Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 10-е классы
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Самсонова Марина Вениаминовна

 

Данна рабочая программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом, расчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю. В программе исключены разделы экономика и право, т.к. данные предметы изучаются как самостоятельные в рамках профильного изученния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300, Московская область, г.Чехов, ул.Лопасненская, стр.1/1

Телефоны : 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74

                                                                                                                                     Утверждена

                                                                                                                          приказом  директор

                                                                                                                    МБОУ СОШ №3

 29 августа 2016года

                                                                                                                                       № 81.о

Рабочая программа

по обществознанию

(базовый уровень)

 

10-е  классы

                                 

                                                            Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,  

                                                                                           учитель истории и обществознания

                                                                                                высшей категории

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса обществознания (базовый уровень) в 10-ых  классов составлена в соответствии с:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089.
  2. Примерной программы основного общего образования по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
  3. Программы курса «Обществознания» (базовый уровень), разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора JI.Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2007 году, допущенной Министром образования и науки Российской Федерации.
  4. Основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом директора от 30.08.2016г. №.87.о.
  5. Учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора от 30.08.2016г. №83.о.
  6. Методических рекомендаций по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В.  Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
  7. В соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от31.03.2014г. №253, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015г. №576.

Федеральный базисный учебный плана для среднего  общего образования отводит34 часа для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание» в 10классе из расчета 1час в неделю, с учетом прохождения программ курса по праву и экономике.

Рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества: система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознания и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народовмира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.

Основное содержание

Целями и задачами курса являются:

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Учебно-тематический план

Разделы,

Количество часов

Раздела/темы

темы

Авторская

программа

Рабочая

программа

I раздел

Общество и человек

16

19

1

Общество

4

6

2

Человек

12

13

II раздел

Общество как мир культуры

38

14

III раздел

Правовое регулирование общественных отношений

10

Резерв. Уроки повторения

6

1

Итого

70

34

По рекомендации автора программы, резервное время использовано для самостоятельной работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№урока

Тема урока

Тип урока

Код КЭС

Код КПУ

Дата урока

Раздел I. Общество и человек (19 часов)

Глава 1. Общество (6 часов)

1.

Что такое общество

Лекция

1.1

1.1

2.

Общество и культура

Комбинированный урок

1.1

1.1

3.

Общество сложная динамическая система

Урок - практикум

1.1

1.4

2.2

4.

Социальные институты общества

Комбинированный урок

1.1

1.1

5.

Динамика

общественного развития

Лекция

1.5

1.4

6.

Целостность и противоречивость современного мира

Урок-дискуссия

Глава 2. Человек (13 часов)

7.

Социальная сущность человека

Комбинированный урок

3.2

1.6, 2.1 - 2.9, 3.1-3.7

8.

Самосознание и самореализация

Урок - практикум

1.7

2.7

9.

Деятельность-способ существования людей

Лекция

1.5

1.4

10.

Многообразие деятельности

Комбинированный урок с элементами лекции

1.5

1.4

11.

Познавательная и коммуникативная деятельность

Комбинированный урок с элементами лекции

1.5

1.4

12.

Формы познания

Комбинированный урок

1.3

2.4

13.

Истина и ее критерии

Комбинированный урок с элементами лекции

1.4

1.4

1.8

2.3

14.

Свобода и необходимость в деятельности человека

Комбинированный урок

1.6

2.6

15.

Свобода и ответственность

Комбинированный урок

1.6

2.6

16.

Современное общество

Лабораторная работа (анализ текста)

1.2

2.5

17.

Глобальная информационная экономика

Комбинированный урок с элементами лекции

3.2

3.5

1.6, 2.1 – 2.9, 3.1 – 3.7

18.

Глобальная угроза международного терроризма

Семинар

5.4

1.6, 2.1 – 2.9, 3.1

19.

Общество

Повторительно-обобщающий урок

1.1

1.1

1.2

Раздел III. Основные сферы жизни общества (13 часов)

Глава 3. Духовная культура (13 часов)

20.

Культура и духовная жизнь общества

Лекция

1.10

2.2

21.

Институты культуры

Комбинированный урок

1.11

1.12

2.1

22.

Человек как духовное существо

Комбинированный урок

1.1

2.4

23.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Лабораторная работа (анализ текста)

1.2

2.5

24.

Мораль

Комбинированный урок

1.15

2.9

25.

Наука и образование

Комбинированный урок

1.11

1.12

2.1

26.

Этика науки

Повторительно-обобщающий урок

1.11

2.3

27.

Религия

Урок-практикум

1.13

2.9

28.

Религия и религиозные организации

Комбинированный урок

1.13

2.9

29.

Искусство и духовная жизнь

Комбинированный урок

1.14

2.9

30

Современное искусство

Урок-практикум

1.13

2.9

31.

Многообразие культур

Урок-презентация

1.10

2.4

32.

Средства массовой информации и массовая культура

Урок-беседа

4.9

1.6, 2.1 – 2.9, 3.1

33.

Духовная культура

Зачет

34.

Общество и человек

Урок итогового повторения

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Боголюбова Л.Н. Городецкая Н.И. Матвеева А.И. Обществознание. 10 кл.: базовый уровень - М.: Просвещение, 2015
  2. Поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. Ч 1,2. 10 класс.
  3. Автор-составитель С.Н.Степанько. - Волгоград: Учитель. 2008
  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Авторская программа по курсу «Обществознание» 10-11 класс, -М.: Просвещение, 2007.
  5. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. -М.: ACT: Астрель. 2009.
  6. Двигалев А.А. Обществознание. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2008.
  7. Обществознание в схемах и таблицах. -СПб.: Тригон. 2008
  8. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки. Обществознание. 10-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
  9. О.В. Кишенкова Тематический тренажер. Обществознание 10-11 класс. «Интеллект-центр», 2015
  10. Медведева B.C. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. -Волгоград: Учитель, 2008.
  11. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией Л.Н.Боголюбова/ - М.: Просвещение. 2015.
  12. ЕГЭ. Обществознание. Типовые задания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская,

Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. - М.: Издательство «Экзамен».

  1. Интернет - ресурсы

http://www.constitution.ru/

http://www.hro.org

http://www.gdezakon.ru/

http://www.garant.ru

http://www.uznay-prezidenta.ru/

http://www.mon.gov.ru

http://www.rossimvolika.ru/

http://danur-w.narod.ru/

http://danur-w.narod.ru/

http://be.economicus.ru/

http://www.wciom.ru

http://www.levada.ru

http://lesson-history.narod.ru

http://realpravo. ru/1 i brary/?id=46

http://rusolymp.ru/

http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7

http://www. internet-school.ru/

http://ege.edu.ru/

«Согласовано»

Протокол заседания ШМК истории и общественных наук

от «29» августа 2016 г.

№ 1

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

______________ Бебешина Н.М.

«29»августа 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 11 класс

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 11 класс по учебнику Боголюбова Л.Н....

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 11 класс

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 11 класс по учебнику Боголюбова Л.Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) 9 «С» класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ(базовый уровень)9 «С» класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) 8 «С» класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ(базовый уровень)8 «С» класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) 7 «С» класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ(базовый уровень)7 «С» класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) 6 «С» класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ(базовый уровень)6 «С» класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. (базовый уровень) 5 «С» класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. (базовый уровень)5 «С» класс...