Разработка урока по обществознании "Рыночная экономика"
календарно-тематическое планирование по обществознанию (6 класс) на тему

Ондар Чойган Мергеновна

Разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka._rynochnaya_ekonomika.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

              8 класс

Учитель истории и обществознания : Ондар Ч.М.

Тема: Рыночная экономика

Цель: познакомить учащихся с экономическими отношениями в обществе.

Основные понятия: рынок, конкуренция, спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, рыночное равновесие, равновесная цена.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор, экран, приложение к уроку.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме « Собственность»
  • Какие проблемы собственности отражены в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»
  • В классе и дома.
  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Рынок и его условия функциональности.
  2. Спрос и предложение на рынке.
  3. Рыночное равновесие.
  4. «Невидимая рука»  рынка.
  1. Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.

Конкуренция – это соперничество между производителями.

  • Это двигатель торговли.
  • Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогрес и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.

???. Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с  понятиями спрос  и предложение.

  1. Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

Спрос - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика

http://festival.1september.ru/articles/411721/img1.gif

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

  • какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
  • как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

http://festival.1september.ru/articles/411721/img2.gif

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

  1. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

http://festival.1september.ru/articles/411721/img3.gif

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

  1. Самостоятельная работа с текстом  учебника стр. 113-114. Прочитать и ответить на вопрос  - о какой «невидимой руке идёт речь»?
  1. Закрепление изученного материала.

Решить задачи  (групповая работа)

Задача 1. Любой предприниматель решает вопрос о возможности получения большей прибыли за счёт производства  конкретных товаров или оказания услуг. Каким образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили организовать свою парикмахерскую?

Какую роль в сфере бизнеса играет реклама? Как она воздействует на спрос, предложение и цену?

Если фирма постоянно рекламирует свою продукцию, может ли это считаться доказательством её непрочности на рынке?

Задача 2. В результате очередных реформ в государстве возросла цена на многие товары. Спрогнозируйте последствия, которые могут наступить в связи с повышением цен. Как это отразится на спросе и предложении товаров?

Задача 3. Как соотносится между собой спрос,  предложение и цена при дефиците товаров? Что такое дефицит и в результате чего может возникнуть такая экономическая ситуация?

  1. Домашнее задание:
  • Прочитать параграф 14
  • Выучить все определения, подготовиться к словарному диктанту.
  • Рубрика «В классе и дома»
  • Рубрика «Говорят мудрые» (письменно)
  1. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.

Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...

Разработка урока по экономике 8 класс на тему "Зачем нужна биржа"

Урок - объяснение нового материала с использование ИКТ (презентации) На уроке дается обще вредставление о бирже и  их  видах....

Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"

Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением эл...

Методическая разработка урока "Лауреаты Нобелевской премии по экономике" в 10 классе социально-экономического профиля

Презентация к уроку курса Экономической теории в 10 классе "Современная экономическая мысль" содержит систематизацию данных о лауреатах Нобелевской премии по экономике в соответствии с исследованными ...

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai)  – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...

Разработка урока по предмету «Экономика». «Легко ли быть предпринимателем?»

Разработка урока по предмету «Экономика». «Легко ли быть предпринимателем?»...

Разработка урока экономики в 6 классе"Количество денег, необходимое для экономики страны"

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·...