Психологический портрет личности: эмоции и чувства.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Герасименко Любовь Александровна

Конспект урока "Психологический портрет личности: эмоции и чувства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_portret_lichnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание (7 класс)

Тема урока: Психологический портрет личности: эмоции и чувства

Цель урока: дать представление об основных понятиях урока; дать характеристики положительных и отрицательных эмоций человека; объяснить, что такое стресс и как с ним справляться; способствовать становлению и развитию личности учащегося.

Оборудование: презентация, учебник, 3 ватмана, маркеры, раздаточный материал.

Класс разделён на 3 группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению новой темы.

Учитель: Наш урок сегодня я хочу начать с игры. Я буду произносить слова, показывать определённые движения, а вы эти движения будете повторять.

            Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

            Здравствуй, мой товарищ справа,

Здравствуй, мой товарищ слева.

Улыбнись тому, кто справа.

Улыбнись тому, кто слева.

А теперь своё плечо поцелуйте горячо.

Пожалей соседа справа.

Пожалей соседа слева.

Обними соседа справа.

Обними соседа слева.

           Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Учитель: Ребята, что вы испытывали во время этой игры? (учитель записывает ответы на доску)

РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, ВОСТОРГ, ВООДУШИВЛЕНИЕ, АЗАРТ…..

Учитель: Как можно одним словом выразить то, что мы сейчас испытывали?

(чувства, эмоции)

Учитель: Молодцы! Вы сами назвали тему нашего урока сегодня. Речь сегодня пойдёт об эмоциях и чувствах, которые составляют психологический портрет личности.

Слайд №2: Тема урока.

III. Изучение новой темы

План

  1. Положительные и отрицательные чувства и эмоции.
  2. Какие бывают чувства.
  3. Изобрази эмоцию.
  4. Решение ситуативных задач.
  5. Высказывания.
  6. Контроль своих чувств.

     

1. Учитель: Каждый день мы испытываем различные чувства: положительные и отрицательные.

Задание: вспомните их названия и запишите в два столбика (маркерами на ватмане)

Положительные: веселье, спокойствие, любовь, дружба, забота, нежность, привязанность.

Отрицательные: злоба, скука, обида, уныние, зависть, ревность, гнев, боль, агрессия.

Учитель: Теперь подчеркните название самого приятного чувства в первом столбике и самого неприятного во втором (обсудите совместно).

Учитель: В каких ситуациях возникают эти чувства?

Группы комментируют результаты своей работы.

Учитель: Каких чувств прозвучало больше?

Учитель: Какие чувства сложнее было вспомнить?

2. Слайд №3. Схема.

Учитель: Все чувства делятся на:…..(комментирует схему на слайде)

Задание: комментированное чтение учебника (стр.43-44), а также значение понятий аффект, настроение.

3. Учитель: Со значением понятий мы уже познакомились, а теперь давайте попробуем без слов изобразить эмоции, настроение или чувства.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Задание: Изобразить эмоцию без слов.

1 группа: ярость, встреча, радость за гол любимой футбольной команды.

2 группа: боль, расставание, счастье.

3 группа: страх, гордость, грусть.

Учитель: Спасибо! Вы сейчас всячески пытались выразить, показать свои чувства, эмоции. Скажите, а в жизни мы всегда их проявляем?

4. Учитель: В результате следующего упражнения вам необходимо ответить на ряд вопросов:

Слайд №4.

  • Выражение своих чувств и эмоций способствует взаимодействию с людьми или препятствует ему?
  • Можно ли и нужно ли открыто выражать свои чувства?
  • Когда эмоции необходимо сдерживать?

Учитель:

Задание: Каждой группе будет дана жизненная ситуация с двумя противоположными реакциями т.е. когда вы скрываете или не скрываете свои чувства. Проанализируйте ситуации и ответьте на поставленные вопросы.

Слайд №5  (группа №1)

Мальчику очень нравится девочка. Он, когда видит её, радостно улыбается, возбуждённо что-то говорит, стараясь привлечь внимание. Может быть и наоборот: делает вид, что не замечает девочку, ведёт себя сдержанно, даже подчёркнуто не реагирует на неё.

Какова будет реакция девочки в том и другом случае?

