Экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень)
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Корнелюк Жанна Вячеславовна

Переводная экзаменационная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) к учебнику под редакцией Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekz_obshchest_10_profil.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Экзаменационная контрольная работа по обществознанию

10 класса (профильный уровень)

1 вариант

А1 Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) высокая содержательная сложность

2) демократизм

3) ориентация на узкий круг ценителей

4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам

6) безграничное самовыражение автора

А 2 Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приоритет коллективистских ценностей

2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность

4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов

А 3 Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии

А 4 Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания

 1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна

2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.

3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.

4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.

А 5 Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

А 6 Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

2) Революция как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти.

3) B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека.

4) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.

5) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

А 7 Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях

А 8 Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.

А 9. Выберите верные суждения о цивилизационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 1) Цивилизационный подход к изучению истории был сформулирован О. Шпенглером и А. Тойнби.

2) Цивилизационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

3) Цивилизационный подход делает акцент на различия и уникальные черты в развитии различных обществ.

4) Для цивилизационного подхода характерно утверждение ведущей роли классовой борьбы в историческом процессе.

5) Основой для классификации обществ в рамках цивилизационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.

А 10 Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 А 11 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

 1) порядочность  2) сообразительность  3) законопослушность  4) трудолюбие

5) начитанность  6) быстрота реакций

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 А 12 Установите соответствие между характеристиками и методами научного познания познания. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

методы

А) многократное воспроизведение изучаемого процесса в целях его исследования

1. наблюдение

2. описание

3.эксперимент

Б) создание контролируемых и управляемых условий протекания процесса

В) фиксация собранных данных и сведений

Г) преднамеренное и целенаправленное восприятие процесса без прямого вмешательства в его течение

Д) варьирование (изменение) условий протекания процесса для изучения его особенностей

А

Б

В

Г

Д

А 13  Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отличительные признаки

Типы обществ

А) появление массовой культуры

1. традиционное (аграрное)

2. постиндустриальное

3. индустриальное

Б) господство натурального хозяйства

В) преобладание сферы услуг в структуре экономики

Г) рост численности промышленного пролетариата

Д) Преобладание наукоёмких, высокотехнологичных производств

А

Б

В

Г

Д

А 14 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) мотив

2) деятельность

3) понятие

4) память

5) воздействие

6) ощущение

7) представление

8) суждение

9) восприятие

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

В1  В стране N быстрыми темпами последние 5 лет идёт развитие промышленности, что приводит к росту числа городов и численности городского населения, проводятся реформы по расширению системы средних и высших учебных заведений.

Какой вывод о стадии общественного развития страны N можно сделать, исходя из приведённых данных?

На основании каких двух признаков, приведённых в задании, Вы сделали такой вывод? На основании знаний обществоведческого курса назовите две дополнительные отличительные черты данной стадии общественного развития.

 В 2  Используя обществоведческие знания, объясните как уникальность личности связана с социальными изменениями (приведите три объяснения).

В 3 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.

В 4. Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами учет в социальной жизни биологически обусловленных различий между большими группами людей.

В 5. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые два направления влияния государства на социализацию человека.

В 6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Экзаменационная контрольная работа по обществознанию 10 класса (профильный уровень)

2 вариант

А 1 Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) авторство часто не определено

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

А 2 Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии

А 3 Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

А 4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) проведение контрольных измерений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) создание логической модели изучаемого объекта

4) описание изучаемых явлений

5) проведение научного эксперимента

6) объяснение существующих взаимосвязей

А 5 Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

А 6 Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

А 7 Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.

А 8 Выберите верные суждения о познании и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.

3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.

4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

А 9 Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 1) Формационный подход к изучению истории был сформулирован немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) Формационный подход делает акцент на общие универсальные черты в развитии различных обществ.

3) Формационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

4) Основой для классификации обществ в рамках формационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.

5) Для формационного подхода характерно утверждение ведущей роли личности в историческом процессе.

А 10 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Описание объекта,  метод познания, социальный эксперимент, историческая аналогия, классификация.

А 11 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

 1) гипотеза  2) эксперимент  3) доказательность  4) рациональность  5) чувственность

 6) теория   7) концепции  8) субъективность

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

А 12 Установите соответствие между характерными чертами  и уровнями  научного  познания. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характерные черты

уровни

А) формулирование научных законов

1. эмпиричесий

2.теоретический

Б) объяснение сущности изучаемых явлений

В) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Д) проведение количественных измерений

А

Б

В

Г

Д

А 13 Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отличительные признаки

Типы обществ

А) сословная структура общества

1. традиционное (аграрное)

2. индустриально 3.постиндустриальное

Б) ведущая роль информации в жизни общества

В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха

Г) серийное производство товаров массового потребления

Д) выдвижение на первый план сферы услуг

А

Б

В

Г

Д

А 14 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

 

1) потребность

2) деятельность

3) причина

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

8) личность

9) идеальный (духовный)

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

В 1 В философском словаре приведено такое определение этого явления: « тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определении? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерии, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.

В 2 Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами учет в социальной жизни биологически обусловленных различий между большими группами людей.

В 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

В 4. Используя обществоведческие знания, объясните как уникальность личности связана с социальными изменениями (приведите три объяснения).

В 5. В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

В 6. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Познавательная деятельность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)

Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников.  Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...

Обществознание. ЕГЭ. Вводная контрольная работа для учащихся 11 класса (профильный уровень)

Вводная контрольная работа составлена с целью проверки знаний, полученных в 10 классе. Проверяются знания по следующим темам: Общество и общественные отношения, Человек и его деятельность, Познание, П...

Проверочные работы по обществознанию в 10 классе ( профильный уровень)

Материал разработан за курс 1-й четверти. Он представлен в двух вариантах с ответами....

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рубежная контрольная работа по обществознанию, 10 класс/ профильный уровень

Рубежная контрольная работа по обществознанию, 10 класс/ профильный уровень...

тестовая работа по обществознанию 11 класс(профильный уровень) по 1 главе учебник Л.Н.Боголюбов

проверочная работа в формате ЕГЭ по 1 главе 11 класс профильный уровень...

Экзаменационные вопросы по истории России с древнейшихь времён до середины XIX в. 10 класс, профильный уровень

Вопросы для классичекого устного экзамена или зачёта по истории России с древнейших времён до середины XIX в.10 класс, профильный уровень...