методический материал к уроку по обществознанию по теме «ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК».
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

материал содержит конспект урока, презентацию к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu.rar135.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ.

ТЕМА: «ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК».

Цели:

Образовательные:

  1. Формирование представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества, тесной взаимосвязи природы, общества и человека.

Развивающие:

  1. Развитие умений работать с текстом учебника, анализировать материал, решать проблемные вопросы, аргументировать;
  2.  Развитие коммуникативных и презентативных навыков.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения к окружающей среде;
  2. Воспитание чувства гражданственности, гуманизма, личной ответственности  за судьбу окружающего мира.
  3. Формирование культуры общения.

Продолжительность занятия: урок (45 минут)

Материально-техническое обеспечение занятия:   мультимедийная установка, ватманы (4 шт.) цветные фломастеры.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник, инструкции для учащихся «Заповеди для работы в группах»,  «Как успешно выполнить работу», карточки-задания.

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Первый урок  в новом разделе, построен на основе применения технологии проблемного обучения  с использованием групповой формы работы. Проверка домашнего задания не предусматривается.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Приветствие. Устанавливает доброжелательную рабочую обстановку в классе

 Обозначение учителем особенности урока. Учитель знакомит детей с формой работы класса. Напоминает о   правилах успешной работы в группах, правилах общения.

 - Дети приветствуют учителя (встают)

- вспоминают «Заповеди для работы в группе». (см. приложение №1) 

2 мин.  Дети рассаживаются в классе по группам, количество групп и состав был определен заранее, на прошедшем уроке:

№1 «Что такое природа?»

№2 «Связь человека с природой»

№3 «Место человека в живом мире»

№4 «Место человека в процессе эволюции природы»

  1. Изучение материала.

Стадия вызов 

- учитель мотивирует детей к  получению новой информации на основе просмотренного видеоряда

- учитель определяет цель урока и ставит проблемный  вопрос «Человек – венец природы?»

- помогает определить цель работы групп

- распределить обязанности в группах

Учащиеся обсуждают и формулируют цель работы группы в  соответствии с темой работы группы.

 №1 «Что такое природа?»

№2 «Связь человека с природой»

№3 «Место человека в живом мире»

№4 «Место человека в процессе эволюции природы»

Определяют план работы распределяют обязанности в группе

актуализация имеющихся знаний

3 мин

 

Стадия реализация смысла

- наблюдает за работой групп, оказывает учащимся помощь при необходимости

- по центру магнитной доски   учитель крепит  две карточки с понятиями «Человек», «Природа».

- во время работы групп, учитель контролирует выполнение заданий, оказывает необходимую помощь.

Учащиеся знакомятся с карточкой - заданием, инструкцией «Как успешно выполнить работу». (Приложение №2,3).  Распределяют обязанности в группе (оформители и  выступающие).  Выполняют работу.

получение новой информации

работа в группах – 13 мин.

Учитель слушает выступление групп, задает вопросы, вносит коррективы в ответы.

Дети представляют результат работы – выступают перед классом, выстраивают рассказ по теме, объясняют содержание рисунка,   располагают рисунок на магнитной доске  рядом с карточками «Человек», «Природа» - оформляется кластер.

Форма – выступление перед классом, защита рисунка, презентация работы групп – 16 мин.

  1. Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос.

 - Учитель подводит итог выступлениям, организует класс на решение проблемного вопроса.

- Учитель помогает детям сформулировать вывод по уроку.

- Ученики должны определить правильное, на их взгляд, местоположение понятий «человек», «природа». Что должно расположиться выше, ниже или наравне, объяснить почему.

-  ученики формулируют вывод:  природа является основой жизнедеятельности человека, существует тесная взаимосвязь между природой, человеком, обществом. Человек не способен выжить без природы, а природа способна существовать без человека

Размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.

4 мин.

  1. Рефлексия

 Учитель  собирает листы оценивания детей, объясняет, что итоговые оценки за урок ученики  узнают на следующем уроке.

 - Дети оценивают себя по критериям, представленным в инструкции, обсуждают в группе результаты работы каждого (командир группы выставляет оценку),  сдают учителю карту оценивания (Приложение №4).