Слайд №6  (группа №2)

Девочка очень ревновала свою подругу к однокласснице. Она злилась, досадовала на неё, но демонстрировала воодушевление, слушая рассказы подруги о встречах с одноклассницей. Или не пыталась скрыть своей печали и искренне признавалась подруге в своём чувстве.

Какой может быть реакция подруги и в том, и другом случае?

Слайд №7  (группа №3)

Ребята из класса, не поладив друг с другом, затеяли драку во дворе школы. Вы увидели это и , возмутившись, попытались растащить дерущихся, что навлекло на вас их гнев. Второй вариант: почувствовав презрение к ним, а может быть, опасаясь за себя, пошли своей дорогой.

Какова будет ваша внутренняя реакция на собственный поступок в том и другом случае?

Отвечаем на вопросы, поставленные ранее (см. слайд №8).

Дополнительные комментарии учителя:

Вопрос №2. Когда человек прячет или искажает свои чувства, другой человек не сможет его правильно понять, а следовательно и правильно отреагировать. Итог получается прямо противоположным. Как же быть? Каждый человек имеет право на выражение своих чувств и эмоций. Их надо выражать и принимать без искажений, в этом и состоит естественность и искренность общения и отношений между людьми.

Вопрос №3. Но всё ли так просто! Конечно, не всякое выражение чувств и эмоций может быть уместно. Но во всякой ситуации можно найти подходящий способ передачи своих переживаний.

5. Учитель: А сейчас самостоятельно прочитайте высказывания (слайд №9), а затем скажите: какое из них вам понравилось больше и почему?

  • Чувства – самая яркая часть нашей жизни.
  • Легко скрывать ненависть, труднее – любовь, а всего труднее – равнодушие.
  • Счастье – как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
  • Гнев есть оружие бессилия.
  • Равнодушие – это паралич души.
  • Скорбь безгранична, радость имеет пределы.
  • Самый лучший человек тот, кто живёт своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека – который живёт чужими мыслями, и своими чувствами.

6.  Учитель: Мы сегодня обсуждали и сами испытывали множество чувств и эмоций. Но контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами можем не всегда.

Как научиться управлять своими эмоциями и чувствами?

(ответы детей)

Учитель: Существуют простые, но очень эффективные правила.

Слайд № 10.

Учитель: Принимайте и любите себя таким, какой вы есть!

Слайд №11.

  • заведите как можно больше друзей и знакомых;

            активно и много общайтесь;

  • выражайте, а не сдерживайте свои эмоции, но в рамках приличия;
  • признавайтесь в своих чувствах, не отказывайтесь от них;
  • разделяйте свои чувства с тем, кому вы доверяете.

IV. Домашнее задание.

Слайд №12.

  • Параграф 6, вопросы.
  •  Памятка «Как управлять эмоциями и чувствами».

V. Рефлексия.

Учитель: В заключении нашего урока я хочу услышать ваше мнение. Я даю вам в руки микрофон, а вы говорите, что вам понравилось на уроке, что не понравилось, какие чувства вы испытывали сегодня. Можете сказать какое у вас сейчас настроение.

……………………

 Учитель: А теперь я попрошу вас всех встать в круг. Протяните в центр круга свою правую руку, кладём свои ладони друг на друга, затем также левую руку. Немного помолчим. А теперь хором повторяем за мной пожелания: Удачи! Здоровья! Счастья! Любви! Успехов! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет личности.

Презентация к урокам ОЗОЖ. Рассматриваются свойства личности: темперамент, характер, способности, интеллект, чувства и эмоции....

Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс

Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....

Психологический портрет личности.

Психологический портрет личности...

Психологический портрет личности

Урок обществознания 7 класс к учебнику Кравченко.Цель: Изучение  психологического портрета личности....

Презентация к интегрированному уроку обществознания в 7 классе по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

Презентация к уроку обществознания по теме: "Психологический портрет личности: темперамент и характер" 7 класс...

Конспект интегрированного урока обществознания в 7 классе на тему "Психологический портрет личности: темперамент, характер"

Предмет «Обществознание».Интегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе. Подготовил и провел учитель истории и обществознанияМБОУ «С...