конструкции, стилистически допустимые в данном тексте. Озаглавьте.

(2-3 работы читаем вслух)

Р. 4.8. Работа по  учебнику. Отработка навыков монологической речи.

Задание. Прочитаем из упр. 2 высказывания о русском языке.

- Какой общей мыслью объединены эти тексты?

- Какое из этих высказываний, по вашему мнению,  можно использовать

 в качестве эпиграфа к нашему уроку?

Р. 4.9.Заключительное слово учителя с элементами беседы.

Формирование патриотического и эстетического восприятия высказываний о русском языке.

Учитель. Сегодня мы говорили о международном значении русского языка, о месте русского языка среди языков народов мира. Но, прежде всего, язык – это средство общения, а потому мы просто обязаны помнить о культуре общения, о том, что «Слово – дело великое…словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти…» - это сказал великий гуманист Л.Н.Толстой.

Наверное, уместным будет вспомнить легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, который был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф попросил Эзопа приготовить для гостей самое лучшее, и Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

А в другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчаются и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Задание. Сопоставьте мысли Эзопа с высказыванием Л.Н.Толстого.

Учитель. И всё же  язык – это огромное богатство, «достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Именно высказыванием И.С.Тургенева мне и хотелось бы завершить сегодняшний урок.    (Открываем вторую запасную доску):

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту цитату?

(2-3 мини-реплики на тему.)

5. Домашнее задание (к следующему уроку).  Комментарий учителя.

-Сделать полный синтаксический разбор предложения (высказывание И.Тургенева).

-Произвести краткий самоанализ сочинения-миниатюры по плану: соответствие заголовка содержанию, основная мысль, стиль, тип речи, языковые средства.

Перспективное домашнее задание:  подготовьте индивидуальное сообщение или небольшую компьютерную презентацию об учёных (М.Ломоносов,  Ф.Буслаев, В.Даль, В.Виноградов, С.Ожегов и др.),  которые внесли свой вклад в развитие науки о языке.

(По одному выступлению на уроке в течение месяца)

6.Маленькая компьютерная презентация «Международное значение русского языка».

Цель:

  1. сделать акцент на основных вопросах, рассмотренных на уроке;
  2. продемонстрировать учащимся образец создания собственной презентации об учёных.

Комментарий к презентации (прокомментировать слайды может учитель или ученик, используя знания, полученные на уроке, а также ранее известные факты)

1 слайд

Тема нашего сегодняшнего урока «Международное значение русского языка».

2 слайд

Современный русский язык  сложился из множества восточнославянских диалектов и церковнославянского языка (старославянского языка).

3 слайд

Оба эти языка принадлежат к индоевропейской языковой системе. Предположительно в 3 тысячелетии до нашей эры в индоевропейской языковой системе выделился протославянский диалект, который во 2 тысячелетии до нашей эры трансформировался в праславянский язык.

     В 6 – 7 веках нашей эры он распался на три группы: восточную, западную и южную.

4 слайд, 5 слайд

     В 9 веке нашей эры Святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

6 слайд

     На основе восточнославянского языка в 14-15 веках сложились русский, украинский и белорусский языки.

   Современный русский язык сформировался примерно на рубеже 17-18 веков.

7 слайд

    Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы.

7. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.

Рефлексия:

- Чему же вы научились сегодня?

- Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к предмету, к обсуждаемой теме?  Что дал вам  урок?  Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме?

8. Использованная литература

Учителем:

1. Баранников Л.И. Основные сведения  о  языке. - М., 1982.

2. Барлас Л.Г. и др.  Русский язык.  Введение в науку о языке. Флинта-Наука,

- Москва, 2003.

3. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. - М., 1978.

4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. - М., 1987.

5. Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. - М., 1985.

6. Фалина Т.М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. - Москва, 2005.

Учащимися:

1. Поэты о русском языке. Составитель В. Кавецкая.  - Воронеж, 1989.

2. Словарь иностранных слов. «Советская энциклопедия», - Москва, 1980.

3. Учебник русского языка для 9 класса.   Составители: С. Бархударов, С. Крючков и др. - М., 2004.

4. Энциклопедический словарь юного филолога.  М. Панов. - М., 1984.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК (ДРЕВНЕРУССКИЙ ЯЗЫК) ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК (СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК)

Слайд 3

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА В III ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. ВЫДЕЛИЛСЯ ПРОТОСЛАВЯНСКИЙ ДИАЛЕКТ, КОТОРЫЙ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. ТРАНСФОРМИРОВАЛСЯ В ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК. VI – VII вв. н.э . восточная западная южная

Слайд 4

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Слайд 5

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА (КИРИЛЛИЦА)

Слайд 6

ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК РУССКИЙ УКРАИНСКИЙ БЕЛОРУССКИЙ XVII – XVIII вв. – СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 7

РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ. ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГОВОРЯЩИХ И ПО КОЛИЧЕСТВУ СТРАН. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА. ОСНОВНОЙ ЯЗЫК МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРАЗИИ, В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ, В СТРАНАХ БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ОДИН ИЗ РАБОЧИХ ЯЗЫКОВ ООН. ВХОДИТ В ПЯТЁРКУ САМЫХ ПЕРЕВОДИМЫХ ЯЗЫКОВ МИРА.

Слайд 8

РУССКИЙ ЯЗЫК. ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В СТРАНАХ РОССИЯ БЕЛОРУССИЯ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ КАЗАХСТАН КИРГИЗИЯ ТАДЖИКИСТАН АБХАЗИЯ АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ США (ШТАТ НЬЮ-ЙОРК)

Слайд 9

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН) МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ (МАГАТЭ) МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО) ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ (ЮНЕСКО) ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) РУССКИЙ ЯЗЫК. ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сделать полный синтаксический разбор предложения (высказывание И.Тургенева); УПРАЖНЕНИЕ 1 (выписать любое понравившееся высказывание).

Слайд 12

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка

   Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...

«Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-opиeнтиpoвaннoгo oбучeния учaщиxcя на уроках русского языка и литературы»

Вторые областные педагогические чтения: Педагогические стратегии реализации системно-деятельностного подхода в начальной и основной школе...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...