Оценка за урок ставится как средний балл по итогам самооценки ученика, оценки руководителя группы и оценки учителя.

4 мин.

Объясняет д/з

- записывают домашнее задание: эссе « Каждое живое существо должно свыкнуться с тем, что оно опытный экземпляр природы, а не окончательный вариант»

2 мин

  1. Организованное окончание урока

Учитель сообщает об окончании урока, прощается с учениками.

Ученики благодарят учителя за урок, прощаются с учителем, со звонком уходят из класса.

1мин.

Приложение №1.  Инструкции, карточки-задания для работы в группах.

I. Инструкция «Заповеди для работы в группах»:

  1. Умей уважать мнение других.
  2. Не перебивай говорящего.
  3. Никогда не оценивай чужое мнение в грубой форме.
  4. Дай возможность высказаться каждому.
  5. В группе нет друзей и недругов, только равные партнеры.
  6. Ваш успех – в соединении ваших усилий.

II. Инструкция «Как успешно выполнить работу»:

  1.     Прочитайте карточку – задание.
  2. Сформулируйте правильные полные  ответы, запишите их  в тетрадь, отвечать перед классом  постарайтесь  своими словами.
  3. Оформите рисунок, отражающий тему выступления.
  4. Подготовьте выступление по своей  теме по плану:
  1. Перед нашей группой стояла задача…..
  2. Изучив текст параграфа, мы узнали, что…..
  3. Сделайте вывод. Можете начать так: «Таким образом…» или «Мы считаем, что…» и пр.
  4. Объясните смысл рисунка.
  1. Если на каком-либо этапе работы у вас возникли  вопросы или затруднения, обратитесь к учителю за помощью.

III. Карточки – задания для групп.

№1.  Что такое природа.

Внимательно прочитайте пункт учебника (стр. 45, 46);

  Задачи:

  1. Выясните что такое природа. Дайте   2 определения термину природа.
  2.  Подготовьте небольшое выступление по теме:  «Какую роль играет природа в жизни человека» (план выступления см. в инструкции),
  3. Сделайте вывод  в виде рисунка (рисунок должен соответствовать теме выступления).

№2. Связь человека с природой.

Внимательно прочитайте  пункт (стр. 46,47).

Задачи:

  1. Ответьте  на вопросы: 1.Как с позиции религиозного учения объясняется сотворение мира? 2. Как с позиции научного знания объясняется существование всего живого на Земле?
  2. Подготовьте  небольшое выступление по теме: «Какие действия человека губят природу? Как это отразится на жизни самого человека»  (план выступления см. в инструкции).
  3. Сделайте вывод  в виде рисунка ( рисунок должен соответствовать теме выступления).

№ 3.Человек –  существо высшее?

Внимательно прочитайте  пункт (стр.48, 49).

Задачи :

  1. Подготовьте небольшое выступление по теме «Человек -  высшая ступень эволюции живых существ» » (план выступления см. в инструкции).

В своем рассказе вы должны привести   аргументы в защиту этой точки зрения  из текста учебника.

  1. сделайте вывод  в виде рисунка (рисунок должен соответствовать теме выступления).

№4. Звено в цепи.

          Внимательно прочитайте пункт (стр. 49, 50).

Задачи:

  1. Подготовьте небольшое выступление по теме « Человек – звено в цепи» » (план выступления см. в инструкции)

В своем рассказе вы должны привести аргументы  точки зрения, согласно которой человек – лишь звено в долгой цепи развития природы.

  1. Сделайте вывод  в виде рисунка (рисунок должен соответствовать теме выступления).

Приложение №2.  Лист оценивания.

Критерии оценивания работы в группе:

  1. Все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других  (всегда – 1 балл; иногда – 0 баллов)
  2. Выполняет справедливую (не меньшую, чем другие ) часть работы (всегда – 1 балл; иногда – 0 баллов)
  3. Сотрудничает с другими членами группы (всегда – 1 балл; иногда – 0 баллов)
  4. Помогает улучшить работу (всегда – 1 балл; иногда – 0 баллов)

4 балла – оценка «5»

3 балла – оценка «4»

2 балла – оценка «3»

1 балл – оценка «2»

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя